Предшественники интеракционизма и гуманистической перспективы

Отличительной чертой ранней американской социологии является ярко выраженная гуманистическая направленность социологии и склонность к социальному реформаторству общества.

Лестер Уорд (1841 – 1913), считающийся одним из основателей американской социологии, полагал, что человеческое существо раздвоено между миром природного и миром социального. Таким же раздвоенным оказалось и общество.

В нем одновременно царствуют слепые законы естественного отбора, заставляющие людей не щадить друг друга в конкурентной борьбе, и разумные законы добра, основанные на высоких гуманистических ценностях.

Общество, согласно другому классику американской социологии Уильяму Самнеру (1840–1910), необходимо рассматривать в социокультурном контексте, основой которого выступают социальные нормы, традиции и обычаи. Обычаи (folkways) напоминают правила приличия, например требование пользоваться ножом и вилкой. Они различаются у разных народов и культур. Нравы (mores) – более строгий вид норм. Они составляют групповую мораль, или нравственность. К ним относятся требования уважать старших, помогать родственникам. Правы включают философские и этические оценки поступков. На обычаях и нравах основываются естественные институты, например религия, семья, собственность, а на законах – предписанные институты (банки, система выборов).

Гуманистические традиции наиболее полное выражение получили в символическом интеракционизме – первом собственно американском теоретическом течении в социологии.

В ряду основателей символического интеракционизма упоминают американского социального философа Джорджа Герберта Мида (1864–1931), его современника социолога Чарльза Кули (1864–1929), и, наконец, их предшественника, психолога Уильяма Джеймса (1842–1910).

Кули Чарльз Хортой (1864–1929) – американский социолог, прямой предшественник символического интеракционизма. Основы социологической теории Кули изложены им в работах "Человеческая природа и социальный порядок" (1902), "Социальная организация" (1909), "Социальный процесс" (1918), "Социологическая теория и социальное исследование" (1930). По своему образованию Ч. Кули – экономист, переориентировавшийся позднее на социологию. Он приобрел известность благодаря работам в области социализации и первичных групп. Ему принадлежит создание одной из первых социологических и социально-психологических концепций личности, положившей начало самостоятельному направлению в мировой социологии, – интеракционизма.

Главная концепция Кули называется теорией "зеркального Я". Ее истоки восходят к прагматизму, в частности идеям о "социальном Я" У. Джемса и воззрением Дж. Дьюи. Окончательное свое завершение концепция Кули получила позже у Дж. Мида. Согласно У. Джемсу, человек имеет столько "социальных Я", сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится. Продолжая идеи Джемса, Кули называл важнейшим признаком социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое "Я". Происходит это через общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе.

Кули предположил, что "Я" состоит из "Я-чувств", которые оформляются через отношение с другими. Мы видим себя через отражение своих чувств в реалиях других. Они – зеркало для нас. Наше понимание себя – процесс, а не фиксированное состояние, оно всегда развивается по мере нашего взаимодействия с другими, мнение которых о нас постоянно изменяется. Человек не является пассивным приемником, напротив, он активно манипулирует решениями других, отбирая их, каким следует придерживаться или нет, оценивает роли партнеров. Нс вся получаемая от других информация влияет на нас. Мы склонны принимать только те ракурсы, которые подтверждают наше собственное представление о себе, и сопротивляемся всем другим.

Кули подчеркивал основополагающую роль сознания в формировании социальных процессов. Человеческая жизнь – это целостность индивидуального и социального. Кули является создателем теории первичных групп, воплощающих в себе универсальный характер человеческой природы, и теории "зеркального Я". Природу человека Кули определял как биологическую и социальную, вырабатывающуюся при помощи взаимодействия в первичных группах и являющуюся комплексом социальных чувств, установок, моральных норм.

"Зеркальное Я" (looking-glass self) – это общество, которое служит своеобразным зеркалом. В таком зеркале мы можем видеть реакции других людей на наше собственное поведение. Наше понятие о самих себе берет истоки именно в такой рефлексии, наблюдая ответы других людей или воображая, какими они должны быть, т.е. как должны были бы реагировать окружающие на то или иное наше действие, – мы только и способны оценивать самих себя и собственные действия.

Социологический практикум

Постарайтесь построить свое собственное "зеркальное Я". Как оно будет выглядеть? С мнением каких людей вы считаетесь? Почему? Составьте небольшой письменный отчет.

Если образ, который мы видим в зеркале или только воображаем, что видим, благоприятен, наша "Я-концепция" получает подкрепление, а действия повторяются. А если неблагоприятен, наша "Я-концепция" пересматривается, а поведение изменяется. Мы определены другими людьми и руководствуемся в своем поведении и восприятии подобным определением.

Получая подтверждение нашему представлению о самих себе раз за разом, мы укрепляемся в себе, приобретая постепенно целостность самого себя. Усваиваемые человеком представления о собственном "Я", которые возникают в создании других людей, Кули называет "представлениями представлений".

Такие представления признаются в качестве социальных факторов и выступают в роли основного предмета социологии. "Я-концепция" формируется, уточняется и укрепляется день ото дня во взаимодействии людей друг с другом. По тому, как относятся к нему другие, человек может судить, к какому типу людей он принадлежит. Мнение каждого о своих интеллектуальных возможностях, нравственных качествах и физических способностях, о том, какие поступки от него ожидают, возникает в ходе взаимодействия в организованных группах (первичных и вторичных). Поэтому Кули понимал чувство собственной самоопределенности как "зеркальное Я".

Концепция самого себя, по существу, – отражение свойств человека такими, какими они воспринимаются в обществе, членом которого он является. Он конструирует персонификацию на основе реакций, приписываемых другим людям. Если с вами обращаются так, будто вы представляете из себя нечто особенное, вскоре вы начнете думать о себе как о ком-то выдающемся. Где бы ни жили люди, к какой расе или возрастной группе ни принадлежали, все они очень чувствительны к реакциям других людей. Поэтому они реагируют на любой сигнал, который мог бы послужить им ориентиром.

Человеческое общество, согласно Ч. Кули, основано на особого рода коммуникации между теми, кто симпатизирует друг другу. Ключ к пониманию поведения человека лежит в его взаимоотношениях с другими людьми.

Только взаимодействие людей, или интеракция, создает общество и формирует личность. В подобных интеракциях люди создают свое "зеркальное Я", которое состоит из трех элементов.

1. То, что, как мы думаем, видят в нас другие. К примеру, я думаю, что люди обращают внимание на мою одежду.

2. То, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что они видят. К примеру, они видят мою одежду, и она им нравится.

3. То, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других людей. Поскольку моя одежда нравится другим, я собираюсь и впредь одеваться так же.

Не существует иных путей, какими бы мы составили мнение о себе – само-сознание, само-оценку и само-чувствие, – за исключением того представления, какое можно себе возразить, думая о том, как другие представляют себе нас самих. То, что они на самом деле думают, не имеет особого значения. Важнее то, как мы интерпретируем их действия в отношении нас. Они-то и определяют нашу самооценку и наши социальные ценности.

Интеракция протекает главным образом через контакты "лицом к лицу", которые протекают прежде всего в первичных группах, в частности семье. Именно в семье младенец превращается из дикаря в социальное существо. Тесные связи с другими людьми поддерживают человека на протяжении всей его жизни, упорядочивая его образ мышления, придавая ему ощущение целенаправленности.

"Зеркальное не-Я"[1]. Кьерстин Груйс, 29-летняя аспирантка в области социологии, решилась на необычный опыт: в течение целого года она избегала собственного отражения, чтобы повысить самооценку и вдохновить других на то, чтобы не обращать особого внимания на свой внешний вид.

Большинство женщин не могут обойтись без зеркала в течение получаса. Они постоянно проверяют, в порядке ли их одежда и макияж, но амбициозная студентка решила не смотреть на себя в течение года. Кьерстин говорит, что избегать зеркал ей было очень сложно: на улицах города то и дело встречались зеркальные поверхности. У себя дома девушка закрыла зеркало в ванной, чтобы она могла чистить зубы и умываться, не нарушая условий эксперимента. Она даже научилась использовать зеркала автомобиля так, чтобы не видеть себя в них.

Макияж Кьерстин наносит на ощупь. Поначалу ее начинания вызывали множество трудностей, но затем девушка адаптировалась и признала, что эксперимент заставил ее осознать, что на самом деле не так важно, что думает большинство ее знакомых.

Свой антизеркальный проект она начала в 2010 г. В первый месяц, вспоминает она, в половине случаев она выходила из дома с разводами туши для ресниц на лице. Она научилась оценивать одежду при покупке по советам друзей и мужа вместо того, чтобы посмотреть на себя в зеркало. Даже в день своей свадьбы Кьерстин ни разу не взглянула на себя. "Для меня день имеет особое значение, независимо от того, как я выгляжу", – говорит она. Интересно, что она и Майкл танцевали на своей свадьбе под песню "Я буду вашим зеркалом".

Эксперимент Кьерстин закончился 12 марта. В этот день она впервые за 12 месяцев посмотрела на свое отражение в окружении членов семьи и друзей. "У меня было немного двойственное отношение, но я была довольна тем, что увидела", – вспоминает Кьерстин.

Процесс социализации начинается с того, что ребенок научается понимать самого себя как объект посредством принятия ролей других людей. Ребенок воспринимает себя реципиентом действия прежде, чем действующим лицом. Замечая, как другие люди относятся к нему, ребенок начинает осознавать свое место внутри культуры и межличностных отношений.

Процесс социализации проходит прежде всего в первичных группах. Термин "первичная группа", введенный в социологию Ч. Кули, характеризует общности, в которых существуют доверительные, "лицом к лицу" контакты и кооперация. Они первичны в нескольких смыслах, но главным образом потому, что играют фундаментальную роль в формировании социальной природы и идей человека. Психологический результат интимных (доверительных) связей – соединение людей в некую целостность.

Для описания такой целостности используют местоимение "Мы" (как понятие оно пишется с заглавной буквы), которое характеризует некоторую симпатию и взаимную идентификацию людей. Каждый из нас живет с некоторым ощущением целостности, объединяющей людей.

Базисом первичной группы служат первичные отношения. Они отличаются следующими особенностями. Индивиды взаимодействуют в них как уникальные и целостные существа.

Уникальность означает, что ответ, адресованный одному индивиду, не может быть переплавлен другому. В соответствии с этим, первым критерием первичных отношений, отношения между продавцом и покупателем не могут называться первичными. Ведь они могут переадресовываться: продавец может вступить в контакт с другим или другими покупателями, и наоборот.

Они не уникальны, но взаимозаменимы. Однако ребенок не может заменить свою мать, и наоборот. Они незаменимы и уникальны. Продавец и покупатель заключают временный контракт и несут друг перед другом ограниченную ответственность. Таковы же и отношения между рабочими и работодателем.

Но не таковы отношения между мужем и женой: они несут полную ответственность друг перед другом, любовь и семья поглощают их целиком, а не частично или временно. Таков второй критерий первичных отношений.

В окружающей нас действительности, говорит Кули, первичных отношений меньше, чем вторичных. Первичные встречаются реже, хотя играют в жизни людей более важную роль.

Первичные отношения более глубокие и интенсивные, чем вторичные, они полнее по способам проявлений: в интеракции "лицом к лицу" участвуют символы, слова, жесты, чувства, разум, потребности. Семейные отношения глубже, полнее и интенсивнее, чем деловые или производственные. Первые называются неформальными, а вторые – формальными. В формальных отношениях один человек служит средством или целью достижения того, чего нет в неформальных, первичных отношениях.

Социологический практикум

Опишите свои первичные и вторичные отношения. Можно построить схему, рисунок, дать фотографии.

Там, где люди вместе живут или работают, на основе первичных отношений возникают первичные группы: малые рабочие группы, семья, дружеские компании, игровые группы, соседские сообщества (коммьюнити). Они возникают исторически раньше вторичных, существовали всегда и существуют сейчас.