Предупреждение преступности несовершеннолетних

Предупреждение преступности, а особенно преступности несовершеннолетних, – многоаспектная, сложная задача, реализация которой сродни одновременно высокой науке и искусству.

В настоящее время представление о предупреждении подростковой преступности в некоторой степени можно считать формализованным, в связи с принятием и реализацией Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Именно этот нормативный акт установил основные принципы и задачи профилактики подростковой делинквентности, круг субъектов и объектов профилактики, конкретные направления профилактической работы, гарантии прав несовершеннолетних при осуществлении предупредительной деятельности.

Основными задачами деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних согласно Закону являются:

а) предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

б) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

в) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

г) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

В систему профилактики правонарушений несовершеннолетних входят: а) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; б) органы и учреждения управления социальной защитой населения; в) органы и учреждения управления образованием; г) органы и учреждения опеки и попечительства; д) органы и учреждения по делам молодежи; е) органы и учреждения управления здравоохранением; ж) органы и учреждения службы занятости; з) органы и учреждения внутренних дел.

Принципиально важно заметить, что органы внутренних дел поставлены законом на последнее место в перечне субъектов профилактического воздействия на подростков. Одна из причин этого кроется в том, что полицейские формы и методы работы ориентированы преимущественно на контингент уже состоявшихся правонарушителей и малопригодны для предупреждения первичных преступлений несовершеннолетних, особенно на ранних стадиях формирования криминогенной личности. И хотя сегодня основную нагрузку по предупреждению преступности несовершеннолетних по-прежнему несут на себе именно они (в первую очередь, подразделения по делам несовершеннолетних), необходимость повышения эффективности раннего предупреждения подростковых преступлений требует известного сокращения объема их присутствия в системе субъектов профилактики преступности несовершеннолетних за счет активизации участия в ней "иных" субъектов (чем менее полицейской будет профилактика преступности несовершеннолетних, тем большей эффективности от нее следует ожидать). Активизация институтов гражданского общества позволит наполнить предупредительную практику адекватными по содержанию мерами, обеспечить их конкретность и максимальную привязку к различным видам преступлений, различным группам несовершеннолетних, различным местным условиям.

Исходя из содержания криминогенных факторов подростковой преступности, основные направления ее предупреждения могут быть представлены следующим образом:

1) корректирующее и оздоровляющее воздействие на микросоциальное окружение подростка, включая его семью;

2) воспитательное и исправительное воздействие на личность самого несовершеннолетнего;

3) устранение или минимизация криминогенных факторов внешней среды, окружающей несовершеннолетнего;

4) организация позитивной социально одобряемой деятельности и досуга несовершеннолетних.

В рамках этих направлений положительного эффекта можно ожидать от таких мер, как:

– предупреждение и устранение существенных нарушений нормальных условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье и социальных учреждениях (обеспечение элементарными и необходимыми условиями жизни – жильем, одеждой, пищей, медицинскими услугами и др.);

– оказание социальной, психологической и иной помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении (психологическое консультирование, тренинги, участие социального работника в повседневной жизни семьи и др.);

– устранение источников неблагоприятного воздействия на условия жизни и воспитания несовершеннолетних (в некоторых критических случаях это может требовать и изъятия ребенка из семьи в соответствии с требованиями законодательства);

– целенаправленная корректировка неправильного развития личности в начальной стадии, а также нормализация условий и оздоровления среды жизни и воспитания конкретных подростков (индивидуальная работа в школах, направление детей в специализированные учреждения коррекционного тина и др.);

– защита несовершеннолетних, способных стать жертвой преступлений, упреждение реализации их виктимности (это особенно важно, учитывая тесную корреляционную зависимость между противоподростковой и подростковой преступностью);

– постановка подростков, склонных к совершению преступлений, на учет в органах, осуществляющих профилактику правонарушающего поведения;

– организация социально ориентированного и позитивного досуга подростков (устройство в спортивно-трудовые, спортивно-патриотические и иные лагеря и клубы и др.);

– применение мер общественного и правового воздействия к лицам, ведущим аморальный и противоправный образ жизни, в предпреступный период;

– деятельность специализированных инспекторов уголовного розыска, следователей по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними (например, внесение представлений, частных определений); использование воспитательно- профилактического воздействия самого судопроизводства;

– правовая и моральная подготовка к жизни на свободе осужденных, подлежащих освобождению; трудовое и бытовое устройство несовершеннолетних, освобожденных из места лишения свободы либо осужденных к мерам, не связанным с лишением свободы, и контроль за их поведением.

Современная криминологическая теория и практика могут предложить и массу иных мероприятий, направленных па сокращение подростковой преступности. Требуется лишь умение взвешенно, точно, грамотно, искусно комбинировать и непосредственно реализовывать их на практике, координировать деятельность различных субъектов профилактики, а самое главное – всегда и везде при реализации профилактических программ в отношении несовершеннолетних правонарушителей исходить из соображений наилучшего обеспечения прав и интересов ребенка. Представляется, что обеспечить все эти требования в полной мере способна реализация в России концепции ювенальной юстиции как широкой, комплексной государственно-общественной заботы о детях.