Предпринимательство, его виды и факторы успеха

Сначала приведем ряд определений неоднозначного термина "предприниматель". Общепринятое на Западе определение приводит шведский ученый Б. Карлоф: предприниматель (бизнесмен) — это человек, способный понять структуру потребностей и сочетать это свое понимание со знаниями в области управления производством в целях создания благ. Предприниматель способен творчески решать задачи согласования потребностей с производственными ресурсами, располагает капиталом, энергией и несет расходы, необходимые для организации дела (бизнеса).

"В соответствии с законодательством, предпринимательство определяется как инициативная (самостоятельная) деятельность граждан, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность и направленная на получение прибыли или личного дохода. Основными предпосылками развития предпринимательства являются:

- политика государства в отношении частного бизнеса;

- культура, или система ценностей общества, которая психологически поощряет и поддерживает дух индивидуальной инициативы;

- склонности и способности людей к предпринимательству. Они порождают три психологические проблемы предпринимательства: политико-психологическую проблему взаимоотношений предпринимательства с государством, проблему образа предпринимателя в массовом сознании и, наконец, проблему изучения психологического портрета предпринимателя".

"В отличие от населения США и Японии, которое видит в предпринимателе человека, обслуживающего его нужды и создающего рабочие места, в Европе образ предпринимателя в целом не позитивен, что связано и с некоторой загадочностью его деятельности, скрытой от глаз общественности; и с определенными стереотипами восприятия предпринимателя как спекулянта, дельца, эксплуататора (особенно в наших условиях идеологизированной длительное время экономики); и с некоторой категоричностью поведения и общения предпринимателей в интересах дела и в связи с экономической необходимостью; а также с завистью по поводу его прибыли и доходов".

"К важным для психологического портрета предпринимателя качествам относят следующие: в интеллектуальном блоке — компетентность, комбинаторный дар, развитое воображение, реальную фантазию, развитую интуицию, креативность, перспективное мышление; в коммуникативном блоке — талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время способность идти против течения; в мотивационно-волевом блоке — склонность к риску, внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи. Учитывая, что предприниматель, образно говоря, еще и самоэксплуататор, ему необходимы хорошее здоровье, неиссякаемая энергия и оптимизм... Литературные данные и выполненные нами исследования доказывают лишь обязательное наличие компонентов, приведенное в мотивационно-волевом блоке, ибо предприниматель прежде всего фигура действующая, активная, ищущая". Эти компоненты присутствуют в психологическом портрете предпринимателя независимо от формы предпринимательства (производственное, коммерческое, финансовое) (см. также типологию форм предпринимательства по Верховину), его уровня (крупный, средний, малый бизнес) или других специфических черт.

"По мнению К. Варнерида, нет двух четко разграниченных групп людей: предпринимателей и непредпринимателей. Различия в том, как много предпринимательской активности они проявляют и в том уровне предприимчивости, которая заключена в этой активности. Тогда правомерно говорить и о парапредпринимательстве как форме деятельности, которая осуществляется параллельно с бюджетной либо на ее базе. В настоящее время это явление достаточно распространено в нашей стране. С этой позиции объяснима и фигура интрапренера — человека, работающего в организации, но обладающего наклонностями и способностями предпринимателя.

Согласно двумерной модели Ронена, осями-качествами, на которые проецируется предприимчивость, являются целеустремленность деятельности и поиск новизны. К ним автор (О. С. Дейнека) добавил параметр "принятие риска". С помощью этой модели по ведущим психологическим качествам легко обозначить основные различия между предпринимателем и менеджером. При высокой целеустремленности у тех и других менеджеры в большей степени опасаются новизны и риска, потому что их основная цель — сохранить организацию, коллектив, которым они управляют, и та предпринимательская активность, которую они, несомненно, проявляют, во многих случаях направлена на выживание компании. Предприниматель, напротив, стремится к переменам, развитию, риску. На протяжении жизненного цикла фирмы нуждаются и в той, и в другой предпринимательской активности.

Есть ли специфические особенности в портрете российского предпринимателя?

Определение предпринимательства, приведенное в начале темы, акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предполагающей выбор, риск, ответственность. Выполненные нами исследования представителей малого и среднего бизнеса показали, что у российских предпринимателей симптомокомплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко. Кросс-культурные исследования показали, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психологически защищены от социального неодобрения, чем немецкие. Это связано с тем, что российское предпринимательство развивается в условиях несбалансированного рынка при отсутствии реальной и последовательной поддержки со стороны государства и в социокультурной среде неодобрения, демонстрируя открытое противопоставление бизнеса государству и крайнее проявление индивидуализма.

Рост предпринимательской активности характеризует пробуждение экономики и в особенности ее главного творческого начала — хозяйствующего субъекта. Способствовать пониманию и оценке важности предпринимательства в народнохозяйственном и общественно-политическом контексте — одна из актуальных задач экономической психологии".

"Созидательная сила вместе со стремлением к прибыли и риском убытков составляют существенные особенности предпринимателя". Работа выполнена Гинсом в 1940 г.

Западные, а особенно американские, теории мотивации признают в качестве главного стремления человека стремление к успеху (упоминавшаяся теория МакКлелланда). Успех — это удача в достижении какой-либо цели, общественное признание, хорошие результаты в работе. И предприниматель, "предпринимая" какое- либо "предприятие", рассчитывает на его успех. Анализируя предпринимательское поведение, современные социологи отмечают сложность этого явления и многообразие условий успеха предпринимательства.

Предпринимательский успех может быть достигнут вследствие действия одного или нескольких факторов, обстоятельств, причин и быть результатом достаточно разных форм поведения. На достижение предпринимательского успеха могут повлиять:

- простое везение — оказался случайно в нужное время в нужном месте (но при этом сумел не упустить шанс);

- активный поиск "того самого выигрышного варианта" с использованием метода проб и ошибок, перебора вариантов;

- компетентный расчет различных комбинаций и выбор оптимального варианта, можно сказать, на основе теоретических изысканий;

- овладение и использование в благоприятное время конфиденциальной информации или ресурса другого вида;

- использование собственных уникальных способностей, опыта, компетентности в качестве товара, дающего доход.

Предпринимательское поведение может включать и период пассивности, но обычно предприниматель должен быть активным субъектом, хотя бы на стадии "уторговывания" цены за нечто, чем он обладает.

Из определения понятия следует, что предприниматель должен иметь представление о рыночной конъюнктуре и уметь ею пользоваться. Говорить о наличии общих для всех предпринимателей черт, задатков, способностей можно после того, как мы рассмотрим некоторые формы и направления реализации предпринимательского поведения, его модели.

Инвестиционная модель предпринимательского поведения — это разработка и внедрение на свой страх и риск венчурных инвестиционных проектов, что в паше время в нашей стране не кажется оправданным.

Инвентарная модель — продвижение или продажа ноу-хау — собственного или клиента.

Организационная модель предпринимательского поведения — это, по сути, организация реализации каких-либо идей, нестандартных решений, обеспечение проекта нужными видами ресурсов, организация коммуникаций, взаимодействия.

Посредническая модель — выступление в роли арбитра, посредника с получением комиссионных (на основе уникальной информации о потребностях и возможностях сторон).

Аквизиционная модель — аккумуляция и концентрация каких-либо ресурсов для запуска в оборот в благоприятное время.

Коммерческая модель — создание новых каналов обмена товарами, услугами, информацией.

Консалтинговая модель — обеспечение нуждающихся профессиональной поддержкой по широкому кругу проблем.

Конъюнктурно-игровая модель — манипулирование, комбинирование ценовой и иной конфиденциальной информации.

Опять приходится обращать внимание па реальное предпринимательское поведение, которое во многом уникально в силу уникальности личности предпринимателя и в разное время содержит сочетание различных форм. Общепризнано, что предприниматель — человек рисковый, мобильный, гибкий, стрессоустойчивый, умеющий, по Киплингу, "поставить в радостной надежде на карту все, что накопил с трудом, все проиграть и нищим стать, как прежде, и никогда нс пожалеть о том".