Лекция 1. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ИСТОЧНИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

Изучив данную главу, студент должен:

знать предмет и метод предпринимательского права, принципы его воздействия на предпринимательские отношения;

уметь находить и анализировать источники предпринимательского права, применять их к конкретным бизнес-ситуациям;

владеть общими принципами построения предпринимательского нрава, его специфическими особенностями и системой его применения.

Предмет и метод российского предпринимательского права

Российское предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах:

а) как комплексную отрасль права – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере организации, осуществления, а также государственного регулирования предпринимательской деятельности;

б) как науку – совокупность концепций, идей и теорий, изучающих правовые вопросы осуществления предпринимательской деятельности и направленных па совершенствование современного законодательства;

в) как учебную дисциплину – совокупность знаний, необходимых для подготовки специалистов-правоведов и составляющих часть учебной программы образовательных учреждений.

Среди ученых-юристов нет единого мнения но вопросу о том, является ли российское предпринимательское право самостоятельной отраслью права.

Сторонники дуалистической концепции (Б. И. Путинский, Е . А. Суханов и др.) считают, что предпринимательские отношения должны регулироваться гражданским и административным правом.

Последователи монистической теории (В. К. Мамутов, В. С. Мартемьянов и др.) полагают, что предпринимательское право является самостоятельной комплексной отраслью права.

Особенный интерес представляет работа авторского коллектива под руководством О. М. Олейник, посвященная правовому регулированию предпринимательской деятельности [1].

Объектом предпринимательского права является предпринимательская деятельность.

Предмет регулирования предпринимательского права как отрасли права составляют три группы общественных отношений.

1. Предпринимательские отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами на основе гражданско-правовых сделок (например, в связи с заключением договора аренды, поставки, комиссии и др.). Такие отношения называют "горизонтальными", поскольку они основываются на равенстве сторон.

2. Отношения организационно-имущественного характера, которые создают условия для осуществления предпринимательской деятельности (создание, реорганизация, ликвидация предприятий, деятельность торговых, фондовых бирж по организации торговли и другая деятельность некоммерческого характера).

3. Отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности (например, при осуществлении государственного контроля (надзора), при государственной регистрации хозяйствующих субъектов, лицензировании отдельных видов деятельности, налогообложении и т.д.).

Под методом предпринимательского права понимают совокупность приемов и способов воздействия на отношения, составляющие предмет предпринимательского права.

Поскольку российское предпринимательское право является комплексной отраслью, объединяющей нормы как гражданского, так и административного права, оно сочетает использование как императивного (метод жестких властных предписаний, исчерпывающе регулирующих отношения), так и диспозитивного (предоставляет субъектам свободу выбора определенного варианта поведения) методов.

Система российского предпринимательского права состоит из двух частей.

Общая его часть включает:

• источники российского предпринимательского права;

• понятие предпринимательской деятельности;

• понятие и виды субъектов предпринимательского права;

• систему требований, предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности;

• правовые основы создания, прекращения, банкротства хозяйствующих субъектов;

• правовые основы управления предприятием;

• правовой режим имущества предпринимателей и т.д.

Особенная часть рассматривает вопросы правового обеспечения отдельных видов предпринимательской деятельности:

• правовые основы аудиторской и оценочной деятельности;

• правовые основы деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

• правовые основы инвестиционной деятельности;

• правовое регулирование иностранных инвестиций в России;

• правовые основы кредитования предпринимателей;

• правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности;

• правовое обеспечение инновационной деятельности;

• правовое регулирование ценообразования;

• правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и т.д.