Представители работников и работодателей. Коллективные переговоры

В социальном партнерстве его стороны взаимодействуют через своих представителей. Поскольку процесс согласования интересов сторон сложен и тернист, становится важным вопрос о том, кто именно будет представлять в нем стороны. Полномочность представителей сторон является одним из основных принципов социального партнерства, как отмечалось выше.

Помимо ст. 29–34 ТК РФ, подробно регламентирующих виды представителей работников и работодателей, порядок наделения их полномочиями и т.д., существуют также международные акты в рассматриваемой сфере. Среди них следует назвать Конвенции МОТ № 135 "О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях" (1971)[1] и № 154 "О содействии коллективным переговорам" (1981)[2].

Основными и главными, имеющими приоритет над иными, представителями работников являются профсоюзы. В качестве таковых их рассматривают и национальное законодательство, и Конвенция МОТ № 135. Хотя напрямую они не называются таковыми (видимо, в целях исключения дискриминации), но анализ ст. 29 и 31 ТК РФ и ст. 3 и 5 Конвенции МОТ № 135 показывает именно это. Такой "настрой" законодателя вполне объясним, поскольку на протяжении всей истории "рабочего права" профсоюзы выступали подлинно независимыми защитниками интересов рабочего класса, и несмотря на определенное перерождение профсоюзов в нашей стране сейчас, вряд ли можно придумать что-то лучше данного института. Это связано с тем, что профсоюзы – это объединение самих рабочих, и инициатива для создания такого объединения должна исходить от них самих.

Правовой статус, права и обязанности профсоюзов регламентируются Законом о профсоюзах. В том числе в данном Законе содержатся определения понятий "первичная профсоюзная организация", "территориальная организация профсоюза", "объединение профессиональных союзов", "объединение территориальных организаций профессиональных союзов", которые являются представителями работников на соответствующих уровнях социального партнерства.

Первичная профсоюзная организация – это добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Территориальная организация профсоюза – добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта РФ, либо на территориях нескольких субъектов РФ, либо на территории города или района.

Межрегиональный профсоюз – добровольное объединение членов профсоюза – работников одной или нескольких отраслей деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов РФ.

Общероссийский профсоюз – добровольное объединение членов профсоюза – работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории РФ или на территориях более половины субъектов РФ либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности.

Территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов – добровольно объединение организаций профсоюзов, действующее, как правило, на территории одного субъекта РФ либо на территории города или района.

Межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов – добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов РФ.

Общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов – добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории РФ или на территориях более половины субъектов РФ.

Иные, помимо профсоюзных органов, представители работников могут выступать таковыми только на локальном уровне социального партнерства (ч. 1 ст. 31 ТК РФ), т.е. могут быть представителями работников только при ведении коллективных переговоров по заключению коллективного договора и его принятию. Такое правовое регулирование существенно ограничивает влияние этих представителей. Кроме того, ч. 2 ст. 31 ТК РФ дополнительно указывает, что наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий. Впрочем, такое положение дел в полной мере соответствует вышеуказанной Конвенции МОТ.

Иные, непрофсоюзные представители могут быть избраны работниками только в случаях, предусмотренных законом:

– работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации;

– ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена представлять интересы всех работников.

Избрание подчиняется следующим правилам:

– избирается представитель или представительный орган, т.е. иным представителем может быть как один работник, так и группа работников;

– представителем может быть только работник соответствующего работодателя;

– избрание осуществляется на общем собрании (конференции) работников работодателя;

– проводится тайное голосование.

Представители работодателей на локальном уровне социального партнерства, описанные в ч. 1 ст. 33 ТК РФ, но сути, ничем не отличаются от лиц, осуществляющих права и обязанности работодателя в самих трудовых отношениях (ч. 6 ст. 20 ТК РФ). Это:

– физическое лицо, являющееся работодателем;

– руководитель организации, т.е. единоличный исполнительный орган управления юридического лица (организации);

– иные лица, уполномоченные в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

На иных уровнях социального партнерства работодателей представляют объединения работодателей – это некоммерческие организации, объединяющие на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 33 ТК РФ). Более общее определение данному понятию дает п. 1 ст. 3 Закона об объединениях работодателей, согласно которому объединение работодателей – это форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц).

Виды таких объединений перечислены в ст. 4 данного Закона.

Общероссийское объединение работодателей – объединение, созданное на добровольной основе общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), региональными (межрегиональными) объединениями работодателей и осуществляющее свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ.

Общероссийское отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей – объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и (или) с которыми состоит в трудовых отношениях не менее половины работников отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности.

Межрегиональное (отраслевое, межотраслевое) объединение работодателей – объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их региональными, территориальными объединениями и осуществляющее свою деятельность на территориях не менее двух субъектов РФ.

Региональное объединение работодателей – объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их региональными отраслевыми, территориальными объединениями и осуществляющее свою деятельность на территории одного субъекта РФ.

Региональное отраслевое объединение работодателей – объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (вида деятельности) и осуществляющее свою деятельность на территории одного субъекта РФ.

Территориальное объединение работодателей – объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их территориальными отраслевыми объединениями и осуществляющее свою деятельность па территории одного муниципального образования.

Территориальное отраслевое объединение работодателей – объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (вида деятельности) и осуществляющее свою деятельность па территории одного муниципального образования.

Понятие коллективных переговоров по российскому законодательству более узкое, чем оно предусмотрено Конвенцией МОТ № 154 "О содействии коллективным переговорам" (1981). Из ч. 1 ст. 36 ТК РФ можно вывести следующее: коллективные переговоры – это переговоры по вопросам подготовки, заключения или изменения коллективного договора, соглашения. Статья 2 указанной Конвенции определяет коллективные переговоры как все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей либо одной или несколькими организациями работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями работников – с другой, в целях:

a) определения условий труда и занятости;

b) регулирования отношений между работодателями и работниками;

c) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями работников.

Процедура ведения коллективных переговоров достаточно подробно регламентирована ст. 36–38 ТК РФ. В них специально подчеркивается, что каждая из сторон социального партнерства может быть инициатором начала коллективных переговоров, а сторона, получившая соответствующее предложение, обязана в эти переговоры вступить. Вступление в переговоры оформляется ответом, который подлежит направлению инициатору в семидневный срок, в нем должны быть указаны представители от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочия.

Для ведения коллективных переговоров сторонами на равноправной основе образуются комиссии, в состав которых входят представители сторон, наделенные соответствующими полномочиями.

На федеральном уровне – это постоянно действующая РТК, деятельность которой регулируется Законом о РТК.

В субъектах РФ могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами соответствующего субъекта. В Нижегородской области такая комиссия функционирует в пределах срока действия заключенного соглашения (п. 2 ст. 6 Закона Нижегородской области от 27.04.1999 № 40-3 "О социальном партнерстве"),

Па территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

Па отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися их участниками.

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

По результатам коллективных переговоров сторонами подписывается соответствующий правовой акт (коллективный договор или соглашение), если же по каким-либо вопросам не принято согласованное решение, то составляется протокол разногласий.