Представления

Представления (вторичный образ) - это обобщенные образы предметов, сцен и событий, возникающих на основе их припоминания или же активного воображения[1], т.е. тех явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств[2]. Как и восприятия, представления наглядны. Однако от восприятий они отличаются меньшей яркостью, фрагментарностью (отсутствие деталей), неустойчивостью (им присуща изменчивость, "текучесть" деталей, свойств). Образы представления отличаются от образов восприятия обобщенностью. Обобщенность выражается в разной степени от конкретного представления предмета в момент времени до абстрактного образа целого класса объектов. Максимально обобщенные представления присущи системе мышления.

По происхождению представления соотносятся со многими психическими процессами. Во-первых, представления, возникающие на основе восприятий как результат деятельности памяти, воспроизводящей ранее воспринятое, во-вторых, представления, возникшие на основе воображения, в-третьих, представления, в основе которых лежат продукты или сам процесс мышления и др.

Существуют и иные взгляды, в которых: а) представление есть процесс оживления следов прошлых восприятий, а воображение – это создание нового образа на основе замыкания новых связей между следами прежних восприятий[3]; б) представление – это процесс создания образа путем мысленного преобразования его наглядной основы, а воображение – преобразование уже созданных образов[4].

Представления подразделяются также на единичные (представления предметов), общие (представления об общих чертах группы явлений) и схематизированные (отражение предметов в виде условных изображений).

Как отражение формы и размещения объектов выступают пространственные представления, которые включают плоскостные и трехмерные (стереометрические) представления.

В рамках содержания деятельности выделяют художественные, математические, технические, географические и другие представления.

К показателям продуктивности представлений относятся:

яркость – четкость, указывающая на степень приближения образа к результату отражения свойств объекта (метрических, модальных, интенсивностных)[5];

точность образов – степень соответствия образа объекту;

полнота, характеризующая структуру образа, отражение в нем формы, размеров и пространственного положения объектов;

детальность представленной в образе информации.

Распространена классификация представлений в зависимости от анализатора, с которым связано их возникновение. В литературе обозначаются: зрительные и слуховые (речевые и музыкальные), двигательные, кинестетические (о движении тела и его частей), а также речедвигательные, осязательные, обонятельные и другие представления. Другими словами, представления полимодальны. В каждом конкретном представлении какая-то модальность оказывается ведущей: выделяются слуховые, вкусовые и другие представления. Важнейшую роль в психической деятельности человека играют зрительные представления, которые могут относиться к разным уровням психики: от конкретных образов памяти до абстрактных визуализированных образов мышления. Зрительные представления отличаются устойчивостью и многообразием. Между представлениями разных людей всегда есть различия – по степени яркости, отчетливости, устойчивости, полноты образа. На этом основывается диагностика представлений конкретных людей. Однако диагностическая ситуация осложняется тем, что представления – это изменчивое динамическое образование, каждый раз при определенных условиях создающееся вновь и определяющаяся многосвязными отношениями субъекта и объекта.

На основе обобщения экспериментальных данных Ж. Пиаже[6] предложена классификация образов по структуре: репродуктивные, отражающие уже известные явления (статические, кинетические и преобразующие); антиципирующие, воспроизводящие новые явления и предметы (отражают конечный результат и все этапы трансформации образа). В российской психологии[7] представления различаются по степени обобщенности, способам формирования и функционирования.

Репродуктивные представления являются образами памяти в том случае, если в образе сознательно отражается прежде воспринятое. Если же представление формируется безотносительно к прежде воспринятому явлению в преобразованном виде, то представление является нс образом памяти, а образом воображения. Представление и воображение являются одновременно и воспроизведением, и преобразованием действительности, которые находятся в некотором единстве, вместе с тем расходятся друг с другом в силу своей противоположности. Если воспроизведение – основная характеристика памяти, то преобразование – основная характеристика воображения. Представления несут и сохраняют результаты прошлого опыта, образы воображения их преобразуют.

На современном этапе личностно-профессионального развития людей повышается значение диагностики вторичных образов. Способность свободно оперировать представлениями, рассматривается психологами как одно из важных качеств, необходимых для овладения многими современными профессиями.

Методы, применяющиеся при диагностике представлений, можно разделить на две группы:

1) субъективные методы самооценки и самонаблюдения испытуемого;

2) объективные методы.

При использовании субъективных методов высказывания испытуемого о его собственных представлениях (самооценочные характеристики представлений) рассматриваются как непосредственное отображение качеств самих представлений. Основные проблемы использования субъективных методов заключаются в невозможности проверки данных со стороны экспериментатора. Объективные методы учитывают данные, полученные в опыте и зарегистрированные экспериментально объективные (ответы, рисунки испытуемого, количественные результаты опыта и т.п.). В процессе объективной диагностики полученные данные рассматриваются в качестве показателей некоторых свойств (признаков, показателей) представлений. Трудности при пользовании объективными методами состоят в проблематичности установления связи между изучаемыми свойствами представлений и их показателями.

В качестве примера субъективных методов можно назвать метод саморанжирования ("Метод квадрата букв" и др.)[8]• К объективной методике психологической оценки представлений можно отнести методику умственного вращения Р. Шепарда (Приложение 22).