Предмет и уровни знаний

Существует точка зрения, согласно которой социология религии – это эмпирическая наука, изучающая доступное чувственному восприятию, занимается тем, что возможно наблюдать, измерить, проверить. Вряд ли правомерно это мнение.

Можно предложить следующее определение предмета социологии религии: она исследует религию как общественную подсистему, изучает общественные основы и закономерности возникновения, развития, функционирования религии, анализирует элементы, структуру, место, функции и роль религии в общественной системе, влияние на другие элементы этой системы, а также специфику обратного воздействия последних на религию.

В состав социологической теории религии входят:

• фундаментальные положения, раскрывающие общественно-сущностные характеристики религии, ее основы в истории и жизнедеятельности общества, групп и индивидов;

• знания о различных феноменах религии – о религиозном сознании, культе, отношениях, объединениях, организациях и т.д.;

• методика конкретно-социологических исследований в области религии;

• совокупность операционально-интерпретированных понятий. Особенно важно понятие "религиозность".

Религиозность – социальное качество индивида и группы, выражающееся в совокупности их религиозных свойств (признаков). Оно отличает религиозных индивидов и религиозные группы от нерелигиозных.

Под степенью религиозности понимается определенный уровень интенсивности религиозных свойств (признаков) индивида и группы. Распространенность религиозности представляет собой определенную величину экстенсивности разброса религиозных свойств (признаков) среди населения в целом и внутри различных социальных и демографических групп (доля обладающих религиозными свойствами индивидов среди населения или в группе).

Характер религиозности можно определить как качественную и количественную особенность, специфику черт религиозности индивида, группы, населения.

Тины религиозности – это понятия, которые отражают ее характер, общий для некоторого числа людей; на этой основе выделяют соответствующие классификационные группы. Состояние религиозности есть рассматриваемая синхронически, относительно устойчивая система субординированных религиозных свойств (признаков) индивида, группы, населения. Динамикой религиозности правомерно назвать рассматриваемый диахронически переход одного ее состояния в другое. Религиозность фиксируется с помощью критериев (индикаторов); в качестве критериев выступают признаки сознания, поведения, включенности в религиозные отношения.

Выделяются следующие типы религиозных и нерелигиозных индивидов в зависимости от характера и места религиозной ориентации в ряду их ценностной ориентации или ее отсутствия:

• религиозные с доминантной религиозной ориентацией;

• религиозные с подчиненной религиозной ориентацией;

• колеблющиеся с неустойчивой религиозной ориентацией;

• индифферентные в отношении к религии;

• атеисты.

Особую группу составляют те, кто, не имея свойств религиозного сознания, не испытывая религиозной веры, обнаруживает повторяющиеся с той или иной частотой признаки религиозного поведения, стимулируемого нерелигиозными мотивами (посещение храма, чтобы послушать музыку, участие в религиозном празднике с целью общения и т.д.). Таких людей можно было бы назвать ритуалистами, а соответствующее их свойство – в отличие от религиозности – ритуалистичностыо. Их нельзя отнести к религиозным ввиду отсутствия свойств религиозного сознания, но они не являются и нерелигиозными в полной мере, так как включены в функционирование религиозной системы.

Сказанное позволяет утверждать, что социология религии рассматривает религию как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне, проводит категориально-концептуальные и конкретно-социологические исследования. Она движется от явления к сущности, направляет усилия на раскрытие сущностных отношений, на познание закономерностей. Конечно, мир явлений религии многообразен и разнороден. Социолог имеет дело с племенными, народностно-национальными, мировыми религиями, с их многочисленными вариациями и особенностями в разных странах и у разных народов, с их спецификой в различных типах обществ и т.д. Однако все это не должно смущать исследователя: логика научного мышления заставляет перейти от видения поверхности явлений к раскрытию сущностных отношений.

Социология религии имеет возможность вскрыть закономерности генезиса религии. Несомненно, изучение происхождения религии связано с рядом трудностей: сведения об общественной системе, в которой религия проходила эту фазу, нигде не могли быть зафиксированы. Соответственно, социологу приходится пользоваться материалами археологии, этнографии, палеоантропологии и т.д. И все же, вооруженный научным методом познания, он может создать теоретическую модель генезиса религии, которая опиралась бы на определенную совокупность фактов. Разумеется, нельзя объявлять никакую модель единственной и абсолютной, важно подчеркнуть то, что их построение возможно, о чем свидетельствует история социологии религии.

Когда говорят, что социология религии имеет своим предметом только социальные условия, вызывающие к жизни религию, место и роль религии в функционировании и развитии определенной социальной системы, то нс учитывают всего многообразия элементов и связей религиозного комплекса, которые должны быть в поле зрения социолога. Социология религии призвана объяснить и общественные закономерности развития самой религии, структуру и взаимодействие ее элементов. Религия есть явление развивающееся. С переходом от одной фазы исторического развития к другой трансформируются социальные, общественные, социумные основы религии. В ходе истории происходит дифференциация религиозных представлений и культа, меняется место религии, диапазон функций и т.д. Социология религии изучает общественные закономерности развития и функционирования специфической подсистемы (религии) в контексте развития и функционирования социума в целом.

Социология религии – нс замкнутая система знаний, она находится во взаимодействии с другими религиоведческими дисциплинами. В силу того что религия включает в себя определенное мировоззрение, социологическое изучение религии не может не учитывать решение соответствующих проблем в философии религии. С другой стороны, анализ социумных основ раскрывает их связь с гносеологическими предпосылками религии, позволяет глубже понять природу религиозного мировоззрения.

Рассматривая структурные элементы религии, социология религии не может пройти мимо анализа "движения" массового, группового и индивидуального религиозного сознания в тех или иных общественных условиях и ситуациях. Этот анализ происходит в области, граничащей с психологией религии, что обогащает исследования элементов религии и в психологическом плане. Одновременно раскрытие структуры религиозного сознания, роли религии и т.д. в социологическом плане требует учета данных психологии религии.

Социология религии связана с исторической наукой и историей религии. Последние предоставляют материал, служащий уточнению и конкретизации понятийного аппарата социологии религии. Она, в свою очередь, помогает этим дисциплинам реконструировать систему общественных отношений, взаимодействий в прошлых фазах развития социума, в различных цивилизациях. Социология религии взаимодействует и с феноменологией религии.

Социология религии связана с другими отраслевыми социологиями и с частными общественными науками. Этот процесс обусловлен тем обстоятельством, что общественные подсистемы находятся в сложной взаимосвязи. Изучение любой из них может быть плодотворным, если ведется с учетом достижений научных дисциплин, предметом которых выступают другие подсистемы. Социологическое исследование религии опирается на результаты, полученные в правоведении и социологии права, искусствоведении и социологии искусства, этике и социологии морали, социологии города, деревни, культуры и т.д. Материал этих наук используется социологией религии под ее углом зрения. В свою очередь, социолог в любой другой специальной области может использовать данные, полученные социологией религии, поскольку религия оказывает влияние (порой существенное) на мотивацию поведения людей, в какой бы сфере общественной деятельности и отношений они ни участвовали.

Методы исследования

Характеристика методов религиоведения[1] может быть отнесена и к применяемым в социологии религии: философскому, специальным обще- и частнонаучным, теоретическим и эмпирическим методам. В них входят системный метод, анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, каузальный анализ, историзм, типологический, феноменологический и герменевтический методы, структурно-функциональный анализ, индукция, экстраполяция, наблюдение и др.

В социологии различают методы категориально-концептуального и конкретного социологического исследований. В ходе первого ведется разработка понятийного аппарата науки, выясняется связь понятий друг с другом или с другими элементами теории, устанавливаются звенья единиц знания или воссоздается его система и т.д. Такое исследование осуществляется с помощью анализа и синтеза, дедукции, восхождения от абстрактного к конкретному и т.д. Конкретное социологическое исследование нельзя считать эмпирическим. Оно проходит ряд этапов: постановка проблемы и выбор объекта и предмета; теоретическое уточнение и операциональная интерпретация понятий; поиск и формулирование предварительной теоретической гипотезы; сбор фактического материала; первичная обработка полученных данных; анализ и теоретическая интерпретация эмпирического материала.

Можно выделить следующие приемы конкретного исследования:

• методы, применяемые в ходе постановки проблем и задач, интерпретации понятий, формулирования гипотез (индукция и дедукция, анализ и синтез, обобщение и ограничение, экстраполяция и т.д.);

• методы установления социальных фактов (изучение документов, контент-анализ, наблюдение, опросы разного рода – интервью, анкетирование, тестирование);

• методы первичной обработки социологической информации (группировка, ранжирование, составление статистических таблиц, корреляционный, дисперсионный, факторный анализы и др.);

• методы интерпретации эмпирического материала (анализ и синтез, типологизация, обобщение, абстрагирование, построение моделей и пр.).

Таким образом, в ходе конкретно-социологического исследования применяется целый комплекс способов и приемов – как эмпирических, так и теоретических.