Представительство иностранных лиц

Одним из проявлений национального режима является возможность иностранцев участвовать в гражданском процессе лично или через представителей. Личное участие в деле иностранного гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

Иностранные граждане в Российской Федерации могут поручить представлять свои интересы Инюрколлегии, которая осуществляет представительство по делам с участием иностранцев, или иной юридической фирме, обладающей лицензией на это. Наиболее квалифицированную помощь иностранец может получить через адвоката, хотя, анализируя законодательство, можно прийти к выводу, что интересы иностранного гражданина может представлять также любой дееспособный иностранный гражданин.

Следует отметить, что деятельность адвоката иностранного государства в Российской Федерации законодательно закреплена в ст. 2 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-Φ3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", где сказано, что адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории РФ, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в специальном реестре, порядок ведения которого определяется Правительством РФ. Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории РФ запрещается.

Во исполнение указанной статьи было принято постановление Правительства РФ от 19.09.2003 № 584 "Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации", в котором содержится порядок ведения реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории РФ.

Кроме того, согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории РФ по вопросам права данного иностранного государства; а в соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 2 Закона адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории РФ по вопросам, связанным с государственной тайной России.

Абзац 2 п. 5 ст. 2 указанного Закона закрепляет правило о том, что адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории РФ по вопросам права данного иностранного государства. Толковать данное нормативное положение можно по-разному:

– иностранный адвокат после регистрации в реестре иностранных адвокатов помимо оказания любой юридической помощи, в том числе представления интересов своих клиентов в российских судах, может оказывать помощь на территории РФ по вопросам права данного иностранного государства;

– иностранный адвокат после регистрации в реестре иностранных адвокатов может только оказывать помощь на территории РФ по вопросам права данного иностранного государства.

Из содержания ст. 49 ГПК, согласно которой представителями в суде РФ могут быть любые дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела, за исключением лиц, указанных в законе, а не только адвокат, можно сделать вывод о том, что и иностранные адвокаты, и иные оказывающую юридическую помощь лица могут быть представителями в судах общей юрисдикции.

Однако по прошествии двух лет с момента принятия Закона Совет Федеральной палаты адвокатов России 22 апреля 2004 г. принял решение (протокол № 5) "О приобретении статуса адвоката иностранными гражданами и адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации", в котором разъяснил, что возможность приобретения статуса адвоката Российской Федерации в соответствии с п. 6 ст. 9 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской

Федерации" предоставлена иностранным гражданам и лицам без гражданства в порядке, установленном данным Законом.

Таким образом, адвокат иностранного государства может осуществлять адвокатскую деятельность только по вопросам права государства, гражданином которого он является, с обязательной регистрацией в специальном реестре. Приобретение статуса адвоката Российской Федерации лицом, являющимся одновременно адвокатом иностранного государства, действующим законодательством не предусмотрено.

Иностранные граждане и лица без гражданства вправе приобрести статус адвоката в установленном порядке, если при этом они не являются адвокатами других государств.

Еще одной особенностью в отношении представительства иностранных граждан является возможность представления консулом граждан своего государства. В настоящее время на консулов возлагаются данные функции Венской конвенцией о консульских сношениях от 24.04.1963, двусторонними консульскими конвенциями, а также внутригосударственным законодательством (консульскими уставами и другими нормативными актами).

Согласно Конвенции основная задача консулов заключается в том, чтобы защищать в государстве пребывания интересы своего государства, его граждан и юридических лиц.

Одной из консульских функций по защите прав граждан в соответствии со ст. 5 Конвенции является представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства пребывания с целью получения в соответствии с законами и правилами государства пребывания распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если в связи с отсутствием или по другим причинам такие граждане не могут своевременно осуществлять защиту своих права и интересов.

Из содержания Венской конвенции о консульских сношениях и двусторонних консульских конвенций усматривается возможность представления интересов иностранных граждан консулом в суде без выдачи ему на то доверенности.

Относить к объему полномочий консулов все полномочия, в том числе исключительные, нельзя, так как это прямо противоречит ГПК, в котором содержится исчерпывающий перечень специальных полномочий, на право совершения любого из которых должно быть указано в доверенности. Помимо норм ГПК следует учитывать также и отдельные нормативные правила, регулируемые ГК. В соответствии с п. 1 ст. 183 ГК при отсутствии полномочий действовать от имени других лиц или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии не одобрит данную сделку.

Таким образом, при представлении консулом в суде интересов юридических и физических лиц своего государства без доверенности совершаемые им специальные диспозитивные действия не порождают никаких процессуально-правовых последствий для представляемого.

Если доверенность оформляется на территории иностранного государства, следует учитывать общее требование в отношении документов, которое закреплено в ст. 408 ГПК, согласно которому документы, выданные, составленные или удостоверенные в соответствии с иностранным правом по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов Российской Федерации в отношении российских граждан или организаций либо иностранных лиц, принимаются судами в Российской Федерации при наличии легализации, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом.

К таким документам относятся справки, доверенности, судебные решения и материалы по гражданским, семейным и уголовным делам и др. Следовательно, доверенности на ведение дела, выдаваемые на территории иностранного государства для предъявления в суд РФ, должны подвергаться процедуре удостоверения (легализации).

Под легализацией предлагается понимать деятельность управомоченных органов публичной власти государства, направленную на установление, свидетельствование, подтверждение подлинности имеющихся на документах печатей и подписей компетентных должностных лиц и соответствия требованиям закона страны их происхождения[1].

В зависимости от источника закрепления и в соответствии с положениями международных договоров применяются следующие способы удостоверения (легализации) иностранных документов:

– консульская легализация;

– апостилляция, предусмотренная Конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 05.10.1961;

– в порядке, предусмотренном иными международными договорами

Решение вопроса о способе удостоверения конкретного документа зависит от того, является ли государство участником Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных документов, или другого международного договора, устанавливающего упрощенный порядок представления документа одного государства на территории другого государства.

Если государство не является участником одного из таких международных договоров, то документ должен пройти через консульскую легализацию.

Консульская легализация представляет собой засвидетельствование подлинности подписи должностного лица, его статуса, а в ряде случаев и печати государственного уполномоченного органа на документах и актах в целях использования их в другом государстве. Юридическое значение процедуры консульской легализации состоит в подтверждении соответствия легализуемых документов законодательству страны их происхождения. Легализовать документ можно на территории государства, где эти документы выданы, или на территории РФ.

Легализация документа как на территории страны его происхождения, так и на территории РФ проходит два этапа. В первом случае на первоначальном этапе документ сначала заверяется в МИД России или ином уполномоченном органе государства, на территории которого выдан документ. На втором этапе документ легализуется в консульском учреждении РФ в данном государстве.

При легализации документа в Российской Федерации на первом этапе документ заверяется в дипломатическом представительстве или консульском учреждении того государства, на территории которого был выдан. На втором этапе документ легализуется в департаменте консульской службы МИД России.

В настоящее время процедура консульской легализации регулируется Инструкцией о консульской легализации от 06.07.1984, а также приказом МИД России от 18.06.2012 № 9470 "Об утверждении Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по консульской легализации документов".

Заявитель с целью получения консульской легализации документа должен обратиться с заявлением, которое оплачивается государственной пошлиной. 1

Срок консульской легализации в Департаменте не должен превышать пять рабочих дней, а в загранучреждении – три рабочих дня со дня подачи всех надлежащим образом оформленных документов.

Второй формой удостоверения подлинности документов, предоставляемых из-за границы, является процедура, предусмотренная Конвенцией, отменяющей требования легализации иностранных документов. В соответствии с данной Конвенцией на документах, совершенных компетентными органами одного государства и предназначенных для использования на территории другого государства, проставляется специальный штамп (апостиль). Апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в необходимом случае, подлинность печати или штампа, которым скреплен данный документ. Подпись, печать или штамп, проставляемые компетентным органом на апостиле, не требуют никакого дальнейшего заверения или легализации, а документ, на котором проставлен апостиль, может быть использован в любой из стран – участниц Конвенции.

Апостиль проставляется по ходатайству подписавшего лица или любого предъявителя документа. Если документ, представляемый на проставление апостиля в Российской Федерации, предъявляется на иностранном языке, он обязательно должен сопровождаться переводом на русский язык. Верность перевода свидетельствует нотариус, а если он не владеет иностранными языками, перевод делается переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус. Для всех документов, представляемых на перевод для дальнейшей передачи на проставление апостиля, переводчиком соблюдается особая форма перевода такого документа.

В соответствии с подп. 48 п. 1 ст. 333.33 НК за проставление апостиля уплачивается государственная пошлина. От уплаты государственной пошлины освобождены органы государственной власти и местного самоуправления.

Срок исполнения государственной функции не должен превышать трех рабочих дней со дня представления документов.

Кроме данных видов удостоверения документов существует еще одна форма, которая предусмотрена двусторонними договорами либо иными международными договорами. Так, например Конвенцией о правовой помощи о правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993, заключенной между государствами – участниками СНГ[2], предусмотрена еще более упрощенная процедура порядка признания документов, выданных, составленных или удостоверенных компетентными органами иностранных государств. В ст. 13 Конвенции сказано: "Документы, которые на территории одной из Договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территории других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов".

Помимо многосторонних конвенций упрощенный порядок удостоверения подлинности документов предусмотрен и двусторонними международными договорами об оказании правовой помощи, в которых закреплено положение, в соответствии с которым на территории РФ принимаются к рассмотрению без легализации документы и акты, исходящие от организаций и учреждений государств, с которыми у Российской Федерации есть заключенный об этом договор.

Такие договоры, в которых закреплены соответствующие положения, заключены между Российской Федерацией и Республикой Албания, Алжирской Народной Демократической Республикой, Азербайджанской Республикой, Республикой Болгария, Венгерской Республикой, Социалистической Республикой Вьетнам, Корейской Народно-Демократической Республикой, Монгольской Народной Республикой, Республикой Румыния, Республикой Молдова, Латвийской Республикой и др.