Предприимчивость в традиционных обществах

Богатство в традиционных обществах не связано с трудом и хозяйственной предприимчивостью. Предпринимательство тоже, как правило, не связано с хозяйственной деятельностью. Традиционная знать, обладающая большими богатствами, считает хозяйство недостойным занятием, несовместимым со своим статусом, и брезгует предпринимательской деятельностью. Крестьянство и ремесленники, мелкие производители в условиях традиционного хозяйства не в состоянии производить настолько много, чтобы разбогатеть и наращивать свою деловую активность, да и не ставят себе такой цели. Это не означает, что в традиционных обществах вообще отсутствуют жажда богатства, наживы и предприимчивость – они существуют всегда и везде, но в традиционных обществах "всякая страсть к наживе, всякая жажда денег стремится к своему удовлетворению за пределами процесса производства благ, транспорта благ и даже большей частью и торговли благами. Люди бегут в рудники, копают клады, занимаются алхимией и всякими волшебствами, чтобы добыть деньги, потому что их нельзя добыть в рамках обыденного хозяйствования. Аристотель, который наиболее глубоко познал существо докапиталистического хозяйства, совершенно правильно поэтому считает наживу денег за пределами естественной потребности, не принадлежащей к хозяйственной деятельности".

Социальный статус предпринимательских сословий в традиционных обществах невысок и не соответствует реальному богатству. В Западной Европе XI–XII вв. купечество даже не признается необходимой составной частью общества, столпами которого считаются священнослужители (молящиеся), рыцари (сражающиеся) и земледельцы (пашущие). Купцы, банкиры, ростовщики вызывают недоверие и подозрительность у феодалов и крестьянства и осуждение духовенства за нравственную неполноценность и неизбывную греховность их профессии.

Особое положение в традиционной хозяйственной культуре занимает ростовщичество. В исламе до сих пор существует норма "риба" – запрет на взимание ссудного процента, а христианство прошло длительный путь легитимизации банковского и ростовщического дела. Причина ненависти к ростовщичеству, помимо чисто социально-экономической, имела мировоззренческие и этические корни: "Ростовщик гнусен в глазах Бога и человека прежде всего потому, что... ростовщичество разрушает связь между личностью и ее практикой, ибо даже тогда, когда сам ростовщик ест, спит или слушает проповедь, проценты продолжают нарастать. Господь заповедал человеку добывать хлеб насущный в поте лица, тогда как ростовщик наживается, не трудясь. Торгуя ожиданием денег, т.е. временем, он крадет время – достояние всех творений, а потому тот, кто продает свет дня и покой ночи, не должен обладать тем, что продал, т.е. вечным светом и покоем". Маргинальное положение ростовщиков, постоянное моральное преследование со стороны церкви, а иногда и прямые запреты заниматься дачей денег в рост привела к тому, что эта профессиональная ниша стала заполняться иноверцами, в частности, здесь одна из причин столь значительной роли иудеев в становлении европейского банковского дела.

Однако важность банковского дела и коммерческой торговли для существования социума постепенно меняла отношение к профессиям купцов и банкиров. Существовала постоянно расширяющаяся социальная среда, для которой эти занятия были престижны и желанны. По оценкам историков, в Европе XII–XIII вв. стали все яснее обозначаться мировоззренческие сдвиги в направлении признания допустимости и богоугодности хозяйственной и предпринимательской активности. В грудах и проповедях теологов все чаще появляются мотивы оправдания прибылей купцов и, что самое главное, призывы к мирской активности как выполнению Божественного предназначения. Немецкий теолог и проповедник XIII в. Бертольд Регенсбургский в проповеди "О пяти фунтах" предложил новую интерпретацию евангельской притчи о хозяине, оставившем своим рабам несколько талантов (мера веса) серебра и требующем отчета за их использование. По мнению Бертольда Регенсбургского, Бог дал человеку пять "талантов" – личность, обладающую свободной волей; профессию и место в социальной иерархии; время; имущество, собственность; любовь к ближнему. Все эти "таланты" человек обязан правильно использовать (время) и преумножать (богатство). Выполнение профессионального долга, той "службы", которую Господь даровал человеку, является важнейшим его жизненным предназначением, составляющей личности. Верность профессии, цеху и самоотверженное стремление к совершенству мастерства – важнейшая добродетель христианина. Имущество также предстает как дар Божий, и умение правильно им распорядиться, преумножить его, а не растратить в праздной роскоши также является высшим долгом человека. В XIII–XIV вв. постепенно меняется и отношение общества к предпринимателям. Купцов уже признают неотъемлемой частью общества. Теологи в иерархии богоугодности профессий и сословий хотя и относят их к разряду "служащих" (сервантов), но признают прибыль справедливым вознаграждением за труды, за риск и опасности их профессии.

Непосредственно в западноевропейских городах престиж предпринимателей возрастал еще быстрее. Во многих городах купечество определяет политику советов, местное законодательство, прибирает к рукам суды. Особенно характерно это было для городов Италии ("генуэзец – значит купец"), где богатство и предприимчивость были реабилитированы, а местные проповедники даже уподобляли купцу самого Христа, который дает людям возможность "обменять земные преходящие вещи на вечные". Конечно, каждый предприниматель считал свое богатство результатом благосклонности Бога, но при этом превозносил и свои личные качества – ум, ловкость, смелость, предприимчивость.

В Западной Европе XIII–XIV вв. происходит становление новой хозяйственной этики, в основе которой лежит христианская реабилитация труда и личной мирской активности, предприимчивости, если они не противоречат общим нравственным заповедям. Христианство все более приобретает черты "религии масс", санкционирующую и стимулирующую повседневные занятия людей, их материальные интересы и прагматические устремления. Следующий мощный духовный стимул для хозяйственной активности западная цивилизация получила от Реформации.