Преимущества и недостатки инвестирования

Рынок произведений искусства имеет свою историю, традиции и правила. Его существенной особенностью является отсутствие ряда механизмов сдерживания, например лицензирования. Рынок – свободный, его участником может стать каждый.

Одним из важных преимуществ инвестирования в антикварные произведения живописи является достаточно упрощенная процедура приобретения произведения искусства: потенциальному покупателю дорогой картины, как правило, не приходится оперировать такими понятиями, как "юридическая чистота картины", "лицензия", "подтверждение доходов". При оформлении покупки не требуется соблюдать ряд формальностей, присущих другим рынкам, в частности рынку жилой недвижимости: собирать справки по инстанциям, заверять нотариально сделку, уведомлять органы регистрации и т.п. Процедура приобретения антикварной картины зачастую довольно проста: инвестор заблаговременно посещает галерею или знакомится с каталогом выставленных на продажу картин, обращается за консультацией к специалисту, делает выбор желаемого полотна, оплачивает понравившуюся работу согласно прайс-листу и получает на руки объект инвестирования.

Инвестирование в произведения антикварной живописи позволяет успешно диверсифицировать инвестиционный портфель. Объясняется это слабой взаимосвязью рынка живописного искусства с фондовым рынком и прочими рынками. Так, проведенные исследования выявляют слабую корреляцию между динамикой цен на рынке произведений искусства и рынком акций. Состояние рынка изобразительного искусства принято оценивать с использованием индекса Мея-Мозеса (Mei Moses All Ait), который отслеживает цены с перепродаж произведений живописи, ушедшей с молотка на аукционах в Лондоне и Ныо-Йорке. Как показывают данные за ряд лет наблюдений, изменения индекса Мея-Мозеса не имеют значительной взаимосвязи с динамикой фондового рынка. В 2011 г. эта взаимосвязь выглядела следующим образом (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Динамика индексов фондового рынка и индекса Мея-Мозеса

В связи с этим инвестиции в произведения живописного искусства в периоды экономических кризисов, войн и других экстремальных ситуаций обладают исключительной привлекательностью и рассматриваются "убежищем" для крупного капитала.

Очень важным преимуществом является и то, что инвестиции в антикварные картины позволяют их владельцам заработать значительный доход при перепродаже подорожавшего произведения живописи. Данные о доходности инвестиций в произведения живописи иллюстрирует табл. 7.3.

Наконец, к преимуществу инвестирования следует отнести тот факт, что произведения живописи доставляют их владельцам и эстетическое наслаждение.

Но у инвестирования в антикварные произведения живописи имеются и свои недостатки.

Во-первых, для получения адекватной отдачи необходимо, чтобы промежуток времени между покупкой произведения живописи и его продажей был достаточно длительным. Объясняется это достаточно высокими транзакционными расходами на приобретение картины (в частности, комиссионные сборы аукционных домов) и тем, что на рынке более высокую ценность приобретают предметы искусства, которые долго па нем не появлялись. Считается, что выставлять приобретенное антикварное полотно на торги следует не ранее трех лет от даты его приобретения, а ощутимую отдачу можно получить через десять лет.

Таблица 7.3

Доходность и риски инвестирования в различные объекты

Годы

Параметр

Mei- Moses Index, %

S&P 500, %

Государственные облигации США, %

Казначейские векселя, %

Золото,

%

1953– 2003

Среднее значение

12,06

11,65

6,52

5,43

5,04

Станд. отклонение

23,4

17,8

9,84

2,93

27,66

1978– 2003

Среднее значение

10,99

13,82

9,69

6,52

2,13

Станд. отклонение

20,75

16,05

11,79

3,3

31,01

1998– 2003

Среднее значение

8,67

-0,68

6,69

3,28

7,57

Станд. отклонение

10,57

22,62

5,35

2,15

12,17

Источник: dengin.ru/dengi/V-fokuse-Kuda-investirovat-kogda- rynki-padajut/

Во-вторых, рынку произведений живописного искусства присуща достаточно низкая ликвидность. Продажа качественной, инвестиционно-привлекательной картины по ее рыночной цене занимает в среднем от шести до восемнадцати месяцев, если сделка осуществляется через артдилера. Большие аукционы, на которых имеет смысл продавать такие предметы, происходят только два раза в год. К тому же чем дороже предмет искусства, тем уже его рынок, поскольку коллекционеров, готовых заплатить за произведение живописи миллион долларов, значительно меньше, чем тех, кто согласен потратить на это 100 тыс. долл.

Одной из причин ограниченной ликвидности рынка антикварной живописи является то, что большинство кредитных учреждений мира не предоставляют заемные средства под залог имеющихся коллекций живописи. Это сужает приток внешнего капитала на рынок, в силу чего многие артдилеры и коллекционеры вынуждены использовать при выполнении заказов и пополнении коллекций собственные средства.

В-третьих, активы в виде произведений живописного искусства (как и многие другие нефинансовые активы) не приносят промежуточных доходов в виде дивидендов или процентов. Более того, ОГЛАВЛЕНИЕ коллекции живописи требует определенных расходов – страховка, охрана, обеспечение условий хранения и т.д.

В-четвертых, недостатком рынка искусства является его непрозрачность, т.е. недостаток рыночной информации и качественных исследований конъюнктуры рынка. Во многом это объясняется самой спецификой рынка предметов искусства, где каждое произведение уникально, и большинство сделок заключается дилерами, не любящими делиться информацией о своей деятельности. Однако за последние годы появилось несколько специализированных баз данных (Artnet, Artprice) и индексов по различным художникам и видам искусства (Art Market Research Ltd, Kusin & Co, Gabrius) на основании аукционных данных, которые доступны публике.

В-пятых, существенным обстоятельством, препятствующим использованию предметов искусства в качестве инвестиционных инструментов, является условность их стоимости. Многие участники рынка при планировании сделок ориентируются на публикуемые данные индексов рынка произведений искусства. Однако аналитики инвестиционных фондов художественных ценностей обращают внимание на то, что индексы рынка произведений искусства могут вводить инвесторов в заблуждение, поскольку подобные индексы нс учитывают высокие транзакционные издержки. Например, комиссионные аукционных домов обычно составляют около 20% (по 10% с продавца и покупателя) на первые 100 тыс. долл. и 12% – на оставшуюся сумму сделки. Комиссионные дилеров могут достигать 50%.

В-шестых, при инвестировании в антикварную живопись следует также учитывать очень высокую волатильность данного рынка, сложность прогнозирования будущих ценовых трендов. Часто период роста цен произведений искусства может смениться длительным понижательным трендом.

Риски инвестирования. Рынку произведений живописи присущ основной риск – приобретение подделки. О необходимости осторожности в совершении покупок свидетельствуют объемы подделок произведений искусства: по мнению специалистов, около 50% приобретенных произведений XIX в. и начала XX в., а также до 80% произведений авангарда начала XX в. представляли собой подделки. Широкому распространению подделок косвенно способствует сложность проведения экспертиз и "расплывчатость" экспертных оценок. Так, участники рынка советуют обращать внимание на формулировку экспертных заключений: если произведение "приписывается Малевичу", оно должна стоить значительно дешевле, чем картина, подлинность которой практически доказана.

Не гарантирует защиты от подделок и покупка предметов искусства на торгах известных аукционных домов. Штат их экспертов ограничен, поэтому возможны ситуации, когда на качественное исследование выставляемых произведений живописного искусства просто не хватит времени (например, из 210 предметов коллекции Фаберже, которую российский предприниматель Виктор Вексельберг купил на аукционных торгах в 2004 г., девять оказались поддельными). Кроме того, нередки случаи, когда предметы искусства и антиквариата крадут из музеев, а затем предлагают на рынке.

Снижению риска покупки подделок способствует использование услуг консультантов и экспертов. Выбор консультанта – весьма ответственный этап в процессе инвестирования, поскольку удачность покупки напрямую зависит от квалификации и добросовестности консультанта.

В России сложилась практика институциональной экспертизы, и для оценки дорогих художественных произведений следует обращаться в Институт экспертизы имени И. Э. Грабаря, Третьяковскую галерею или в Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Однако надо учитывать российскую специфику: если эти экспертные учреждения дадут неточную экспертную оценку, то судебный иск о взыскании нанесенного ущерба останется без удовлетворения. В этом смысле российская экспертиза есть просто договоренность. Поэтому рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий: при покупке потребовать экспертное заключение. Затем следует обязательно проверить подлинность этого заключения (его также подделывают): достаточно позвонить эксперту и уточнить детали сделанного им заключения (какой номер имеет акт экспертизы, что в нем указано и т.п.).

Далее следует встретиться с экспертом и убедиться, что исследовался именно данный экземпляр картины, поскольку достаточно распространена схема, когда вместе с оригинальной экспертизой продается подделка, а не оригинал.

Специалисты категорически не советуют покупать дорогие картины с рук – вероятность покупки поддельного образца при этом резко возрастает. Качество подделок постоянно повышается, отличить их от подлинника бывает зачастую практически невозможно даже квалифицированному эксперту. Поэтому рекомендованный путь – это аукционные дома и крупные художественные салоны. Хотя цены там обычно на 25–30% выше, зато они гарантируют подлинность выставленных картин.