Представление тарифных преференций в рамках режима зон свободной торговли

Поиски наиболее оптимальной модели объединения государств на постсоветском пространстве привел с возникновению различных форм интеграции. Обычно указывают на существование таких форм экономической интеграции стран, а именно: зона свободной торговли, экономический и валютный союзы, общий рынок, таможенный союз. Наряду с этим появились и "новые" формы: единый рынок, зона свободной торговли "плюс" (предполагающую либерализацию не только торговли товарами, но и других сфер экономического сотрудничества), общее экономическое пространство[1].

Уже в 1994 г. был подписан Договор о создании зоны свободной торговли, придавший заметный импульс интеграции в рамках СНГ и конвенционально оформивший идею создания многосторонней зоны свободной торговли в СНГ.

Создание зоны свободной торговли предполагалось в качестве первого этапа создания ЕЭП. Соглашение о зоне свободной торговли, подписанное главами 12 государств бывшего СССР из 15 (исключение составляли Латвия, Литва и Эстония), предусматривало постепенную отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, иных тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, а также решало вопросы координации торговой политики в отношении стран, не являющихся участниками Соглашения, "в целях обеспечения Договаривающимися Сторонами своих интересов в расширении экономических связей, бескризисного развития экономики".

Таким образом, Договор о создании зоны свободной торговли 1994 г. являл собою международно-правовую базу региональной торговли на преференциальных условиях.

Однако, Договору о создании зоны свободной торговли 1994 г. не суждено было реализовать на практике провозглашенные в нем принципы сотрудничества, т.е. обеспечить равные условия хозяйствования на всей территории создаваемой экономической зоны, отказаться во взаимной торговле от обложения косвенными налогами (НДС и акцизом) товаров (работ, услуг), экспортируемых с таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон на таможенную территорию другой. Возможно, одной из причин неудачи было то, что в рассматриваемом договоре игнорировалось необходимость введения надежного таможенного контроля за перемещением ввозимых и вывозимых товаров. Ведь, в конечном счете, страны СНГ, должны были перейти на взимание НДС и акцизов по принципу страны назначения (уплаты данных налогов в стране, где находится покупатель товара).

Договором о зоне свободной торговли от 18.10.2011 отменялось действие Договора о создании зоны свободной торговли 1994 г. Во вновь принятом Договоре 11 государств – участников СНГ[2].

В торговле между странами зоны свободной торговли была достигнута договоренность о неприменении таможенных пошлин и иных платежей, эквивалентных таможенным пошлинам, в отношении экспорта товара, предназначенного для таможенной территории другой Стороны по Договору о зоне свободной торговли от 18.10.2011, и/или импорта товара, происходящего с таможенной территории другой Стороны по этому же договору. Вместе с тем устанавливались и некоторые "тарифные изъятия" (т.е. исключения), касающиеся ряда товаров, таких как: сигареты, сахар, водка, спирт и т.п.[3]

Другим вариантом применения режима зоны свободной торговли является участие Российской Федерации в двусторонних международных соглашениях, например, с Республикой Сербия[4].

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что перечень ввозимых на территорию РФ из Республики Сербия товаров, подпадающих под изъятия из режима свободной торговли товарами значительно шире, нежели имеющийся аналогичный перечень товаров, установленный для стран СНГ. В перечень тарифных изъятий для Республики Сербия включаются наряду с сигаретами, сахаром, водкой, спиртом также мясо, сыры, пряжа, ткани, транспортные средства и другие товары[5]. К таким товарам в соответствии с ЕТТ ТС применяются ввозные таможенные пошлины без предоставления каких-либо таможенных льгот. К товарам, нс относящимся к изъятиям, соответственно, ввозная таможенная пошлина не применяется.

Завершая рассмотрение проблематике, связанной с действие режима зон свободной торговли, следует обратить внимание на соблюдение некоторых обязательных условий, без наличия которых, ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза товары не будут пользоваться таможенными преференциями. К таким условиям относятся:

1) товар должен быть полностью произведен или подвергнут достаточной переработке на территории одного из государств-участников вышеназванных договоров;

2) должны быть соблюдены правила непосредственной закупки и прямой поставки;

3) товар не должен относиться к товарам, подпадающим пол изъятия из режима свободной торговли;

4) товар при ввозе должен сопровождаться сертификатом о происхождении товара.

Следует остановиться на последнем пункте подробнее. В соответствии со ст. 62 ТК ТС при ввозе товаров па таможенную территорию Таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории Таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза.

В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации.

Для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве – участнике СНГ в целях предоставления режима свободной торговли необходимо предоставление таможенным органам страны ввоза оригинала сертификата о происхождении товара формы СТ-1 за рядом исключений, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза.

В соответствии с п. 6.2 Правил определения страны происхождения товаров, являющихся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., случаи, когда в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, может быть предоставлена декларация о происхождении товара, а также когда предоставление документов о происхождении товара не обязательно, определяются в соответствии с национальным законодательством страны ввоза.

Отметим, что в настоящее время законодательством Российской Федерации такие случаи не определены.

Страна происхождения товара из Республики Сербия подтверждается сертификатом о происхождении товара по форме СТ-2, а из Республики Черногория – сертификатом о происхождении товара по форме "А" (Республика Черногория наряду с Республикой Сербией имеет статус свободной зоны торговли).