Предпринимательские и управленческие способности

В современной развито́й рыночной экономике свою способность к труду человек может использовать по двум направлениям: либо как предприниматель, который ведёт своё собственное дело (бизнес[1]), либо как наёмный работник у предпринимателя (бизнесмена). Особым человеческим ресурсом в производстве служат предпринимательские способности. Они заключаются в способности человека генерировать оригинальные, новаторские идеи, в его умении и готовности организовать бизнес или любое новое дело, принимая на себя связанные с ним затраты, риск и ответственность. Не зря у Шу́мпетера термин "предприниматель" часто заменяется словом "новатор".

Коммунистическая пропаганда в СССР десятилетиями навязывала обществу карикатурный образ каииталиста-предпринимателя – в виде этакого пухлого сибарита[2] с дорогой сигарой в зубах и ножницами для "стрижки купонов"[3]. В том же огульно отрицательном, пренебрежительном духе высказывались подчас и некоторые советские литераторы. "Капитал – его препохабие", читаем, к примеру, у Владимира Маяковского (27-1,316, 330).

Но если серьёзно, то способностью к организации бизнеса обладает далеко не каждый. Подлинного предпринимателя отличают огромное трудолюбие, инициативность, новаторство, творческий дух, деловая хватка, расчётливость, умение общаться с людьми, способность убеждать, воодушевлять их и вести за собой, уважение и доброжелательность к окружающим ("тот, кто не умеет улыбаться, не должен заводить лавку", гласит китайская пословица). Наконец, по наблюдению Пушкина, "заботливый купец" – это не только "дитя расчёта", но и "дитя отваги" (32-IV, 75), значит, настоящий предприниматель должен быть смел и решителен.

Обычно предприниматель – не только основатель, организатор, идейный вдохновитель и движущая сила производства, а и владелец (или совладелец) предприятия, собственник своего капитала, т.е. капиталист. Часто, особенно в малом бизнесе, он же одновременно и управляет всей хозяйственной деятельностью.

Вместе с тем в крупных фирмах[4] для профессионального руководства и управления бизнесом (менеджмента[5]) используются также наёмные специалисты с управленческими способностями (менеджеры) – люди с необходимыми знаниями, опытом и умением. Понятия "предприниматель" и "менеджер" близки, но всё же различны. Если предприниматель – это автор новых идей, готовый для их осуществления "недосыпать" и рисковать своими собственными средствами, то менеджер – исполнитель авторских замыслов, компетентно управляющий за плату их проведением в жизнь.

Исследования Фре́дрика Те́йлора и других в области рационального управления (с. 44) породили на Западе своеобразный "менеджерский бум". К середине XX века сложилась даже концепция "революции менеджеров". Согласно ей, наёмные управляющие образуют самостоятельный мощный социальный слой, который приобретает решающее значение в развитии общества и вытесняет прежнюю элиту – каниталистов-собственников.

Однако в 1970-е годы подобные преувеличения и противопоставление капиталиста и менеджера ушли. Кто сегодня самый богатый и весьма влиятельный в экономике человек планеты? Предприниматель и одновременно менеджер Билл Гейтс (родился в 1955), четверть века назад основавший и доянваря 2000 года управлявший американской компанией[6] "Майкрософт" (Microsoft). Совмещение ролей можно встретить и в других корпорациях. А совладение их акциями окончательно сплело интересы капиталистов и управляющих.

Современное сверхсложное и стремительно растущее производство требует постоянного обновления, поисков, инвестиций[7], творческого энтузиазма[8] и предприимчивости, высокопрофессионального, мудрого и гибкого управления. Это значит, что бизнесмены и менеджеры становятся моторами экономики. Благодаря им она совершенствуется, расширяется и идёт вперёд, создавая новые рабочие места, источники доходов и делая более зажиточным всё общество. Отсюда очень важно, чтобы "капитаны бизнеса" встречали доброжелательность и моральную поддержку со стороны сограждан.

Между тем в иных обществах "на буржуев смотрят свысока" (Маяковский), а дух предпринимательства и делового расчёта в принципе не встречает симпатий. Особенно со стороны людей, которые не приобрели полезную привычку к инициативному, усердному труду, к самостоятельности и пассивно ждут, когда их "накормит" государство. Они подчас неприязненно завидуют энергичным, преуспевающим предпринимателям и склонны к идеям уравнительного перераспределения их высоких доходов в свою пользу.

Но почему честно зарабатывающий больши́е деньги труженик должен делиться с теми, кто работает спустя рукава? Разве не справедлива библейская мудрость: "Ленивый желает, но не получает, у того же, кто прилежно трудится, всего вдоволь" (6-Пр 13:4)?

Однако не будем и "идеальничать", бизнесмены тоже могут быть разными, и важно отличать достойных славы Бахрушиных, Рябушинских, Третьяковых от волчьей стаи Мавроди и властелин. Не случайно Макс Ве́бер выделяет два типа деловых людей: рациональный (разумный) и иррациональный (от лат. irrationalis – неразумный).

Первый тип представляют "промышленно-продуктивные" бизнесмены-труженики, нацеленные на длительную кропотливую деятельность в реальной экономике, где деньги зарабатываются на производстве новой продукции и путём честного, методичного, усердного труда. Такой тип стал результатом возникновения и развития особой человеческой культуры – протестантской[9] этики[10].

Согласно протестантской этике, главное для христианина не религиозные формальности и обряды, главное "быть человеком" в повседневной жизни, т.е. неутомимо совершенствовать себя через служение людям и "добрые дела". Так, в сфере экономики Бог, с одной стороны, призывает человека к тому или иному виду общеполезной деятельности (профессии), дару́я ему необходимые задатки и способности, а с другой, – спрашивает потом, хорошо ли он ими распорядился. Если человек проявил такие ценные качества, как трудолюбие, прилежание, бережливость, расчётливость, честность, ответственность, самодисциплина, законопослушание, милосердие, и достиг при этом мастерства, профессионализма, эффективности и делового успеха, то это свидетельствует о хорошем исполнении им своего морального долга перед Богом.

Милосердие по-протестантски тоже имеет свою особенность. Это не готовность к простым подаяниям, а помощь ближнему в получении возможности работать и зарабатывать себе на жизнь. "Подавать легко; гораздо труднее сделать подачку излишней", – замечает Форд, рассказывая об опыте создания рабочих мест для калек, хромых, слепых на своём предприятии. Важнее "помочь миру содержать самого себя", чем только давать готовенькое, увеличивая тем самым "класс "непроизводящих”" и праздность в обществе (45-164-167).

Между прочим, эти мысли перекликаются и с выводом Достоевского о том, что "милостыня развращает и подающего, и берущего", к тому же лишь усиливая нищенство. "Лентяи, не желающие работать, толпятся около дающих, как игроки у игорного стола, надеясь выиграть" (15-7,320).

Второй тип – это "торговый человек". Он действует в сфере оборота готовых товаров, финансов, ценных бумаг, больше ориентируется на быстрое перераспределение денег в свою пользу, чем на создание новых продуктов, бывает склонен к авантюризму[11] и принципу "не обманешь – не продашь". Именно в этом типе подчас рождаются "хищники-грязнохваты" (Солженицын), которые ловят для себя рыбку "в ледяной воде эгоистического расчёта" (Маркс), не гнушаясь мошенничеством и жестоким надувательством ближних.