Предупреждение насильственных преступлений

Предупреждение насильственных преступлений основывается на общих положениях профилактики преступлений и включает меры как общесоциального, так и специально-криминологического характера.

Общесоциальное предупреждение насильственных преступлений осуществляется в ходе социально-экономического строительства, в процессе развития общества. Уменьшение противоречий, диспропорций в обществе уже несет в себе профилактическую направленность. В свою очередь, специально-криминологическая профилактика насильственных преступлений включает в себя меры по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений данного вида, а также меры индивидуально-профилактического воздействия на конкретных лиц.

К мерам но устранению причин и условий, способствующих совершению насильственных преступлений, относятся:

– выявление и устранение отрицательных факторов в семье и быту, способствующих формированию личностных качеств, типичных для насильственных преступников и хулиганов;

– нейтрализация бытовых и семейных конфликтов, на почве которых могут возникнуть насильственные или хулиганские действия их участников;

– обеспечение своевременной регистрации заявлений об угрозе убийством или причинением тяжкого вреда здоровью и быстрого реагирования на них органов внутренних дел;

– ограничение торговли спиртными напитками в определенное время суток и в определенных местах, запрет на их отпуск лицам, не достигшим совершеннолетия, находящимся в состоянии опьянения; установление ответственности за нарушение этих ограничений;

– запрет распространения сильнодействующих возбуждающих веществ, ограничение посевов содержащих их растений, установление контроля за отпуском и ответственности за незаконное изготовление, сбыт и потребление таких веществ;

– усиление контроля за соблюдением специальных правил приобретения и хранения огнестрельного оружия; привлечение к ответственности лиц за незаконное ношение, хранение, изготовление или сбыт оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

– изъятие органами внутренних дел оружия у лиц, уклоняющихся от его регистрации, а также систематически нарушающих общественный порядок, злоупотребляющих спиртными напитками, страдающих психическими заболеваниями;

– выявление случаев изготовления учащимися и рабочими самодельного холодного и огнестрельного оружия в цехах или учебно-производственных мастерских;

– принятие мер, затрудняющих совершение насильственных преступлений в общественных местах; обеспечение надлежащего освещения, запирание чердаков, подвалов, сараев и их периодические обходы; распределение сил и средств органов внутренних дел с учетом мест наиболее частого совершения насильственных преступлений;

– четкая организация деятельности различных служб органов внутренних дел: дежурных частей, нарядов и патрулей, подразделений по делам несовершеннолетних, уголовного розыска и следствия в целях борьбы с насильственными преступлениями и хулиганством;

– рассмотрение уголовных дел в отношении лиц, совершивших насильственные преступления и хулиганство, по месту их работы или учебы;

– организация приема граждан руководителями органов внутренних дел по месту жительства, на предприятиях и в организациях;

– осуществление постоянного контроля за состоянием насильственных преступлений со стороны администрации региона, регулярное обсуждение этих вопросов с привлечением заинтересованных лиц – руководителей предприятий, учреждений, учебных заведений, правоохранительных органов;

– организация правового обучения и воспитания населения[1].

Индивидуальная профилактика насильственных преступлений осуществляется с целью недопущения совершения этих преступлений со стороны конкретных лиц. Процесс индивидуальной профилактики складывается из следующих взаимосвязанных этапов: выявления лиц, ведущих антиобщественный образ жизни и склонных к совершению насильственных преступлений; постановки выявленных лиц на учет в органах внутренних дел; определения причин антиобщественного поведения и условий, способствующих этому поведению; принятия мер для устранения указанных причин и условий; применения разнообразных форм и методов профилактического воздействия.

Круг лиц, нуждающихся в индивидуальной профилактике, определяется на основе информации, поступающей в органы внутренних дел от граждан, администрации предприятий, учреждений, учебных заведений, жилищно-эксплуатационных контор, из суда, прокуратуры. Кроме того, объекты профилактики выявляются среди лиц, нарушающих правила общежития, пьяниц и алкоголиков, ранее судимых за аналогичные преступления, неработающих и неучащихся, несовершеннолетних, находящихся без надзора. Особое внимание необходимо уделять выявлению и нейтрализации влияния лидеров формирующихся по месту жительства групп с отрицательной направленностью времяпрепровождения (выпивки, приставания к прохожим и т.д.).

Успех в профилактике насильственных преступлений зависит от полноты их выявления и обеспечения неотвратимости наказания за совершение этих преступлений. Несоблюдение этих требований быстро приводит к повторному совершению лицами преступлений, вовлечению в преступления новых участников.

В настоящее время помимо традиционных предпринимаются попытки внедрения новых форм и методов предупреждения насильственных преступлений, в частности более активное использование технических средств.

Улучшению технической оснащенности органов внутренних дел в последние годы уделяется все больше и больше внимания. В целях обеспечения общественного порядка в местах массового пребывания граждан (на рынках, вокзалах, площадях, оживленных улицах и т.п.) получили распространение системы теле- и видеообзора, в том числе с выводом на мониторы стационарных постов полиции. Применение такой системы позволяет фиксировать любой инцидент и сто участников. Выведение конечных устройств системы наблюдения в диспетчерские службы (дежурные части, СПМ и т.п.) правоохранительных органов позволяет скрытно вести наблюдение на расстоянии, оперативно и эффективно реагировать на факты правонарушений. Системы телеобзора технически защищены от несанкционированного вскрытия и выключения, а также записывания и передачи как визуальной, так и звуковой информации посторонними лицами. В ряде регионов активно проводится внедрение средств экстренной связи населения с полицией.

Работа по внедрению технических средств наблюдения занимает значительное место в деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступности. В частности, министр внутренних дел распорядился внедрить в российских регионах электронную систему, функционирующую в г. Москве. Данная система позволяет в режиме онлайн отслеживать не только ситуацию на улицах, реагировать на телефонные обращения граждан, но и контролировать работу сотрудников полиции. В Москве на улицах, в наиболее людных местах, вокзалах и метро установлены 60 тыс. видеокамер, из которых 30 тыс. уже выводят видеоинформацию на экраны центральной дежурной части. Указанная система также позволяет мгновенно соединиться с каждым столичным ОВД и увидеть, что происходит в данный момент во всех дежурных частях и камерах для задержанных.

В настоящее время, если не считать конституционных деклараций, реальные приоритеты в борьбе с преступностью никак не связаны с решением главной задачи – обеспечением безопасности граждан – потенциальных жертв преступлений. В законодательной деятельности и в практике правоохранительных органов их интересы игнорируются, а результаты виктимологических исследований и виктимологическая концепция предупреждения преступности своего отражения не находят. Отсюда растет ощущение незащищенности, пассивности и нежелания реальных и потенциальных потерпевших сотрудничать с правоохранительными органами. С ростом отчуждения граждан от следствия и правосудия в целом связана, в свою очередь, и такая важная социально-психологическая проблема, как страх населения перед лицом растущей криминальной угрозы.

Важнейшей задачей сегодня является психологическая перестройка правосознания работников правоохранительных органов, где важная роль принадлежит организации специализированной подготовки сотрудников по всему спектру отношений между полицией и потерпевшими. Такая изначально важная мера организации виктимологической профилактики давно сложилась и оправдала себя в практике правоохранительных органов развитых зарубежных стран. В Великобритании, например, в соответствии с циркулярами МВД 1986 и 1988 гг. на всей территории страны предусмотрена реализация разноплановой программы переподготовки и обязательного обучения полицейских всех уровней, ориентированной на виктимологическую профилактику, осознание сотрудниками полиции интересов и нужд жертв преступлений, обучение методам обращения с жертвами, способам предупреждения виктимизации. Аналогичные программы обучения, а также разработанные совместно специализированными общественными организациями программы по профилактике виктимности действуют в ФРГ, США и других странах. В защиту нрав потерпевших проводятся различные кампании. Цели активистов борьбы за права потерпевших удачно отражает Вперед цитата: "Жертва преступления (или ее представитель) наряду с обвиняемым должна иметь право быть извещенной обо всех уголовных судебных разбирательствах, присутствовать на них и быть заслушанной, причем ее права регулируются теми же правилами, что и права обвиняемого"[2].