Представления о божествах

Развиваясь первоначально в кочевых племенах, религия финикиян была племенной, их язык знал только два рода и не знал среднего. Жизнь финикинян отражалась и в религиозных представлениях. Бык – символ высшего божества в Тире и Карфагене – указывает на покровителя стад; почитание отдельно стоящих деревьев или скал – на взгляды жителя однообразной равнины, где каждый предмет, обращавший на себя внимание, заставляет предполагать присутствие в нем таинственной силы. Для финикиян характерно то, что функция божества или покровителя моря, если и была известна, то занимала в их верованиях далеко не первое место. Слабо представлены божества света и тепла. Имена божеств крайне просты, нарицательны: Баал – владыка, Адонис – господь, Мелек-Молох – царь, Баалат – владычица и просто боги – Эл.

С переходом к оседлому состоянию и переменами образа жизни меняются представления о божествах: они сделались покровителями земледелия, богами плодородия. Каждый город называл богов по-своему, но сущность их оставалась одна и та же. Везде чтили мужское божество Баала – "владыку своего народа", обнаруживавшего себя в явлениях природы – в громе, молнии, буре и т.п., обитавшего в высоких горах. Почти каждый город в Финикии и Сирии имел своего покровителя Баала, поэтому они особенно не отличались друг от друга. Его символами были бык и лев, что олицетворяло оплодотворяющую силу. Храмы в честь него строились преимущество на горных возвышенностях, поскольку его считали небесным божеством, а также богом солнца. Ему соответствовала богиня Баалат; полагают, что она является аналогом Астарты. Она – мать-земля, именуемая владычицей. Баалат (Астарта) – олицетворение земного плодородия, ее функции во многом совпадают с функциями богини Иштар. Самым знаменитым культом был культ Астарты Сидопской и Баалаты Библосской. В финикийских надписях она именуется или просто Баалатой, или Великой богиней Библоса. Кроме них постоянно упоминается мужское божество природы, выражающее ее умирание и возрождение. В разных городах Финикии божества носили разные имена.

Очень широко в Сирии и Финикии был распространен культ бога Адониса. В Библе, например, в его честь происходили оргии. Сведения об этом культе сообщают Аполлодор, Овидий, Антоний Либер и другие античные писатели. Адонис (фин. – господь, владыка) – божество финикийско-сирийского происхождения с ярко выраженными растительными функциями. Его культ был заимствован древними греками. У дамасских сирийцев он назывался Хадад. Адониса даже считали высшим богом, царем всех богов. Его изображали с зубчатой короной, длинной бородой, распущенными волосами и с огромной палицей в руках. Он был также богом войны и бури.

Арамейские надписи указывают, что сирийцы наряду с Хададом почитали бога Эл. Он был семитическим богом, поэтому можно полагать, что все арамейские собственные имена, в состав которых входит слово Эл, следует относить к этому божеству.

В Тире главным богом был Мелькарт (фин. – царь города). Он был распространен повсеместно в Финикии и Сирии как покровитель мореплавания. В Тире в начале весны справляли обряд его погребения, поскольку он почитался там как умирающий и воскресающий бог.

В Сидоне главным богом был Эшмун ("имя", заменяющее запретное имя бога) – также воскресающий и умирающий бог, бог-целитель, который был наделен силой воскрешать мертвых. Его символом была змея на шесте. В эллинистический период он отождествлялся с Асклепием. В Тире и Карфагене Эшмун считался спутником Мелькарта.

В Финикии и Сирии, как и в других странах Древнего Востока, существовали государственная, или официальная, религия и народная. В каждом царстве были культы государственных богов – Баал и Баалат. Они были владыкой и владычицей данного города и царства. Официальная и народная религии смыкались в одном пункте – в культе божеств растительности и плодородия.

В народной религии основное место занимали земледельческие культы. Они посвящались благостным богам: боги – податели дождя, земного плодородия, пахоты, посевов, урожая, жатвы, хлеба, вина. Одновременно почиталась богиня охоты и битвы Анат. Интересно, что несмотря на наличие благостных богов в религии этих народов считалось, что боги обладают более разрушительной силой, чем созидательной.

Кроме верховных и всеобщих богов кое-где появляются и другие. Например, каждый финикийский корабль был украшен изображением бога-карлика. Одно из таких божеств носило имя Пуам – бог молотка, переделанное греками в пигмей, бог с кулак и вошедшее в состав имени Пигмалион.

Для полноты обозрения финикийского пантеона следует еще упомянуть божества, которые частью были заимствованы финикиянами в Сирии, но пользовались меньшим почитанием, частью были заимствованы у других народов. Примером может служить культ бога Нергала – владыки подземного царства. Здесь явно прослеживается заимствование из шумеро-аккадской мифологии. Многочисленны заимствования финикиянами из египетского пантеона. Этому способствовали древние отношения Библа с Египтом, а затем появление финикийских диаспор в Египте. Кроме египетских символов, обильно украшающих финикийские надписи религиозного характера и египетского облика финикийских божеств в более поздние времена, финикияне переняли и культ некоторых божеств: Пта, Тота, особенно Осириса. Последнее обстоятельство объясняется тем, что культ Осириса и его миф напоминали финикиянам их представления об Адонисе и Эшмуне и обряды, которые совершались в честь этих божеств природы.

Постепенно в ходе эволюции у финикийских богов появляются не одна, а несколько функций. Божества природы приобретают функции божеств охоты. Появляется иерархическая классификация богов.

Существовала в финикийской религии и космогония. Особенно известна легенда, согласно которой из соединения материального и духовного появилось мировое яйцо – Мот. Из рассечения этого яйца демиургом (многие древние историки не признавали его в этой религии, в частности Филон) образуются небо и земля. Потом он творит небесные светила, знаки зодиака, живых существ, людей.

Хоронили финикияне в гробницах, пещерах или искусственных склепах, сначала на носилках, потом в саркофагах, которые назывались домами вечности, часто египетского типа. Иногда к саркофагу приделывали жертвенник. С покойниками клали амулеты, домашнюю утварь, идольчики, светильники.

Существовал бог смерти Муту (Мот) – воплощение хаоса. Он насылал на землю засуху. По представлениям финикиян и сирийцев, смерть проникает в дом через окно. За гробом чудовища ждали душу умершего. Развиты были у финикиян и сирийцев колдовство, магия, заклинания против злых духов.