Предыстория развития консультационных услуг

Консультационные услуги присутствовали на протяжении всего развития человечества. В Древнем Египте фараоны пользовались советами и рекомендациями жрецов, в средние века императоры и короли получали советы от своих приближенных советников. В настоящее время умные и образованные руководители имеют при себе группу советников или экспертов, которые дают профессиональные советы по различным вопросам их деятельности. Речь в данном случае в основном идет о консультациях в области политики и общего управления.

Значительный толчок в своем развитии консультирование получило в ходе промышленной революции (с 60-х гг. XVIII в.), когда появились первые фабрики, а также в ходе связанных с этим явлением институциональных и общественных преобразований. Во второй половине XIX в. возникло движение научного управления. Консультирование на основе научного управления концентрировалось на вопросах производительности и эффективности работы фабрики, рациональной организации труда и снижения издержек производства. Такое консультирование называли организацией производства, а консультантов - экспертами по эффективности.

Одной из первых в мире системой неполитического консультирования явилась система информационно-консультационного обслуживания крестьян России в начале XX в. Организатором такой сельскохозяйственной информационно-консультационной службы явился российский экономист, социолог, социальный антрополог, международно признанный основатель междисциплинарного крестьяноведения А. В. Чаянов.

Задача консультантов по идее Чаянова заключалась не в том, чтобы говорить сельскохозяйственным производителям, что им делать, а в том, чтобы развивать их способность самим принимать решения. Его идеи до сих пор очень ценны, так как в то время консультационная служба в сельском хозяйстве России, может быть, была лучшей в мире. В 1913 г. в России в системе консультирования работали 9000 сотрудников, в то время как в Нидерландах, например, только 35. Страны Европы многое почерпнули из этого опыта.

Сотрудник консультационной службы, как подчеркивал Чаянов, с одной стороны, обучает, а с другой стороны, обеспечивает коммуникацию, помогая сельскохозяйственным производителям получить доступ к соответствующим знаниям и информации, информирует научных исследователей о новых знаниях, необходимых сельскохозяйственным производителям.

В то же время на Западе возникли первые профессиональные фирмы, оказывающие консультационные услуги по различным управленческим проблемам. Появились первые профессиональные консультанты, такие как Фредерик Тейлор, Артур Д. Литтл, Тоуэрс Пэррин и Гаррингтон Эмерсон. Последние два основали свои консультационные фирмы. В 1914 г. в Чикаго Эдвин Вуз организовал службу деловых исследований "Буз-Ал-лен энд Хамилтон".

Возникли консультационные фирмы по управлению человеческими ресурсами, сбытом и маркетингом, а также финансовыми ресурсами. В 1925 г. Джеймс О. МакКинси и Эндрю Томас Карни в партнерстве основали компанию, давшую впоследствии начало двум крупнейшим в мире консультационным фирмам - "МакКинси энд компани" и "А.Т. Карни".

В 1926 г. в США была организована первая Ассоциация фирм по управленческому консультированию (ACME).

В 1930-х гг. после мирового экономического кризиса и Великой депрессии в США возникло так называемое управленческое консультирование, которое завоевало признание во всех промышленно развитых странах. Однако его объем и области применения оставались ограниченными. Услугами консультантов пользовались в основном крупные промышленные фирмы. Однако появился спрос на консультирование государственного сектора и военно-промышленного комплекса, что сыграло немаловажную роль во время Второй мировой войны.

Реальное становление отрасли произошло во второй половине 1940-х - 1950-е гг., в связи с чем этот послевоенный период называют "золотыми годами" консультирования.

С тех пор консультирование становится целой отраслью, которая развивается такими интенсивными темпами, что обгоняет многие старые и новые отрасли мировой экономики. Это было обусловлено послевоенным строительством, ростом деловой активности, ускорением научно-технического прогресса, интернационализацией промышленности, торговли и финансов.

Большинство консультационных фирм, созданных в те годы, существуют и в настоящее время, занимая лидирующие позиции. Например, фирма "РА" (Великобритания) в 1943 г. имела лишь шесть консультантов, в 1963-м - 370, а в 1984 г. - более 1300 консультантов в 22 странах. Появилась концепция реструктуризации, означающая разукрупнение предприятий и их слияние, т. е. образование стратегических альянсов и совместное использование ресурсов для повышения гибкости предприятий и сокращения управленческих издержек.

Консультирование получило столь широкое распространение, что в США в 1970-х гг. на каждые 100 управляющих в промышленности приходился один консультант. В 80-х гг. появился термин ''консультанто-вооруженность", который определяется отношением общего числа жителей страны к числу консультантов В Японии этот показатель равен 2,5 тыс. человек, в США - 4,5 тыс., в странах Западной Европы - 12,5 тыс., в развивающихся странах - 250-300 человек.

В 1960 г. создана Европейская федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (FEACO) - European federation of management consultancies associations или ее синоним - Европейская федерация ассоциаций консультантов по организации производства. FEACO объединяет ассоциации консультантов по экономике и управлению 21 европейской страны по принципу: "одна страна - одна ассоциация" и представляет более 3600 консультационных компаний.

С начала 1960-х гг. консультированием в области управления начали заниматься и бухгалтерские фирмы, составившие "Большую восьмерку": Arthur Andersen; Arthur Young; Coopers and Lybrand; Deloitte Haskings and Sells; Ernst and Whinney;

Peat, Marwick, Mitchell; Price Waterhouse; Touche Ross. Впоследствии некоторые из них объединились, и образовалась "Большая шестерка": Arthur Andersen; Ernst and Young; Coopers and Lybrand; Deloitte and Touche; KPMG; Price Waterhouse.

В 1998 г. намечалось слияние KPMG с Ernst and Young и Price Waterhouse с Coopers and Lybrand. Однако произошло слияние только у Price Waterhouse с Coopers and Lybrand. Следовательно, крупнейшие аудиторско-консультационные фирмы называют теперь "Большой пятеркой": Arthur Andersen; Price Waterhouse Coopers; Ernst and Young; Deloitte and Touche; KPMG.

В японском опыте консультирования в области управления представляет интерес специфический механизм консультаций между бизнесом и правительством, осуществляемый на основе информации о рыночных тенденциях, конкретных отношениях и перспективных планах. Правительство Японии, определяя политику косвенного регулирования народно-хозяйственного комплекса, значительное внимание уделяет консультационной деятельности. В парламенте страны есть особый орган - Палата советников, а в структуре Министерства финансов и МВТП (Министерства внешней торговли и промышленности) действуют бюро, в задачу которых входит консультирование различных отраслей по таким вопросам: динамика спроса, использование мощностей, роль рынка, производительность труда, уровень развития техники и технологии, условия конкуренции. Ничего подобного нет ни в одной западной стране. Кроме того, в Японии активно действуют многочисленные консультационные комитеты. Совершенствование деятельности важных министерств (в том числе Министерства финансов и МВТП) специалисты видят в их трансформации в научный и координационный центр, специализирующийся на внутрипромышленных отношениях, т. е. в источник советов, уважаемых частным сектором

В качестве способа подготовки специалистов-консультантов высокого класса используется японская практика работы с кадрами, известная как "амакудари" ("спустившийся с небес на землю"). Ее суть заключается в ротации сотрудников госаппарата на местах в другие правительственные органы и частный сектор. Подобная ротация способствует тому, что государственные служащие, завершая карьеру, переходят работать консультантами или советниками в частные компании.

Если наиболее существенную роль правительство Японии играет в координации управленческих функций приоритетных сфер-в налоговой политике, подготовке кадров, развитии НИР и НИОКР и региональной политике, то координационные же функции выполняются в первую очередь посредством консультирования.

В мае 1987 г. в Париже состоялась Всемирная конференция консультантов по управлению. В ней приняли участие консультанты 231 консультационной фирмы из Великобритании, США, Аргентины, Австралии, Бельгии, Бразилии, Голландии, Дании, Канады, Китая, ФРГ, Финляндии, Франции, Исландии, Индии, Ирландии, Италии, Японии, Монако, Норвегии, Португалии, Испании, Швеции, Швейцарии и Филиппин. Конференция открыла новую эру развития консультирования. В последующие годы наблюдался особый рост консультационных услуг во всем мире.

Консультанты объединяются в добровольные бесприбыльные организации (ассоциации, гильдии и т. п.), основанные на членстве и содержащиеся за счет взносов своих участников, а также спонсоров. Основные цели большинства ассоциаций: содействие созданию цивилизованного рынка услуг, создание и распространение стандартов (эталонов) оказываемых услуг, соблюдение норм Закона об авторском праве и смежных правах и т. п.

Традиционные пути достижения поставленных целей:

- создание кодекса профессиональной этики и стандартов работы;

- регулярное повышение квалификации участников ассоциации;

- обеспечение участников профессиональной информацией;

- содействие расширению связей (областных, межрегиональных, международных);

- участие в работе профильных выставок, конференций, "круглых столов" и т. п.

В профессиональном кодексе, который должны подписать все участники той или иной ассоциации, обычно указываются:

- базовые этические принципы;

- профессиональные стандарты работы;

- размеры гонораров;

- процедуры рассмотрения конфликтов как между участниками Ассоциации, так и с клиентами;

- регламент: кто может выступать от лица ассоциации в целом, а кто нет, и т. п.

Пример: в Кодексе FEACO, в частности, указано: "Все члены ассоциаций должны подписаться под кодексом поведения и в своей деятельности должны всячески избегать непрофессионального поведения, а именно:

- рекламировать в вульгарной или коммерческой манере;

- принимать любые торговые комиссионные скидки или компенсации любого вида, если они связаны с предоставлением услуг или товаров клиенту;

- начислять вознаграждение за оказанные услуги на любом основании, кроме принятой профессиональной шкалы расценок;

- разглашать конфиденциальную информацию, касающуюся деятельности клиентов консультантов...".

Ассоциациями принимается ряд стандартов профессиональной деятельности консультантов, например: стандарт для всех бухгалтеров и аудиторов на Западе, которые должны соблюдать принципы бухгалтерского учета - GAAP (Generally accepted accounting principles), или стандарты аудита - GAAS (Generally accepted auditing standards), помогающие аудитору в проведении проверок, подсказывающие решения и порядок работы. При их нарушении в случаях несостоятельности аудита суды и другие органы, осуществляющие надзор над аудиторами, вправе прекратить их деятельность. В большинстве стран в конце XX в. выделялись следующие направления консультирования: корпоративная стратегия и организационное развитие, информационные технологии, управление персоналом.

Что касается стран бывшего социалистического лагеря, то в них консультационная деятельность активно развивалась в 1950-х гг., а затем была практически закрыта. Это объясняется монополизацией производства и исключением конкуренции на внутреннем рынке. Была сформирована широкая сеть научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических служб, которые снижали необходимость привлечения внешних консультантов.

В конце 60-х - начале 70-х гг. прошлого века консультационные фирмы традиционно организовывались на базе университетов или институтов повышения квалификации, затем консультированием по проекту занимались многие хозрасчетные научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации. В конце 70-х гг. начали создаваться специализированные консультационные фирмы в виде малых предприятий. Прежде всего они получили развитие в Венгрии, где уже в начале 1970-х гг. наметилась тенденция к дифференциации организационных структур. Несколько позже такие фирмы начали создаваться в Болгарии, Польше, Чехословакии и СССР. Кроме национальных консультационных фирм создавались совместные предприятия с участием зарубежного капитала. Образовывались также фирмы при общественных организациях - научно-технических обществах, союзах.

В Болгарии проблемы управленческого консультирования начали разрабатываться в середине 60-х гг. В 1968 г. при Центре по совершенствованию руководящих кадров было создано специальное бюро под названием "Изучение и консультации". Методическую поддержку оказал проект Международной организации труда. Впервые в штатном расписании появились должности консультанта и старшего консультанта. В 1971 г. бюро вошло в состав Академии общественных наук и социального управления при ЦК Болгарской коммунистической партии.

В 1979 г. в Болгарии утверждено постановление Совета Министров "О принятии Правил привлечения консультантов и внештатных сотрудников в области научно-технического прогресса". Эти Правила были первым нормативным документом в социалистических странах, регламентирующим консультационную деятельность. Государственные реформы положительно повлияли на развитие консультирования. Расширение самостоятельности экономических субъектов и значительная децентрализация решения социально-экономических вопросов создали условия для возникновения основ консультирования. Причинами этого был переход от командно-административной системы управления к косвенному управлению по законам рыночной экономики.

В Польше с 1982 г. в соответствии с распоряжениями правительства активизировалась консультационная деятельность на местах, появились новые организационные формы консультирования: специализированные государственные фирмы, кооперативные и частные учреждения. В 1982-1987 гг. Институт организации управления и повышения квалификации кадров провел шесть научных семинаров по теме "Организационное консультирование". В таких семинарах участвовали и обменивались опытом представители науки, хозяйственной практики, государственной администрации, эксперты и руководители фирм, оказывающих консультационные услуги.

В Чехословакии наряду с консультационными группами, входящими в состав исследовательских и других организаций, действовали самостоятельные организации (например, Институт управленческого консультирования при Чешском комитете по научному управлению). В 1975 г. ряд организаций по консультированию были закрыты. Управленческим консультированием и экспертизами в этот период в основном занимались Дома техники (при Чехословацком научно-техническом обществе). В 1982-1985 гг. институт ИНОРГА при сотрудничестве с рядом передовых научных учреждений ЧССР издал четыре тома КМУ (Каталог методов управления), которые включали шесть ориентированных на пользователя указателей, 400 методов управления, описанных в стандартном виде, в том числе шесть функций управления и 19 групп деятельности.

К середине 1988 г. в Польше насчитывалось около 400 консультационных фирм, половина которых действовала в рамках всепольских научных и профессиональных обществ. В Венгрии регулярно занимались консультированием в области управления около 1000 консультационных фирм, а общая численность консультантов составляла 10 000 человек. В ЧССР консультациями непосредственно пользовались более 50% руководителей. В настоящее время в вышеперечисленных странах консультационная деятельность развернулась в полном объеме, и рынок таких услуг в них можно назвать развитым.

В нашей стране консультационная деятельность, зародившаяся в середине 20-х гг. XX в., оказала существенное влияние на формирование теории и совершенствование практики управления. Истоки управленческого консультирования берут начало в концепции научной организации труда (НОТ) 20-30-х гг. прошлого столетия, когда Институт техники управления при Наркомате РКИ занимался консультационной деятельностью. Позднее, в период организации крупных предприятий, в эпоху индустриализации и укрепления административно-директивного стиля управления, консультационная деятельность была резко свернута. Многие годы она носила кратковременный, эпизодический характер, усилия консультантов были рассредоточены и базировались преимущественно на личной инициативе.

В 1971 г. была принята Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции, где особое внимание акцентировалось на процессе обмена производственным опытом между странами - членами СЭВ. В Международном научно-исследовательском институте проблем управления (МНИИПУ, Москва) было подготовлено несколько описаний опыта хозяйственной деятельности ряда передовых предприятий стран СЭВ, в том числе руководства научно-техническим развитием и созданием конкурентоспособной продукции, а также управления инновациями.

В СССР был накоплен значительный опыт по консультированию в области управления. В этом направлении плодотворно работали специализированные центры в Таллине, Москве, Ленинграде, Киеве, Новосибирске и других городах. В 80-х гг. советские и болгарские специалисты проводили совместные разработки по практическому экспериментированию и внедрению методов диагностического анализа и консультирования в области управления. Накопленное за последние три десятилетия понимание процессов развития профессиональной консультационной деятельности представляет большую теоретическую и практическую ценность. Эти годы оцениваются А. Е. Лузиным и Я. А. Лейманом как период непрерывного развития управленческого консультирования в области управления в стране.

В 1980-х гг. начали возрождаться службы научной организации груда (НОТ), изначально нацеленные на решение вопросов повышения эффективности труда и управления (и фактически ликвидированные в наше время). По содержанию работ они наиболее близки к службе внутренних консультантов (СВК), имеющейся в США.

Неразвитость консультационного вида деятельности в нашей стране не позволяет в настоящее время проводить расчеты по "консультантовооруженности", однако было бы корректней подсчитывать этот показатель через отношение числа консультантов к числу руководителей и специалистов, поскольку последние представляют собой главный объект консультирования.

В России консультирование как вид профессиональной консультационной помощи стал активно развиваться с началом перестройки экономики и переходом на рыночные взаимоотношения в 1990-е гг. Консультационный сервис современных российских предприятий и организаций по различным управленческим и организационным вопросам занимает в настоящее время одно из важнейших мест в социально-культурной системе страны.

Уже к концу XX в. в России, по оценкам Ассоциации консультантов по экономике и управлению (АКЭУ), функционировало около 350 консультационных фирм. Реальное число консультантов-одиночек и внутренних консультантов подсчитать практически невозможно.

В годы рыночных реформ (1991 -1998 гг.) рост объема коммерческих консультационных услуг в России даже при отрицательном или в лучшем случае нулевом росте экономики в целом составлял ежегодно в среднем 17%, и сейчас российское консультирование продолжает набирать силы, причем не только количественно, но и качественно.

Приоритетными направлениями консультирования в России в начале 1990-х гг. были: консультирование по вопросам управления и развития внешнеэкономических связей, создания совместных предприятий, внедрения информационных систем, проведения исследований рынка, подготовки управляющих работников.

В середине 1990-х гг. в центре внимания отечественных консультантов по праву оставались юридические вопросы, бухгалтерский учет, внешнеэкономическая деятельность, вопросы приватизации, акционирования, аудита, оценки имущества.

В процессе дальнейшего развития налоговой системы РФ государство предприняло попытку создать институт консультирования в области налогов, сформировав в 1999 г. центральную комиссию по налоговому консультированию (ЦКНК) МНС России. Комиссия была создана для обеспечения высокого уровня консультирования в области налогов, а также в целях координации работы системы налоговых органов в области подготовки и аттестации консультантов по вопросам налогообложения, аккредитации налоговых консультационных пунктов, уполномоченных учебных центров, средств массовой информации. В 2002 г. была зарегистрирована Палата налоговых консультантов России (ПНК) в форме некоммерческого партнерства (с 2005 г. - Межрегиональная общественная организация "Палата налоговых консультантов").

В настоящее время к основным целям деятельности Палаты налоговых консультантов России можно отнести: развитие профессионального консультирования по вопросам налогообложения в России, защита интересов и информационная поддержка налогоплательщиков, подготовка, переподготовка и повышение квалификации профессиональных налоговых консультантов (их в России уже более семи тысяч); объединение налоговых консультантов и организаций, занимающихся консультированием по вопросам налогов.

Только для России приоритетными направлениями консультирования остаются маркетинг и корпоративные коммуникации. В последние годы в число этих направлений для отечественных консультантов включаются: реинжиниринг, реструктуризация, подготовка и повышение квалификации менеджеров, консультирование по вопросам слияния и поглощения компаний.

Напоминание:

Реинжиниринг

- процесс оздоровления предприятий, фирм, компаний посредством подъема технических решений на новый уровень;

- создание принципиально новых эффективных бизнес-процессов в управлении, которых прежде не было в организации, на предприятии.

Одна из претензий западных консультантов к российским клиентам состоит в том, что в отличие от неукоснительного выполнения рекомендаций консультантов на Западе в России рекомендации могут быть выполнены "с точностью до наоборот". И тем не менее доверие клиентов к консультантам постепенно растет, что может означать наступление в недалеком будущем консультационного бума.

В ближайшее время будут усиливаться авторитет и активность крупных консультационных фирм за счет расширения деятельности и роста профессионализма. Российские консультационные организации будут совершенствовать свои технологии и, возможно, интегрироваться в международные консультационные организации. В любом случае следует надеяться, что рынок консультирования в России в ближайшие пять-десять лет вырастет на порядок.