Предмет, объект, цели и концепции финансового учета

Каждая наука имеет свой предмет исследования. В бухгалтерском финансовом учете предметом исследования является упорядоченная система сбора регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движения путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Так сказано в Федеральном законе от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Закон о бухгалтерском учете).

Хозяйственные операции направлены на раскрытие содержания трех основных процессов:

• заготовление материальных запасов;

• производство (изготовление) продукции, выполнение работ, оказание услуг;

• продажа продукции, работ, услуг.

Данная информация должна формироваться в рамках действующих нормативных актов и приказа по учетной политике организации в части, не противоречащей указанному выше требованию.

Объектом бухгалтерского финансового учета являются:

• имущество организации;

• источники его формирования;

• хозяйственные операции, связанные с формированием и изменением имущества и его источников.

Классификация имущества организации но его составу приведена на рис. 1.1.

Основные средства есть средства труда со сроком полезного использования свыше 12 месяцев с даты принятия их к учету. Погашение их стоимости осуществляется в течение нескольких отчетных периодов путем включения сумм амортизации в стоимость изготовляемой продукции, выполненных работ или оказанных услуг.

Нематериальные активы признаются в учете при наличии определенных условий. Их перечень определен Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007), утвержденным приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н (далее – ПБУ 14/2007):

• отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

• возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;

• организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить

Рис. 1.1. Состав имущества организации

в будущем, а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам (контроль над объектом) и т.д.

Вложения во внеоборотные активы есть затраты организации, вложенные в объекты, которые впоследствии будут приняты к учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов. Сюда же относятся затраты фирмы по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота, кроме животных, которые учитываются в составе средств в обороте: птицы, кролики и др.

Долгосрочные финансовые вложения – инвестиции организации в государственные ценные бумаги, акции, облигации и иные ценные бумаги, уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные указанным организациям займы на срок свыше одного года.

Отложенные налоговые активы – та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению данного налога, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Формирование данного вида внеоборотных активов связано, прежде всего, с наличием разной методики расчета отдельных показателей для целей бухгалтерского и налогового учета.

Рассмотренный перечень внеоборотных активов есть основной капитал (собственное имущество) организации.

Оборотные активы признаются оборотным капиталом, т.е. имуществом со сроком полезного использования до 12 месяцев с даты принятия его к учету. Это материальные запасы, дебиторская задолженность.

К оборотным активам относятся также краткосрочные финансовые вложения и денежные средства.

В составе материальных оборотных средств учитываются материальные запасы в виде сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов, а также затраты в незавершенном производстве, готовая продукция и товары для перепродажи, товары отгруженные, расходы будущих периодов.

Дебиторская задолженность – это обязательства юридических и физических лиц перед данной организацией, которая предоставила им за плату отдельные виды активов (готовую продукцию, товары), выполнила для них определенные виды работ или оказала соответствующие услуги, но на конкретную дату эти обязательства не погашены в силу ряда причин, а именно:

• срок платежа не наступил;

• отсутствие денежных средств;

• по халатности и т.п.

Краткосрочные финансовые вложения – это те же финансовые вложения, но предоставленные на срок до одного года.

Источниками формирования имущества, т.е. внеоборотных и оборотных активов, являются собственный и заемный капитал организации (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Источники формирования имущества организации

Из представленной схемы видно, что источниками формирования имущества организации являются собственный и заемный капитал.

Собственный капитал есть имущество организации, принадлежащее ей на праве собственности. Он рассчитывается как разница между общей стоимостью имущества и обязательствами.

Теперь поговорим о составляющих собственного капитала.

Уставный капитал формируется в размере вкладов учредителей компании, определенных учредительным договором. В ходе осуществления ее уставной деятельности величина уставного капитала может изменяться в сторону увеличения или уменьшения согласно решениям учредителей в рамках действующего законодательства.

Добавочный капитал можно по-другому назвать дополнительным. Суммы данного капитала формируются в результате:

• прироста стоимости внеоборотных активов, выявляемого по результатам их переоценки;

• исчисления суммы разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной в процессе формирования уставного капитала акционерных обществ;

• полученной курсовой разницы от суммы взноса в иностранной валюте иностранным учредителем в уставный капитал организации, исчисленной по курсу такой валюты на дату регистрации фирмы и дату погашения обязательств указанным учредителем. Разумеется, данный курс на эти даты различен.

Резервный капитал образуется за счет чистой прибыли организации, остающейся в ее распоряжении после погашения своих обязательств перед бюджетом.

Нераспределенная прибыль – это чистая прибыль, образующаяся в распоряжении организации после уплаты в бюджет налога па прибыль и дивидендов акционерам.

Средства целевого финансирования предназначены для осуществления мероприятий целевого назначения, поступают от других организаций и лиц, из бюджета и прочих источников. Они выделяются на определенный период времени по истечении которого организация должна представить отчет о правильном их использовании.

Заемный капитал представляет собой сумму долгосрочных и краткосрочных обязательств организации. В общем контексте состав заемного капитала есть кредиторская задолженность, включающая в себя ряд составляющих.

Кредиты организация получает по договору от банков под определенный процент на конкретно установленный срок. По истечении данного срока она обязана погасить свои обязательства.

Займы фирма получает от других организаций (не банков) в денежной или натуральной форме по договорам займа, под векселя и другие обязательства.

Обязательства по расчетам – это обязательства организации, в первую очередь перед поставщиками и подрядчиками, за полученные от них материальные запасы, выполненные работы или оказанные услуги.

Обязательства по распределению представляют собой обязательства организации перед:

• своим персоналом по оплате труда;

• органами социального страхования по страховым взносам;

• бюджетом по налогам и сборам.

Цели финансового учета определяются его назначением и предъявляемыми к нему требованиями.

Назначение финансового учета – предоставить в установленное время необходимую информацию соответствующим пользователям.

Требования к качеству информации, формулируемой в бухгалтерском финансовом учете, таковы:

• своевременность;

• достоверность;

• объективность;

• полнота;

• ясность и доступность;

• экономичность;

• значимость;

• сравнимость.

Рассмотрим каждое из них.

Своевременность – это предоставление в оперативном режиме необходимых данных конкретному пользователю.

Достоверность означает, что каждое экономическое событие должно быть зафиксировано документально, подтверждая тем самым средневековое правило: Quod поп est in actis, non est in mundo (чего нет в документах, того нет и на свете).

При этом следует помнить и другое правило: преобладания экономического содержания над юридической формой.

Соблюдение такого подхода одновременно требует осмотрительности, смысл которой сводится к тому, чтобы бухгалтер всегда имел более высокую готовность к учету потенциальных убытков, чем к учету потенциальных прибылей. Результатом такого подхода является создание финансовых резервов, оценки активов по наименьшей стоимости, а пассивов – по наибольшей стоимости. Но все это – в рамках действующего законодательства.

Объективность – полученная информация не должна быть подготовлена в интересах отдельных пользователей, а обязана реально отражать конкретные события, т.е. информация должна быть нейтральна.

Полнота – представленная информация должна содержать сведения о фактах хозяйственной деятельности в объеме, достаточном для принятия необходимых управленческих решений.

Ясность и доступность – при принятии конкретных управленческих решений не требуется корректировать ОГЛАВЛЕНИЕ полученной информации.

Экономичность – расходы на подготовку необходимой информации всегда должны быть ниже ожидаемого результата использования данной информации.

Значимость – полученная учетная информация должна оказывать влияние на принятие экономически обоснованных решений по управлению соответствующими активами, обязательствами и капиталом организации.

Сравнимость – полученная информация по однородным событиям за разные отчетные периоды должна содержать идентичные показатели. Это позволит потенциальным пользователям провести качественный анализ в части оценки финансового положения организации и более четко определить тенденции ее развития.

В последние годы органами государственной власти больше внимания стало уделяться развитию финансового учета, что обусловлено становлением рыночной экономики в стране. Возникла необходимость адаптации российского бухгалтерского (финансового) учета к МСФО. Первым документом в данном направлении явилась Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утвержденная постановлением Верховного Совета РФ от 23 октября 1992 г. № 3708-1.

Важнейшим шагом в данном направлении стало принятие Концепции бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (приказ Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180).

В ней впервые выделены четыре группы (категории) предприятий, в отношении которых определены задачи реформирования учета исходя из специфики их деятельности.

1. Общественно значимые хозяйствующие субъекты. Это открытые акционерные общества и другие организации, имеющие публично размещенные или публично обращающиеся ценные бумаги и некоторые другие организации.

2. Не котируемые на рынке публичные (открытые акционерные) компании.

3. Унитарные предприятия, частные акционерные фирмы, общества с ограниченной ответственностью (ООО).

4. Малые предприятия.

В Концепции предусмотрено применение МСФО в России только при составлении консолидируемой отчетности (суммированием показателей индивидуальных отчетностей группы взаимозависимых организаций).

Ряд открытых акционерных обществ (ОАО) – "Газпром", "Росэнерго" и др. одновременно готовят отчетность по международным и российским стандартам.

В рамках Концепции Минфин России пересмотрел ряд положений по бухгалтерскому учету или принял новые. В частности, это:

• Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России от б октября 2008 г. № 106н (далее – ПБУ 1/2008);

• Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008), утвержденное приказом Минфина России от 24 октября 2008 г. № Ибн (далее – ПБУ 2/2008);

• Положение по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" (ПБУ 11/2008), утвержденное приказом Минфина России от 29 апреля 2008 г. № 48н (далее – ПБУ 11/2008);

• Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008), утвержденное приказом Минфина России от б октября 2008 г. № 107н (далее – ПБУ 15/2008);

• Положение по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008), утвержденное приказом Минфина России от б октября 2008 г. № 106н (далее – ПБУ 21/2008);

• Положение по бухгалтерскому учету "Отчет о движении денежных средств" (ПБУ 23/2011), утвержденное приказом Минфина России от 2 февраля 2011 г. № 11н (далее – ПБУ 23/2011);

• I [оложепие но бухгалтерскому учету "Учет затрат на освоение природных ресурсов" (ПБУ 24/2011), утвержденное приказом Минфина России от б октября 2011 г. № 125п (далее – ПБУ 24/2011).

Вместе с тем предстоит еще большая работа по адаптации российских правил бухгалтерского учета к международным стандартам финансовой отчетности.