Предпосылки и способы проведения институционального анализа

Институциональный анализ оценивает возможность успешного выполнения проекта деятельности по совокупности внутренних и внешних факторов организационно, правовой, политической и административной обстановки созданием моделей как образа реального и будущего. Целью институционального анализа является оценка возможности осуществления конкретного проекта в существующем политическом, экономическом и правовом поле, влияния внешней среды па процесс его реализации, а также способности хозяйствующего субъекта реализовать проект.

Задачи практического использования современного институционального анализа — прежде всего выявление основных направлений институциональных преобразований в устоявшейся или трансформируемой экономике. В соответствии с задачами алгоритм институционального анализа включает несколько этапов:

• характеристики политических и экономических факторов институциональной среды;

• оценки важнейших законов и нормативных актов, которые непосредственно связаны с рассматриваемой деятельностью;

• выявления обстоятельств формирования "институциональных ловушек";

• установления предпосылок изменений в институциональной среде с трансформацией институтов и норм поведения;

• оценки слабых и сильных сторон организации и поиска баланса интересов участников;

• подготовки для обсуждения предложений по выбору организационной структуры управления проекта с учетом кадровых и административных возможностей организации.

Методика институционального анализа основана на способах изучения влияния институциональной среды и анализа деятельности организации в ретроспективе и планах па будущее. Аналитику целесообразно иметь нормативную модель благоприятной среды и правильной организации, отклонение от которой дает ему возможность вносить предложения о преодолении выявленных осложнений или принятии проекта безоговорочно. Основными приемами институционального анализа являются сбор и обработка информации, беседы и анкетный опрос внешних экспертов и сотрудников о среде реализации проекта и возможностях организации.

Экономическое пространство и институциональная среда существуют в состоянии постоянного взаимопроникновения. Все процессы хозяйственной деятельности (как внутри, так и вне хозяйствующего субъекта) в каждый момент времени можно рассматривать как процессы, протекающие одновременно, и связующим звеном является трансакция.

Низкая эффективность действующего в современной России хозяйственного механизма во многом вызвана диспропорциями институциональной структуры экономики и дисфункциями многих институтов, порождающими скрытые теневые процессы и "ловушки" в трансакциях.

В современных условиях к управленческим взаимодействиям по осуществлению классических функций экономических отношений, связанных с планированием, организацией, мотивацией, контролем, присоединяется институциональная компонента деятельности — правил и порядка достижения хозяйственной цели, установления социального смысла действиям и интерпретации поведения, формулирование идеологии и политики.

В эпоху постиндустриального развития экономический успех становится функцией достигнутых договорных отношений и информационного обеспечения:

Успех = (Уровень отношений, Информированность).

Единицей институциональных преобразований является институт. Институты структурируют хозяйственную деятельность, способствуя удовлетворению осознаваемых потребностей, что обусловливает поиск базовых характеристик институционального анализа экономических ситуаций.

Употребляя понятие "институт", можно вывести концептуальную суть институциональных преобразований. Главным в гаком случае является природа и характер предлагаемых изменений изучаемой хозяйственной системы и влияния изменений в институциональной среде на эффективность функционирования экономики, а также па устойчивые поведенческие стереотипы.

Институциональные преобразования представляют собой создание условий для действия рыночной системы путем изменений в процедурах принятия управленческих решений, ориентированной на максимальное удовлетворение потребностей каждого субъекта рынка.

Структура институциональных преобразований представляет собой систему составляющих ее элементов: экономических, политических, правовых и социальных. Их специфичность объясняется направленностью на реализацию конкретных задач в своей области. Элементы институциональных преобразований будут одновременно являться основными направлениями их осуществления в разработке концептуальной модели.

Экономические факторы преобразуют хозяйственные связи, задавая стимулы эффективной работы по манипуляциям с товарной продукцией. Формой реализации направления будут элементы механизма управления, определяющие условия ресурсного и организационного обеспечения устойчивого развития.

Политические факторы представляют собой изменения во внутренней и внешней политике государства. Действие политических факторов создает определенные условия для взаимодействия на мировом рынке, формальных и неформальных международных альянсах.

Правовое направление институциональных преобразований связано с принятием законодательных актов, достижением договоренностей и соглашений, способных эффективно способствовать реализации национальных экономических интересов. Формой реализации правового направления институциональных преобразований является создание и совершенствование формальных и неформальных правил с механизмами, обеспечивающими их реализацию.

Социальное направление в основном сводится к повышению доверия населения и его различных социальных слоев друг к другу и к государственным структурам, что является ключевым фактором и непременным условием поступательного развития общества.

Формой данного направления будут критерии социального благополучия общества: уровень реальной заработной платы, структура потребления, состояние жилищной сферы, уровень образования, защищенность прав человека, условия труда.

Следовательно, институциональный анализ рассматривает в динамике характер ситуации, в которой осуществляется выбор решений. Система ценностей, целевых установок, стереотипов поведения, привычек, психологического и религиозного настроя указывает, что субъект осуществляет выбор сам. Поэтому в таком подходе предполагается подключение исторического аспекта, который просматривает эволюцию человека, привязанного к конкретной культуре, обществу, группе и существующего в определенное время.

Направленность институциональных преобразований и формы их реализации определяются той социально-экономической средой, в которой они осуществляются, и результатами, которые необходимо достичь. Можно выделить два направления развития институтов. Первое основано на преобразовании существующих рыночных и государственных структур. Второе связано с формированием новых рыночных структур на основе добровольного соглашения между хозяйствующими субъектами. Для полноценного осуществления институциональных преобразований необходимы единство и равноправие направлений.

С позиций институционального анализа понимание того, как функционирует экономическая система, требует учета характера взаимосвязей между обществом и экономикой.

Индивид склонен действовать на основании самоподдерживающихся социально-культурных привычек, привнося в свои действия жизненный опыт. Приобретая форму разнообразных "рутин", они служат ориентирами в меняющемся мире, полное знание о котором проблематично.

В отсутствие "рутин" мир представлялся бы человеку хаотическим набором чувственных данных. Этому способствует неоднородность состава образуемых коллективов и их меняющееся сочетание по положению и деловым качествам, разнообразие и противоречивость интересов, способности их развивать и отстаивать, амбициозность и сосредоточенность в поступках, обусловленность поведения материальными и духовными ценностями.

При множестве участников экономических отношений необходим общественно признаваемый регулятор с функцией поддержания единого подхода к оценке действий хозяйствующих субъектов.

Таким регулятором в условиях осуществляемого выбора в процедурах принятия решений принято считать норму.

• Норма — предписание определенного поведения, обязательное для выполнения и выполняющее функцию поддержания порядка в системе взаимодействий [1].