Предмет и метод философии. Особенности философских проблем

Предметом философии являются всеобщие связи в системе "человек – мир". На протяжении всего существования философии – два с половиной тысячелетия – представления о ее предмете претерпели значительные изменения. Так, например, для Сократа философия была величайшим из искусств – искусством самопознания. Ученик Сократа Платон считал философию познанием истинно существующего бытия, т.е. мира идей, который он противопоставлял миру материи (небытию) и миру эмпирических вещей. Аристотель считал философию наукой, изучающей первопричины вещей, и называл ее госпожой наук. Для античности в целом характерно понимание философии как матери всех наук, греки называли философией все теоретическое знание и противопоставляли ее мифу, с одной стороны, и обыденному мнению, с другой (см. 2.1).

В Средние века философия превратилась в служанку богословия и инструмент для ведения теологических споров (см. 2.2). В эпоху Возрождения философия освобождается от доминирования религии и теологии, и мыслители этого времени возвращаются к античной концепции: философия – любое теоретическое знание. Новое время определило философию как науку наук, объединив в этом понятии не только теоретическое, но и некоторые виды эмпирического знания. Так, Фрэнсис Бэкон относит к философии естественную теологию, естественную философию и учение о человеке, а Рене Декарт уподобляет философию дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви – все остальные науки (см. 2.3).

Во второй половине XVIII – начале XIX в. постепенно происходит осознание того, что если философия и является наукой, то это должна быть особая универсальная наука, наука о всеобщем. В XIX в. философское знание противопоставляется конкретно-научному. Так, Г. Гегель называет философию царицей наук, для него философия это наука о всеобщем разуме, постигающем самого себя. По мнению И. Канта, философия – это учение о последних целях разума (см. 2.4).

XX в. предлагает еще большее разнообразие в трактовках предмета философского исследования. Так, неокантианцы рассматривают философию как науку о ценностях. Марксизм определяет философию как науку о всеобщих законах природы, общества и мышления. Экзистенциализм – как размышление о существовании человека. Позитивизм вообще отказывает философии в собственном предмете: позитивисты утверждают, что в качестве науки философия бессмысленна, и нужно создать новую философию, которая станет методологией научного познания, т.е. "служанкой" наук (см. 2.5, 2.7).

Но при всем разнообразии трактовок предмета философии сохраняется одна важная деталь: философия всегда представляет собой рациональное знание о всеобщем, хотя всеобщность философы понимают по-разному и обнаруживают ее то в мире, то в культуре, то в самом человеке.

Что касается метода – в общем смысле его можно назвать системой практических или мыслительных приемов и правил, следование которым ведет к достижению желаемого результата. Философский метод является совокупностью только мыслительных приемов и правил и имеет специфические особенности: комплексность и релятивность.

Релятивность означает, что метод напрямую зависит от тех предпосылок, с которых начинается философское рассуждение. Эти предпосылки не всегда бывают явными и осознанными. Можно сказать, что в философии точные определения и формулировки – итог размышления, а не его начало.

Философские категории и принципы имеют всеобщий и фундаментальный характер. Так, например, в физике могут выясняться причины процессов и явлений, а в философии ставится вопрос о причине самой причинности; в истории изучаются конкретные исторические события и факты, а философия озабочена проблемой смысла истории вообще. Поскольку философские категории предельно обобщенные, сложно найти им окончательное и адекватное определение. Именно поэтому предпосылки философского размышления могут оставаться неявными достаточно длительное время и выясняются только после того, как изменились границы возможного исторического опыта. Смена философских эпох как раз и представляет собой смену мировоззренческих парадигм и прояснение тех философских оснований, на которые опирались предшественники.

Таким образом, философский метод принципиально зависит от предпосылок, из которых исходит философ. Кроме того, этот метод всегда обусловлен особенностями предмета исследования, той совокупности связей, которые выделяются во всеобъемлющей системе "человек – мир". В современной философии одновременно сосуществуют несколько методов, основные из которых – диалектический, феноменологический, герменевтический, структуралистский и антропологический. Часто в рамках одного философского исследования используются одновременно несколько методов.

Подобная комплексная методология предполагает одновременное использование целого ряда приемов, которые реализуются в любом философском исследовании независимо от того, каких исходных предпосылок придерживается мыслитель и какой предмет он рассматривает. Основными приемами, входящими в структуру любого философского метода, являются:

рефлексия – обращение мышления к собственным исходным предпосылкам;

универсализация – выявление всеобщих форм бытия и мышления;

тотализация – целостный охват отношений в системе "человек – мир".

Кроме того, философский метод предполагает такие универсальные приемы как анализ и синтез. Анализ понимается как мысленное разложение целого до исходных составляющих, синтез – как мысленное восхождение от глубинных, исходных оснований к новой целостности, объединение в единое целое отдельных сторон предмета. Анализ и синтез, как правило, не применяются в отрыве друг от друга, поскольку только их единство позволяет прояснить существенные связи действительности. В философии используется также абстрагирование – мыслительный прием, при котором внимание отвлекается от несущественных свойств и отношений объекта или явления и сосредотачивается на существенных. Еще одним универсальным приемом познания выступает идеализация – мысленная процедура образования абстрактных объектов, не существующих в действительности. Такие идеальные объекты опосредованно выражают реальные связи и отношения, существующие в действительности. Они представляют собой предельные случаи этих связей и отношений и служат средством их анализа.