Предназначение государства

Государство принимают решения общенационального значения, обязательные для исполнения как всеми без исключения звеньями государственного аппарата, так и гражданами. Каждый из высших органов государственной власти обладает реальной структурно-функциональной определенностью, установленной конституцией, и известной самостоятельностью по отношению друг к другу. Это вытекает из самого принципа разделения власти на три самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В данном качестве каждая из них выступает как самостоятельная подсистема в отношении общей управляющей системы.

Государство – это институт для защиты интересов представляемого им общества от внутренних и внешних угроз. Как уже отмечалось, политика начинается там, где существуют противоречия и конфликты. Иначе говоря, конфликт и политика самым тесным образом связаны между собой. Главное предназначение власти и государства состоит в разрешении противоречия между необходимостью порядка и разнообразием интересов в обществе, сопряженных с конфликтами. В их задачу входят поиски и определение путей и средств предотвращения и разрешения возникающих в обществе конфликтов.

В любом случае государство (если речь не идет о той или иной форме тоталитарно-террористической диктатуры) как выражение всеобщей воли, а не интересов какой-либо группы или класса, призвано примирить и совместить интересы различных составных частей общества.

Иначе говоря, государство призвано найти пути и средства разрешения возникающих в обществе конфликтов, примирения и совмещения друг с другом разнородных и конфликтующих интересов всех членов общества. Для достижения этих целей оно вправе использовать не только внутренне присущие любому человеческому сообществу пути, средства и механизмы, но и целый комплекс механизмов и институтов, таких как юридически-правовые, судебные, правоохранительные и иные органы, призванные при необходимости использовать для ее реализации принудительные меры.

Задача государства состоит и в том, чтобы воспрепятствовать достижению взрывоопасной точки социальных и политических конфликтов, в обеспечении условий для консенсуса по основополагающим вопросам общественно- политического устройства. Это находит выражение в факте существования различных форм правления, режимов, правительств, политических партий, организаций.

С данной точки зрения для характеристики мира политического определяющее значение имеет принцип всеобъемлемости или всеобщей обязательности решений и велений государства, использующего все арсеналы закона, права и аппарата легитимного насилия.

Государство, будучи формой самоорганизации человеческих сообществ, само, в свою очередь, стало фактором формирования и институционализации если не всех, то множества социальных феноменов. Т. Гоббс совершенно справедливо считал, например, что о собственности можно говорить лишь в условиях государства, что "введение собственности есть действие государства", поскольку "где нет государства, там... непрерывная война каждого человека против своего соседа, а поэтому каждому принадлежит лишь то, что он захватил и держит силой, что не есть собственность, ни общность имущества, а неопределенность"[1].

Государство создает благоприятные условия для формирования и укрепления национального самосознания граждан.

Территориальный императив

Государство представляет собой основную форму политической самоорганизации общества на строго ограниченной географической территории, подчиненной определенному виду политического господства.

Со времени Вестфальского мира 1648 г., которым завершилась Тридцатилетняя война, территориальные границы государств считаются священными и неприкосновенными. С данной точки зрения отличительной особенностью государства является то, что оно представляет собой коллективность, жестко привязанную к определенной территории. Здесь можно согласиться с Л. Дюги, по мнению которого "характер государства может и должен признаваться только за коллективностью, располагающей политической властью и обитающей на определенной территории"[2].

Вопрос о государстве – это с самого начала и прежде всего вопрос о границах, отделяющих территорию одних государств от территорий других государств. Политическая организация современного мира базируется прежде всего и главным образом па разделении стран и народов по территориальному принципу. Хорошо охраняемые национальные границы указывают пределы, на которые распространяются территориальный контроль и принудительная система государства. В рамках самого национального государства внутригосударственные территориальные границы определяют пределы административного контроля.

Поэтому неудивительно, что понятие политической власти с самого начала отождествлялось с отправлением власти па определенной территории и с самой этой территорией.

Сами ландшафт, топография и климатические условия, степень плодородия почвы, природные ресурсы и другие факторы непосредственным образом сказываются как на структуре и характере народного хозяйства, так и на плотности населения. Положение относительно океанов и морей определяет близость или удаленность от важнейших рынков, центров силы и очагов конфликтов. Немаловажное значение для безопасности и национальных целей имеет также близкое окружение государства.

Все эти и другие связанные с ними факторы имеют решающее значение при реализации государством своих внутри- и внешнеполитических проблем. Поэтому неудивительно, что на протяжении всей истории государства видели свою цель в защите и расширении своих территорий. Государства, особенно великие или мировые, всегда стремились к увеличению контроля над соседними странами и народами, а при возможности и над всей международной системой.

Церковь, например, обладает той или иной формой власти и авторитетом, но она не является государством. Католическая и Православная церкви по всем признакам представляют собой организованную коллективность, они обладают верховной властью в делах веры, располагают администрацией, построенной по иерархическому принципу, но в отличие от государства не связаны с определенной территорией.

Люди оказываются рационально и подсознательно привержены территории своего проживания, ее образу жизни, институтам, культуре в ходе сложного процесса, который можно назвать территориальной социализацией. Речь в данном случае идет о географическом аспекте общего процесса политической социализации. С ранних лет люди узнают о ценностях и целях, политической власти и политической культуре, народной культуре, существовании системы наград и наказаний, так же как и о наличии географических границ между их собственной территорией и внешним миром.

Школьные карты, на которых мир разделен на разноцветные фрагменты, отождествляется с частью того, что именуют политической социализацией. Известно множество территориальных символов – флаги, цветы, деревья, птицы, эмблемы, лозунги, гимны и т.д., – способных воспитывать гордость и чувство принадлежности к данной территории, будь то государство, провинция, город.