Предупреждение преступлений несовершеннолетних

В недалеком прошлом в нашей стране была создана система противодействия и предупреждения преступлений несовершеннолетних, получившая признание зарубежных специалистов. Она включала в себя информационное, методическое, правовое, ресурсное, организационное обеспечение предупреждения преступности. Система имела и некоторые недостатки, но в целом профилактика правонарушений несовершеннолетних в течение многих лет была довольно эффективной.

Коэффициент преступности несовершеннолетних в 1961 г. составлял 383 деяния на 100 тыс. лиц 14–17 лет, рассчитанных по среднегодовой численности. Ежегодный прирост был относительно высокий.

К 1989 г. КП возросло 1031 на 100 тыс. несовершеннолетнего населения. Общий прирост за 28 лет составил 170%. За период с 1989 по 2007 г. КП несовершеннолетних (за 18 лет) поднялся в общей сложности до 1782 единиц (в 1990-е годы он держался на уровне 2400–2600), а в некоторых регионах доходил до 3600. Прирост колебался от 75 до 250%. Следует иметь в виду, что в расчете не учитывались значительный рост латентности деяний (поскольку система правоохраны в 90-е годы прошлого века практически бездействовала), декриминализация многих деяний, гуманизация уголовного законодательства и судебной практики в отношении несовершеннолетних и др.

Как уже отмечалось ранее, в конце 1990-х годов наша страна вплотную подошла к разработке конкретных государственных программ борьбы с преступностью. Первая Федеральная программа РФ по усилению борьбы с преступностью на 1994–1995 гг. и федеральные целевые программы по усилению борьбы с преступностью на 1996– 1997 гг., 1999–2000 гг. содержали разделы о предупреждении преступности несовершеннолетних. Очевидных результатов позитивного влияния на преступность было не так уж много, но проблемы предупреждения преступности начали разрешаться.

Какие же формы противодействия и предупреждения преступности несовершеннолетних являются абсолютно эффективными? Тюрьма? Детские исправительно-воспитательные учреждения? Комиссии по делам несовершеннолетних? К сожалению, таковых нет. Их эффективность весьма относительна.

С 2001 г. разработка федеральных программ вообще прекратилась. Основные мероприятия были направлены на отдельные проблемы – терроризм, экстремизм и т.д. В целом же криминологическая обстановка в стране развивалась достаточно противоречиво, но с явной тенденцией к ухудшению. Борьба с уголовной преступностью была пущена на самотек, отмечались лишь бумажные "позитивные сдвиги". И если в 70–80-е годы прошлого века профилактика правонарушений занимала важное место в деятельности правоохранительных органов нашей страны, то к началу нового столетия они перестали этим заниматься.

Определенную роль должен сыграть закон о комендантском часе для детей (с 22:00 до 6:00). Регионам предоставлено право устанавливать меры, запрещающие детям находиться в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей или других взрослых.

Возможности государства по противодействию преступности несовершеннолетних в настоящее время существенно изменились, но суть осталась та же – в целях предупреждения преступности несовершеннолетних следует: системно изучать и минимизировать или по возможности устранять криминогенные факторы в их среде; оказывать воздействие на личность несовершеннолетних; сокращать безнадзорность и беспризорность детей, усилить контроль за поведением несовершеннолетних в общественных местах; развивать позитивные интересы подростков, стимулировать их в учебе и творчестве.

Несмотря на кризисные процессы в стране и мире, недавно власти наконец вспомнили о профилактике преступности. Министр внутренних дел Р. Г. Нургалиев на заседании в Госдуме 29 октября 2008 г., где рассматривался вопрос о работе МВД РФ по профилактике преступлений, заметил, что "к концу 1980-х годов, по общепризнанным оценкам, профилактика преступлений являлась одним из наиболее эффективных направлений в милицейской практике. Однако в дальнейшем деятельность правоохранительных органов была сосредоточена лишь на последствиях совершения преступлений, и в результате были утрачены рычаги влияния на причины преступности".

В эти годы появились частные программы борьбы с терроризмом, экстремизмом, наркотизмом, алкоголизмом и коррупцией. Проекты федеральных законов об основах государственной системы профилактики правонарушений, находившиеся на различных стадиях проработки, стали реализовываться в законодательстве и других государственных решениях.

В марте 2008 г. постановлением Правительства РФ № 216 была образована Правительственная комиссия по профилактике правонарушений, организационно-техническое обеспечение деятельности которой осуществляет МВД РФ. В состав Комиссии вошли 46 представителей различных органов власти и общественных объединений. Кроме того, под руководством МВД РФ функционирует сегодня и Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. В большинстве субъектов РФ приняты и реализуются многоуровневые программы профилактики, которые в основе своей получили и ресурсное обеспечение.

Летом 2009 г. министр МВД РФ уже констатировал, что воссозданная государственная система профилактики правонарушений играет огромную роль во взаимодействии общества и власти. Наряду с государственными институтами, такими как Правительственная комиссия по профилактике правонарушений, ведомственные и межведомственные структуры, региональные органы государственной власти, в этой деятельности активно участвуют и общественные объединения. Немало внимания уделяется профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. В целях ранней профилактики противоправного поведения подростков, выявления неблагополучных семей в учебных заведениях теперь работают школьные инспекторы милиции. Они проводят разъяснительную работу, включая правовое просвещение, также в их функции входит пресечение распространения наркотиков и порнографии, предотвращение краж и драк подростков. В качестве эксперимента в отдельных регионах введен институт семейных инспекторов, осуществляющих профилактику домашнего насилия, пьянства, защиту детей от побоев и издевательств родителей.

Последовательно создается государственно-общественная инфраструктура по делам несовершеннолетних и защите их прав, что уже принесло свои плоды: после роста преступности среди несовершеннолетних в первой половине 2000-х годов, начиная с 2006 г., как утверждает министр МВД РФ, наблюдается значительное снижение количества преступлений.

Один из главных криминогенных факторов преступлений, совершаемых молодежью и несовершеннолетними, – это отсутствие постоянного источника дохода, безработица, бытовая неустроенность. По указанным причинам совершается 60% преступлений. Сюда входят также каждый четвертый условно осужденный, каждый пятый освободившийся из мест лишения свободы.

Немалое значение для решения проблем детской преступности имеет совершенствование законодательства в данной сфере. Так, в апреле 2009 г. Государственная Дума рассмотрела в первом чтении проект федерального закона № 151943-4 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". 1 июля 2009 г. во втором чтении был рассмотрен проект федерального закона № 215694-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Указанные законопроекты направлены на усиление уголовной ответственности за совершение преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности несовершеннолетних.

Вместе с тем основной упор в решении социально-экономических проблем предупреждения преступности несовершеннолетних делается на работу в регионах и субъектах РФ, городах, районах, муниципальных образованиях и сельских поселениях, которая осуществляется межведомственными комиссиями по профилактике правонарушений. Эти органы функционируют уже более 90 лет, и опыт работы комиссий не позволяет усомниться в их значимости. Однако комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав до сих пор руководствуются в своей деятельности Положением о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, принятым в 1967 г. Поэтому сегодня требуется не только определить статус комиссий, но и детально сформулировать их задачи.

Кроме того, выделенные из различных бюджетов денежные средства направлялись на улучшение социального положения лиц, освободившихся из мест лишения свободы, их трудоустройство, мероприятия по противодействию алкоголизму и наркомании, детскому неблагополучию и спортивную работу[1].

Традиционная классификация предупредительных мер на общесоциальные и специально-криминологические, общегосударственные, региональные, объектные, контингентные и индивидуальные при всей ее условности вполне применима и для предупреждения преступлений несовершеннолетних. Особое значение в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних имеет виктимологическая профилактика, т.е. профилактика посягательств на самих детей и подростков как со стороны взрослых, так и со стороны несовершеннолетних. Преступления против детей опасны не только сами по себе, они являются серьезным криминогенным обстоятельством, формируя у потерпевших криминальные мотивации.

В главе 13 "Предупреждение (минимизация) преступности" тома I Курса автор предлагает проект Федерального закона о предупреждении преступности, который распространяется и на несовершеннолетних.

Чтобы понять, что же в нашей стране предпринимается для предупреждения преступлений несовершеннолетних, необходимо обратиться к федеральному бюджету последних лет и на плановый период 2010–2011 гг.[2] Скорректированный бюджет 2009 г. ориентирован на то, чтобы каждый седьмой рубль был потрачен на борьбу с экономическим и финансовым кризисом, но при этом он сохранил свой главный приоритет – социальную направленность, что имеет большое кримнологическое значение для предупреждения правонарушений подростков. Следует также отметить, что в связи с кризисными явлениями доходы бюджета уменьшились на 39% (!), разрыв между доходами и расходами в 2009 г. составил 7,4%. Это очень большой дефицит (больше только в США). Основная нагрузка легла на Резервный фонд, и благодаря поддержке госказны социальные программы были профинансированы. Увеличились различные социальные выплаты, пособия по безработице, на переподготовку работников и, что особенно важно, на ОГЛАВЛЕНИЕ детей. В 2010 г. уже можно было использовать часть материнского капитала. Предполагалось также сократить общегосударственные расходы, включая ОГЛАВЛЕНИЕ госаппарата[3].

Изменения в федеральный бюджет на 2009 г. и на плановый период 2010–2011 гг. занимают 48 газетных страниц и неспециалисту в них не так просто разобраться. Но в общем и ведомственных разделах бюджета, а также в разделе о специальных программах большое внимание уделяется социальным программам, в том числе детским. В бюджете заложены средства на реализацию Федеральной целевой программы "Дети России" на 2007–2010 гг. с подпрограммами "Дети и семья", "Здоровое поколение" "Одаренные дети", "Психические расстройства", Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006– 2015 годы", Федеральной программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах", а также на финансирование детских школьных и дошкольных учреждений.

Не менее важными и актуальными являются Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005–2009 годы" и мероприятия по пропаганде вреда наркотиков в СМИ. Большое значение имеют предусмотренные в бюджете мероприятия по патриотическому воспитанию граждан России, оздоровительные детские кампании, Федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007– 2011 годы)", программы по поддержанию санаториев для детей и подростков, а также Федеральная целевая программа развития образования на 2006–2010 годы.

В России нет общей программы по противодействию преступности в стране, как и федеральной программы по предупреждению правонарушений среди подростков и молодежи, поэтому они не нашли отражения в бюджете. Предполагается, что профилактическая работа будет осуществляться правоохранительными органами и всей системой уголовной юстиции в рамах их бюджетного обеспечения, а также отдельных программ.

Среди конкретных профилактических мер особое место занимают: 1) обеспечение эффективного участия семьи в профилактике; 2) совершенствование деятельности школ и иных общеобразовательных учреждений; 3) трудоустройство подростков; 4) работа служб социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним; 5) активизация добровольных фондов, религиозных организаций, общественных объединений и движений; 6) развитие сферы досуга несовершеннолетних и активное приобщение детей и подростков к занятию физической культурой и спортом; 7) перекрытие путей к нравственно разлагающим явлениям и процессам (кино, телевидение, ночные заведения, азартные игры и т.д.); 8) формирование ювенальной юстиции, специализирующейся на расследовании и рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних; 9) создание эффективной системы уголовных, административных наказаний и общественного порицания для воздействия на несовершеннолетних и многие другие. Раскрывать значимость перечисленных мер нет необходимости, кроме того, они подробно рассматриваются в учебниках по криминологии[4].