Предмет, понятия, структура педагогики

"Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, по и сознание, т.е. умение пользоваться знанием как следует", — считал В. О. Ключевский. Разберемся с пониманием сущности педагогики для того, чтобы уметь ею пользоваться сознательно.

Существует много определений педагогики. Вот некоторые из них:

• педагогика — наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающего поколения, особенности и условия организации педагогического процесса;

• совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение;

• наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека;

• упорядоченная совокупность знаний о воспитании и обучении и процессах развития личности под их влиянием и дающая возможность направлять их движение в соответствии с поставленными целями.

Все приведенные определения не противоречат друг другу, а подходят к определению педагогики с разных сторон: с позиции перечисления того, что изучается этой наукой (1), определяя всю педагогику как значимую отрасль знаний о человеке (2), с позиции изучения взаимосвязи процессов воспитания и обучения с самовоспитанием и самообучением (3), с позиции научного знания о воспитании и развитии человека и процессах управления ими. Стоит обратить внимание на то, что не делается акцент только на воспитание детей и молодежи, как одно время трактовалась педагогика. Она рассматривается как наука о воспитании человека вне определенных возрастных рамок.

Объект науки — область, часть действительности, которую исследует данная наука.

Объект педагогики — целенаправленная деятельность по развитию и формированию личности человека; система педагогических явлений, связанных с его развитием.

Предмет науки — та сторона (стороны), которая выбрана исследователем для изучения в данном объекте в аспекте поставленных задач.

Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования и воспитания.

А что думают по этому поводу классики?

П. П. Блонский. Предмет педагогики

"Итак, педагогика — вполне самостоятельная наука, имеющая свой собственный предмет исследования. Этот предмет — процесс воспитания. Поскольку воспитание направлено на человека, постольку педагогика считается с антропологией, педологией и психологией; поскольку воспитание исходит из идеальных норм, постольку педагогика общается с философией, логикой и эстетикой; поскольку воспитание организуется в человеческом обществе, постольку педагогика соприкасается с социологией и политикой. Тем не менее педагогика не исчерпывается ни какой-либо из этих паук в отдельности, ни всеми ими в их обшей совокупности: педагога интересует не человек как таковой, но способность человека преобразовываться в идеального; не идеал сам по себе, но претворение этого идеала в мире эмпирическом; не общество, но влияние этого общества на воплощение идеала в подрастающем поколении"[1].

Ш. А. Амонашвили

"...Паука педагогическая: тут классика, все классическое наследие, тут фундаментальные исследования закономерностей педагогического процесса, тут психологические исследования, познающие ребенка в его становлении и развитии; тут физиологические, генетические знания; тут и философские концепции о человеке, о восприятии Вселенной. В этой плоскости систематизируется педагогическая наука на основе высочайшего уровня мышления. Здесь же отражены процессы педагогических опытов и экспериментов. Педагогическая наука прошлых времен и сегодняшнего дня, заключенная в книгах Я. А. Коменского и В. В. Давыдова, И. Г. Песталоцци и Л. В. Занкова, К. Д. Ушинского и Л. С. Выготского, Я. С. Гогебашвили и Д. Н. Узнадзе, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и Д. Б. Эльконина, а также многих других авторов, может быть, малоизвестных, но создавших интересные концепции, подходы, осуществляющих захватывающие педагогические эксперименты,— все это находится в этой плоскости третьей педагогической действительности. Наука эта есть источник движения мысли, источник вдохновения, возвышения педагогической культуры, расширения творческого кругозора".