Лекция 1. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ СОЦИОЛОГИИ

Комплексная цель:

знать

o исторические этапы развития социологической мысли;

o основных предшественников и их вклад в историю становления социологии;

уметь

o выделять особенности каждого этапа развития социологической мысли;

o обнаружить социологическое ОГЛАВЛЕНИЕ в работах предшественников;

o сравнивать различия в подходах к рассмотрению общих социологических концепций;

владеть

o навыками работы с первоисточниками.

Основные этапы предыстории социологической мысли

Приобретение социологией статуса самостоятельной отрасли научного знания в середине XIX в. не означает, что до этого времени общество не было объектом социологического познания. Знания об обществе, его функционировании и изменениях накапливались в философских и исторических трактатах, в сочинениях политиков и юристов, богословов и моралистов. Особое место в развитии знаний об обществе принадлежало социальной философии. Именно в ее лоне длительное время "вызревала" социология. В XVIII в. из социальной философии в качестве автономной дисциплины выделяется философия истории, которая стала изучать законы и движущие силы исторического развития общества. И даже после того, как социология провозгласила свою автономность от философии и истории, объявив себя "подлинной наукой об обществе", социальная философия и философия истории продолжают играть важную роль в формировании социологического знания.

В истории развития социологической мысли различают предысторию и историю социологии как науки. На первый взгляд, употребление понятия "социологическая мысль" относительно периода, когда социология еще не была признана наукой, не совсем правомерно. Точнее было бы говорить о социальной мысли. Однако понятие "социальная мысль" шире, чем понятие "социологическая мысль", так как включает в себя воззрения и концепции обо всех сторонах общественной жизни: экономической, политической, бытовой, духовно-идеологической. Чтобы выделить в предшествующей появлению социологии истории социальной мысли тот аспект, который определяется современным пониманием предмета социологии, целесообразно использовать понятие "предыстория".

Предыстория развития социологической мысли охватывает многовековой период. Условно в нем можно выделить следующие этапы:

- социальные воззрения в эпоху Древнего мира;

- социальные концепции мыслителей эпохи Античности;

- социальные взгляды в эпоху Средневековья;

- социальные идеи представителей эпохи Возрождения;

- социальные теории в эпоху Просвещения.

Социальные воззрения в эпоху Древнего мира

Воззрения на устройство и функционирование общества в эпоху Древнего мира можно обнаружить в мифах и легендах того времени, в религиозных трактатах и нравоучениях, в текстах законодательных документов и литературных памятников. К источникам, в которых нашла отражение социальная мысль Древнего мира, можно, например, отнести Кодекс законов царя Вавилонии, Месопотамии и Ассирии Хаммурапи (1782-1750), египетский трактат "Поучение Птахотетепа" (XVIII в. до н.э.), древнейшие индийские книги - "Веды" (конец II тыс. до н.э.), "Артхашастра" (IV в. до н.э.), "Законы Ману" (II в. до н.э.), священное писание "Ветхий Завет" (VII в. до н.э.), трактат китайского мыслителя Конфуция "Беседы и суждения" (V в. до н.э.). Авторы этих сочинений, описывая существующий порядок общественной жизни, стремились определить пути достижения могущества страны и счастья народа, проповедовали идеи подчинения божественному предписанию и нравственно-правового равенства между людьми.

Один из древнейших мыслителей Конфуций (551-479 до н.э.) - создатель оригинального этико-политического учения трактовал китайское общество как большую семью, где власть императора ("Сына Неба") подобна отцовской. Центральным понятием конфуцианства является "жень" - гуманность, которая выступает как закон общественной жизни. Согласно этому закону: "Чего не желаешь себе, того не делай другим и тогда не будет обиженных ни в государстве, ни в семье". Большое значение Конфуций придавал понятию "ли" - нормы общежития, социальному регламенту. Сфера действия социального регламента - вся общественная жизнь от семьи до государства. Нормы социального регламента действуют неодинаково в зависимости от различий социального положения людей и условий применения. Особо Конфуций выделял понятие "и", трактуемое им как чувство долга и справедливости.

Конфуций оправдывал существующее в Китае социальное неравенство, противопоставляя "благородных" бедным. По его мнению, благодаря своему образованию и особым моральным качествам "благородные" должны властвовать над простолюдинами. "Благие способности совершенного мужа, - утверждал он, - подобны ветру, тогда как способности маленьких людей подобны траве, а трава склоняется, когда дует ветер".

Высоко ценя образование, Конфуций выделял четыре группы людей в зависимости от их образованности. К первой группе относятся те, кто обладает знаниями от рождения, ко второй - кто приобретает знания посредством обучения, к третьей - кому учеба достается с трудом, к четвертой (самой низшей) - кто не желает учиться. По мнению китайского мыслителя, для представителей первой группы характерно постоянное стремление к справедливости, для остальных - стремление к выгоде. Именно представители первой группы должны занимать в обществе "верхнюю ступень". И если бы они "правили государством в течение ста лет, то могли бы победить насилие и прекратить убийства".