Предмет и пределы осуществления антикоррупционной экспертизы.

Применяя принцип аналогии со ст. 21 Закона о прокуратуре, а также положения ст. 9.1 данного Закона, в качестве предмета антикоррупционной экспертизы можно определить соответствие законодательству об антикоррупционной экспертизе актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц, поднадзорных прокурору.

Говоря о пределах рассматриваемой деятельности прокуроров нужно отметить, что, к сожалению, законодатель не уточнил статус "иных государственных органов", но следует предположить, опять- таки в силу аналогии со ст. 21 Закона о прокуратуре, что речь идет о структурах не федерального уровня. Вместе с тем самым важным аспектом в характеристике пределов являются установленные ч. 2 ст. 3 Закона об экспертизе сферы общественных отношений, проверка коррупциогенности нормативного регулирования которых отнесена к компетенции органов прокуратуры. Речь идет об актах, касающихся:

– прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

– государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Россией на основании федерального закона;

– социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы. Приведенный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Организация работы по проведению антикоррупционной экспертизы.

Пунктом 1 приказа Генпрокурора РФ от 28.12.2009 № 400 прокурорам регионального и районного звеньев предписано: а) определить конкретных сотрудников, занимающихся рассматриваемой деятельностью; б) инициировать установление органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления процедуры представления в органы прокуратуры актов в целях их проверки на предмет наличия коррупциогенности; в) наладить должное взаимодействие с иными субъектами антикоррупционной экспертизы, в том числе проводящими независимую экспертизу; г) организовать учет и проведение проверок по обращениям органов, организаций, их должностных лиц, которые информируют органы прокуратуры об обнаруженных в актах и их проектах коррупциогенных факторах (ч. 5 ст. 3 Закона об экспертизе); д) обеспечить гласность при проведении антикоррупционной экспертизы, в том числе с использованием сети "Интернет", организовать информационный обмен с общественными объединениями; е) продолжить практику информирования соответствующих органов и должностных лицо наличии коррупциогенных факторов в актах и их проектах, не отнесенных к категории актов, подлежащих "прокурорской" экспертизе.

Изучение нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, территориальных структур федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц необходимо осуществлять в течение одного месяца со дня их принятия (п. 5 приказа).

Прокуроры обязаны осуществлять учет нормативных правовых актов, а также вести реестр изученных актов, внесенных требований, результатов рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства заявлений (п. 4 приказа). Кроме того, подп. 4 п. 4 приказа Генпрокурора РФ от 15.05.2010 № 209 "Об усилении прокурорского надзора в свете реализации Национальной стратегии противодействия коррупции" прокурорам регионального и районного звеньев предписано не реже одного раза в полугодие анализировать и обобщать практику проведения антикоррупционной экспертизы.