Предпринимательская деятельность музея

Вопрос о поиске дополнительных финансовых средств остро стоит на повестке дня музейного менеджмента как в России, так и во всем мире. Поскольку в Западной Европе эта проблема возникла раньше, чем у нас, представляет интерес ознакомление с их опытом предпринимательской деятельности[1]. Оказавшись в ситуации значительного сокращения государственного финансирования, музеи Европы находят выход в развитии связей с партнерами из коммерческого сектора. Каждые два г ода в Париже происходит событие под названием "Музейный салон". Идея Музейного салона — установление связей между музеями и миром бизнеса. Музейный салон представляет собой обширную экспозицию, занимающую все Марсово поле перед Эйфелевой башней, где представлены европейские музеи (их количество исчисляется десятками) и фирмы всевозможных направлений бизнеса. Задача музеев — продемонстрировать свои ресурсы, а также продукты своей предпринимательской деятельности. Фирмы демонстрируют технологии, услуги, материалы. В Музейном салоне присутствует и третья сторона — так называемый инвестиционный бизнес. Чаще всего заключаются именно трехсторонние сделки, в которых музеи предоставляют право па использование изображений предметов из своих музейных коллекций, фирмы обязуются исполнить заказ (например, изготовить сувенирную продукцию с использованием этих изображений), а инвестор (фирма или банк) оплачивает заказ.

Сразу но заключении сделки (подписания соглашения) музей получает свою сумму денег. Фирма-исполнитель получает деньги по факту изготовления продукции (сувениров). Инвестор получает доход от проданных музейных сувениров.

Как видно из этой схемы, наибольший риск при заключении сделки берет на себя фирма-инвестор. Чтобы не ошибиться, ей необходимо иметь высокопрофессиональных экспертов, которые должны угадать спрос потенциального покупателя: необходимо определить, какие именно изображения будут привлекательны для покупателя, определить ту меру качества продукции, за которое может быть назначена соответствующая цена, выбрать рекламу и т.д.

Из практического опыта

В случае неудачи убытки несет инвестор. В случае же удачи он получает весьма ощутимую прибыль, и тогда возможно заключение нового договора о продлении сделки. В такой ситуации музею не следует медлить, потому что конъюнктура на рынке меняется быстро и отложенная сделка может не состояться вовсе.

не менее представляется, что приведенный пример деятельности французских музеев показывает пути оптимизации работы в этом направлении.

Наряду с сувенирными магазинами музеи открывают кафе и рестораны. Но если магазин — хотя бы крошечный — может позволить себе любой музей, то для кафе и ресторана нужны большие площади. Этим располагают далеко не все музеи. К новым видам предпринимательской деятельности относятся выпуск и продажа электронных носителей (дисков, приложений для смартфонов), содержащих виртуальные экскурсии, фильмы, любую дополнительную информацию о музее и его коллекциях, о городе и регионе, в которых расположен музей. В последнее время некоторые музеи прибегают к уже таким откровенно коммерческим средствам, как приглашение в свои стены (если имеются соответствующие помещения) желающих отметить какой-либо семейный праздник, выпускной бал, юбилей и т.д. Здесь необходимо указать на подстерегающую музеи опасность: все-таки чрезмерная коммерциализация музея вредит его высокому статусу, который имеет глубокие корни в общественном сознании. Низведение его до роли аниматора приведет к утрате авторитета музея как общественного института. Сиюминутная прибыль может обернуться серьезными потерями в будущем.