Предприятия совместного владения

Предприятие совместного владения – это объединение усилий зарубежных и местных вкладчиков капитала в целях создания местного коммерческого предприятия, которым они владеют и управляют совместно. Зарубежный инвестор может купить себе долю в местном предприятии, местная фирма может купить себе долю в уже существующем местном предприятии зарубежной компании либо обе стороны могут совместными усилиями создать совершенно новое предприятие.

Предприятие совместного владения может оказаться необходимым или желательным по экономическим или политическим соображениям. У фирмы может недоставать финансовых, физических или управленческих ресурсов для осуществления проекта в одиночку. А возможно, совместное владение является условием, которым иностранное правительство оговаривает допуск на рынок своей страны.

Практика совместного владения имеет определенные недостатки. Партнеры могут разойтись во мнениях относительно капиталовложений, маркетинга и прочих принципов деятельности.

В западных странах часто применяется термин "предприятие совместного владения" для обозначения совместных предприятий. При этом возможна покупка доли в уже существующем предприятии. Такого рода предприятия создаются на основе прямого инвестирования, т.е. долгосрочного вложения капитала в какое-либо предприятие, дело. Инвестором, т.е. вкладчиком может быть как физическое, так и юридическое лицо или государство.

Самый простой стратегический альянс – это совместное предприятие, в котором две разные корпорации образуют третью, находящуюся в совместном владении.

Рассмотрим данный способ выхода на зарубежный рынок на примере компании McDonald's. Процесс выхода этой компании на российский рынок длился много лет. Джордж Э. Кохон – президент канадского филиала компании, установил первые контакты с советскими официальными лицами в 1976 г. во время Олимпийских игр в Монреале. Тогда начались длительные переговоры, и Э. Кохон наведывался в Москву примерно каждые три недели. Наконец в 1987 г. было подписано предварительное соглашение, сопровождающееся соответствующим протоколом. Это стало возможным вскоре после принятия в СССР закона, разрешавшего создание совместных предприятий с западными фирмами. Окончательное соглашение стороны подписали в 1988 г. Тем временем McDonald's открыла свои рестораны в Венгрии и Югославии, что позволило фирме накопить некоторый опыт работы в восточноевропейских странах.

Все эти действия соответствовали стратегии развития фирмы. К середине 1980-х гг. она росла быстрее за пределами США, нежели на родине, и руководство компании резонно считало, что рост продолжится и впредь, если поставить соответствующие цели ускоренного развития.

Основателями совместного предприятия фирмы McDonald's в СССР стали ее канадский филиал и Моссовет. Доля McDonald's составила 49% (больше не разрешал советский закон, но с 1990 г. участие иностранцев в капитале совместных предприятий могло достигать 99%). Отсутствие контрольного пакета акций не создавало проблем, поскольку по советскому законодательству для принятия важных решений требовалось 75%-ное большинство при голосовании. А представители McDonald's и Моссовета достигали согласия практически по любому важному вопросу.

В период между подписанием соглашения и открытием в 1990 г. первого ресторана пришлось заниматься планированием и другой организационной работой. По жизнь показала, что самой значительной трудностью для иностранных инвесторов в СССР явилось снабжение. Трудности снабжения совместных предприятий были обусловлены жесткой бюрократической системой, дефицитом и несоответствием значительной части сырья зарубежным стандартам. Некоторые продукты, например салат-латук сорта "айсберг", корнишоны и картофель сорта "рассетбербэнк", важные для рецептуры, не производились в СССР.

Представители McDonald's буквально "обыски вал и" страну в поисках необходимого и заключали специальные контракты на поставку, например, молока, сыра "чеддер" и говядины. Кроме того, компания применила особые подходы для получения нужных объемов сырья необходимого качества. Она закупила семенной картофель и семена корнишонов в Голландии, чтобы иод наблюдением нанятого ею агронома происходило выращивание этих культур в одном из колхозов. Но все же фирме пришлось ввозить ряд продуктов: горчицу из Канады, томатную пасту из Португалии, яблоки из Болгарии, упаковочные материалы и кунжутное семя из других стран.

Препятствием для иностранных инвесторов в СССР была также нехватка твердой валюты. Фирма McDonald's не смогла договориться о конвертации рублевых прибылей, но она и не рассчитывала быстро вернуть свои капиталовложения и начать использование доходов. Поскольку соглашением сторон предусматривалось открытие 20 ресторанов, почти вся прибыль в виде реинвестиций многие годы уходила на финансирование этой программы.

Когда McDonald's поместила объявление о приеме на работу, то при наличии 605 вакансий желающих работать в совместном предприятии оказалось почти 27 000. Фирма направила шесть советских управляющих в свой университет "Гамбургер" близ Чикаго на полугодичное обучение и еще 30 человек, которые должны были стать менеджерами в ресторанах фирмы, в Канаду и европейские страны для повышения квалификации. Завершив обучение, они занялись инструктированием вновь нанимаемых работников.

Открывая ресторан в Москве, McDonald's учитывала венгерский опыт (в Будапеште компания была вынуждена резко ограничить рекламу из-за огромного наплыва посетителей) и не давала рекламы вплоть до открытия ресторана. Однако предстоящее событие активно освещалось советским телевидением. Стоило ресторану открыться, как у его дверей выстроились огромные очереди. По разным оценкам, в первый день ресторан обслужил 30 000 человек, т.е. в несколько раз был превышен рекорд одного дня, установленный в 1988 г. в Будапеште и равный 9100 посетителям.