Лекция I. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЭТИКИ КАК ФИЛОСОФСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• происхождение слова "этика";

• соотношение морали и нравственности;

• исторические типы морали;

уметь

• анализировать структуру нравственности;

владеть

• навыками анализа основных концепций нравственного развития.

Этика

Впервые слово "этика" употребил Аристотель. Этикой он назвал особую область исследования – практическую философию, которая пытается ответить па вопрос: "Как мы должны жить?" Аристотель образовал данное понятие от слова "этос". Сначала этим словом обозначалась привычка, обычай, душевный склад, характер человека. Предполагалось, что "этос" меняется, а природа человека остается неизменной.

Аристотель определил этос как способ изображения характера человека через стиль его речи, через целенаправленность как основной признак человеческой деятельности. Любопытно, что в античной философии использовалось и другое слово – "патос". Если термин "этос" описывал спокойный нравственный характер, разумный, целесообразный стиль поведения, то "патос" определял поведение беспокойное, неупорядоченное, иррациональное, аффективное. Нетрудно догадаться, что слово "патос" соотносится с современным пониманием патологии и может быть расшифровано как все то, что расшатывает устои, подрывает нормативный характер в обществе, девальвирует ценности этоса и вызывает "порчу нравов".

Этика учит оценивать всякую ситуацию с тем, чтобы поступать этически (нравственно) правильно. Она исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью, так как этическое поведение состоит в реализации, осуществлении ценностей. Под ценностью подразумевается то, что превыше всего и к чему можно и должно стремиться, относиться с уважением, признанием и почтением. Наличие множества человеческих потребностей объясняет существование разных оценок. То, что для одного имеет большую ценность, для другого – малую или совсем не имеющую никакой значимости. Однако в любом случае ценности надлежит искать и во всех ситуациях, и в поведении личности.

В этике существует так называемое золотое правило, евангельская формулировка которого считается наиболее полной: "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними". У древнеримского философа Сенеки есть более краткая формула: "Что ты людям, то и они тебе". Этому древнейшему принципу моральных представлений человечества – если нс хочешь, чтобы тебе причиняли зло, сам не делай зла – этика придает характер обязательного предписания.

Нравственность

Нравственность – свод неписаных правил, определяющих благонравное поведение человека. Она опирается на нравы, т.е. на добровольное соглашение людей, которые пытаются соотнести свои чувства, стремления и действия с жизненными установками других людей, интересами и достоинством всего общества. Нравственность в широком смысле – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Нравственность в узком смысле – совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.

На протяжении многих столетий философы, религиозные мыслители пытались раскрыть смысл и назначение нравственности. Какова же на самом деле человеческая природа? Что такое добро и зло? Возможно ли избавиться от зла? Откуда взялись нравственные предписания? Способен ли человек жить по заповедям, которые он сам провозглашает? Вот неполный круг вопросов, которые осмысливаются в специфической области знаний – этике.

Один говорит: "Для меня важно получить знания. Буду учиться, чтобы стать профессионалом, сведущим специалистом. Без знаний в нашу эпоху не проживешь..." Другой возражает: "Пойду работать в зарубежную фирму. Никакие специальные знания мне не нужны. За выполнение секретарских обязанностей мне будут платить столько, сколько получает сегодня учитель... А может быть, даже профессор. Для меня знание – не главное..."

Этика помогает пробуждению оценивающего сознания. Человеку следует поступать так, как он считает правильным для всех людей. За многие тысячелетия своего существования человечество накопило большое количество нравственных заповедей. Что нужно, чтобы быть нравственным? По первому впечатлению проблема состоит только в том, чтобы сверять свое поведение с готовым предписанием. Задумал студент списать контрольную работу, а ему говорят: "Учись сам, жить не своим умом стыдно". Возненавидел человек своего соперника, вспыхнула страшная неприязнь, а ему советуют: "Не убивай". На соседском дворе оказались чьи-то деньги, и немало. Хочется схватить кошелек и бежать, а тут внутренний голос: "Не укради!".

Однако почему, собственно говоря, не убивай, не укради, не согреши? Кто вообще это придумал? Почему человек должен этим правилам подчиняться? Положим, насчет золотого правила нравственности все понятно: убьешь человека – и сам можешь быть убит; украдешь, и сам окажешься обворованным. Однако собственное бесстыдство человека подсказывает ему: "Бог с ним, с золотым правилом. Может быть, я-то убью, а от чужой пули-злодейки увернусь. Вон сколько нераскрытых преступлений. Поди, поймай меня" или "Спишу контрольную, а потом сделаю умненькие глазки. Вроде бы я сам поднаторел. Ни одна ябеда не продаст", или "Про кошелек никому не скажу. Молчок..."

Все же жить безнравственно и избежать возмездия мало кому удается. Насчет вора, например, есть известная пословица: сколько веревочке ни виться, а конец все равно будет. Убийство, даже если оно не раскрыто, рождает такие муки совести, что может обеспечить преступнику явку с повинной. Грех тоже не утаить. Быть безнравственным человеком в обществе, где моральные предписания чтятся, непросто.

Уже упомянутое золотое правило нравственности родилось в середине первого тысячелетия до нашей эры и знаменовало важный поворот в духовном развитии человечества. Смысл этого правила состоит в том, что каждый человек, обдумывая свои поступки, не совершал таких действий, которые нежелательны по отношению к самому себе. Скажем, если он не хочет, чтобы его убили, он не убивает сам. Чтобы проверить, хороша ли нравственная норма, надо сначала испытать ее на себе. Чего не любишь в другом, не делай сам. Поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы и они поступали с тобой.

Весьма любопытно, что золотое правило (такое название оно получило позже, в XVIII в.) родилось одновременно и независимо друг от друга в различных культурах – древнекитайской (Конфуций), древнеиндийской (Будда), древнегреческой (семь мудрецов[1]). Став признанной нормой, золотое правило вошло не только в повседневную жизнь и культуру, но позже в философию, в общественное сознание в целом.

Проблемы нравственного воспитания волновали Будду, создателя одной из трех мировых религий, которая возникла в Древней Индии в VI-V вв. до н.э. Древнекитайский мудрец Конфуций, создавший философско-религиозное учение в VI в. до н.э. учил людей уважать нравственные нормы, которые рассматривались как основа человеческого общежития. В Древнем Китае был распространен также даосизм, исходивший из того, что жизненный путь человека слит воедино с путем природы. Человек должен подчиняться естественному ходу событий. Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.) выдвинул понятие "дао", под которым понимается естественный закон развития природы. Основное значение иероглифа "дао" – дорога, но которой ходят люди. Дао – путь, по которому идут люди в этой жизни, а не нечто вне ее. Человек, не знающий пути, обречен на заблуждение.

Функции нравственности состоят в том, чтобы регулировать поведение людей в обществе, определять ценностные приоритеты, воспитывать поколения в духе приверженности к святыням, обусловливать жизненные и практические установки.

Структура нравственности – ценности, нравы и нормы поведения. Любой вид нравственности предполагает наличие определенных святынь, т.е. таких ориентаций, которые определяют поведение людей в конкретном обществе. Нравственность представляет собой способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. В каждой культуре складываются свои нравы, т.е. общепринятые нормы поведения. Допустим, в христианских культурах обязанность трудиться определяется самой верой. В цивилизациях, ориентированных на потребительство, достоинство труда снижается. Нормы также являются важным элементом общей структуры нравственности. Нравственные представления меняются. Среди них есть такие, которые утратили свою ценность, не соответствуют жизненной практике людей той или иной культуры. Скажем, нравственно ли вызвать человека на дуэль и из-за пустяка убить его? Нравственно ли соблюдать приличие "на людях", но предаваться порокам в уединении? Допустимо ли молиться Богу, не имея веры в него?

Мораль – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, регулирующих действия людей в обществе. Нормы морали поддерживаются силой общественного мнения и не закреплены правом. Они захватывают жизненные ориентации и принципы цели и мотивы поступков, проводя границы между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, милосердием и жестокостью, альтруизмом и эгоизмом. Мораль, как и право, является регулятором поведения. Однако в отличие от права, действующего через законы, моральные нормы поведения избираются самим человеком, его внутренним Я. Право обеспечивается принуждением, мораль – убеждением. Мораль опирается на традиции, обычаи (так надо делать, так делают всегда, так делают все, так не делает никто), на общественное мнение, предлагает добровольный выбор модели поведения. В русском языке понятия морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (другие люди, общество, церковь и т.д.). Нравственность в бо́льшей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения. Мораль обращена к опыту (личному, историческому). Возникает не запрет, а регулирование. Древнегреческий философ Фалес призывал: "Не богатей дурными средствами", "Чем поддержал ты своих родителей, такой поддержки жди и от своих детей". Мудрый Соломон подчеркивал: "Заводя друзей, не спеши, а заведши – не бросай". Хилон из Спарты отмечал: "Не злословь о ближнем, чтобы не услышать такого, чем сам не порадуешься". Платон выделил четыре добродетели: мудрость, умеренность, мужество, справедливость.

Природа моральной нормы включает в себя откристаллизовавшийся нравственный опыт. Например, человечество убедилось в том, что убийство, воровство, коварство безнравственны. Однако есть моральные нормы, которые действуют в ограниченном историческом пространстве. Например, в аристократическом обществе существовали дуэли, отражавшие господствующие в то время представления о чести. Подобные нравственные нормы постепенно превратились в моральные предрассудки.

Итак, мораль – это признанные, а не закрепленные в праве нормы. Они различны у разных народов и, кроме того, преображаются с течением времени. Моральные представления раскрывают правила поведения, которые считаются достойными, благородными, приличными. Это касается жизненного уклада, потребления пищи, отношений между мужчиной и женщиной, стремления к обладанию или власти. Мораль определяет картину мира для каждого человека. К морали относятся принципы, идеалы. Нравственность же – часть жизни, которая связана с делами, обычаями, деятельностью.