Представители тунгусо-маньчжурской группы народов России

Представители этих народов (якуты, ненцы, коряки, ительмены, нанайцы, орочи, чукчи, эвенки, эвены, эскимосы и др.), проживая в тяжелых условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, отличаются дисциплинированностью, исполнительностью, неприхотливостью в быту. Тяжелый труд северянина требует от них специальной выучки, раннего и активного включения в трудовой процесс. У представителей этих народов, в большинстве своем охотников, оленеводов, рыболовов, формируется естественная этика отношения к природе, другим людям, с детства развиваются такие качества, как выносливость, воля, товарищество, чувство самоуважения. Они, как правило, хорошо переносят тяготы и лишения. В то же время болезненно переживают разлуку с домом, исконными местами проживания. Многие из них труднее адаптируются к условиям многонационального коллектива, чем выходцы из других регионов нашей страны.

Якуты – представители народа, испокон веков проживающего в Сибири, на берегах рек Лены, Вилюя и Индигирки, – очень неприхотливы, выносливы и организованы. Исследователи дореволюционной России делали следующие зарисовки их жизни и быта: "Стужу и голод якуты могут переносить, как ни один другой народ. Ночуя под открытым небом при 46-градусном морозе, они разводят костер и преспокойно укладываются спать. Якут с младенчества приучен к холоду. Новорожденных детей якуты по нескольку раз в день натирают снегом, и те, которые от этой операции нс умирают, становятся в высшей степени крепкими и выносливыми. Как правило, хорошо подготовлены в физическом отношении, терпеливы, обладают заметными организаторскими способностями. Якуты, бесспорно, самые даровитые из всех кочевых инородцев Сибири. Они очень способны к разным искусствам: из них выходят хорошие музыканты и живописцы"[1].

Современные якуты унаследовали лучшие черты национального характера своего народа.

Ненцы – коренной народ Европейского Севера и севера Западной Сибири – обычно имеют достаточно высокий интеллектуальный уровень, физически хорошо подготовлены. Им свойственны аккуратность, старательность и выносливость в трудовой деятельности. Ненцы – оленеводы. Забота об оленях, кочевой образ жизни позволил им выработать черты, исключающие потребительское отношение к природе и ее дарам. Немногословность, сдержанность, выдержанность – характерные качества в межличностных отношениях ненцев. В тундре человека ценят за его самостоятельность и здравомыслие. Когда юноши своими делами и поступками заслуживают высокой оценки взрослых, к ним обращаются уже не просто по имени. Юноша именуется "нека" – старший брат, "тидя" или "манг". Эти слова выражают значительно больше, чем просто родство, – здесь и уважение, и нежность, и доверие[2].

Отношения между людьми у ненцев издавна строятся на принципах взаимного доверия, взаимовыручки и поддержки. Их культурные обычаи и традиции, выработанные в течение веков, являются апробированным опытом адаптации человека к суровым природно-климатическим условиям[3].

Чукчи – один из коренных народов Чукотки, полуострова, который был открыт для всего остального мира лишь в середине XVII в. русскими землепроходцами.

Географическое положение этой части России обусловило своеобразие и значимость природной среды обитания представителей чукотского этноса. Суровый климат (низкие температуры, ветра, снег и т.д.), вечная мерзлота, а следовательно, невозможность культивирования растениеводства, долгая полярная ночь, скудность биологических природных ресурсов и большая сложность реализовывать возможности их использования, – все это, несомненно, в значительной степени повлияло на формирование тех характерологических особенностей, которыми обладают представители чукотского этноса. К ним можно отнести: высокий уровень адаптивности к воздействиям окружающего мира; умение выживать в труднейших условиях; знание природы и специфики ее использования в интересах людей; упрямство и независимость в суждениях; наблюдательность, внимательность и находчивость в труде и быту; смекалку и хитрость в поступках; способность переносить большие трудности; довольствие малым; трудолюбие и работоспособность; простоту, выносливость, ловкость и силу в повседневной жизни.

Повлияли на национально-психологическое своеобразие чукчей также обычаи и традиции, принятые в их среде, издревле сложившаяся и существующая поныне специфика обучения и воспитания детей, предполагающая равноправие между мужчинами и женщинами, институт шаманизма и специфические религиозные воззрения, получившие название анимизма, развитие прикладного творчества и национального фольклора, праздники жертвоприношений, особенности языка, не содержащего в себе абстрактных категорий, основанного на образных категориях. Все они сформировали у чукчей такие качества, как самостоятельность, взаимное уважение между молодежью и представителями старших поколений, равноправие всех членов группы, почитание женщины (матери), доверчивость, добродушие и скромность общении[4].

Коряки – другой родственный чукчам народ, населяющий территорию Чукотского полуострова и побережье Охотского моря, – характеризуются патриархально-родовым укладом жизни, добросовестным отношением к труду, настойчивостью и аккуратностью в выполнении своих обязанностей, организованностью и сплоченностью в трудовых коллективах, доброжелательностью в отношениях с представителями других национальностей[5].

Эвенки и эвены – родственные народы, проживающие от побережья Охотского моря на востоке до рек Оби и Иртыша на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и Амура на юге и занимающиеся в основном оленеводством.

Они характеризуются высокой степенью национального самолюбия, добросовестностью, старательностью и ответственностью во всех сферах профессиональной деятельности, стремлением завоевать доверие представителей других этнических общностей. В условиях трудной жизни на севере они больше, чем многие другие его обитатели, стремятся максимально интенсифицировать свой труд и достичь нужных результатов[6].

Эскимосы и ительмены – коренные народы, населяющие два полуострова, Чукотку и Камчатку, отличаются неприхотливостью, старательностью, силой воли и выдержкой.

Они доброжелательны и снисходительны в отношениях с представителями других этнических общностей, всегда готовы прийти на помощь, отдать последнее, если это требуется[7].