Предмет и метод бухгалтерского учета

Предмет учета — имущество предприятия или средства, его финансовые ресурсы, или источники образования средств, т.е. непосредственно хозяйственная деятельность предприятия. Средства и источники находятся в постоянном кругообороте. Деньги превращаются в строительные материалы.

конструкции, изделия, которые под воздействием человека и средств труда становятся готовой продукцией — выполненным комплексом строительных работ (услуг). Они реализуются за наличные деньги или безналичным путем. В ходе этих процессов возникают расчеты с поставщиками и застройщиками, с работниками, Пенсионным фондом, органами социального страхования, бюджетом и др. Иными словами, происходит постоянный кругооборот средств, т.е. осуществляются факты хозяйственной жизни — хозяйственные операции.

Хозяйственные процессы как объект бухгалтерского учета состоят из процессов приобретения (заготовки) материалов, средств производства, найма рабочей силы; производства и реализации (продажи). Все хозяйственные операции должны находить сплошное отражение (на основании документов) в бухгалтерском учете. В результате учета процессов подготовки строительного производства, при сопоставлении плановых, нормативных и отчетных (фактических) показателей выявляется экономия (перерасход) ресурсов, а при учете реализации — финансовый результат деятельности предприятия (прибыль или убыток).

Хозяйственные средства любого предприятия можно рассмотреть с двух сторон. С одной стороны, из каких видов эти средства состоят (состав имущества), в какой сфере размещены (производство, торговля и др.) и под чьей имущественной ответственностью они находятся. С другой стороны, за счет каких источников это имущество приобреталось или сформировалось.

Хозяйственные средства предприятия включают следующие позиции:

Основные средства — здания, строительные машины и механизмы, сложный инструмент, транспортные средства, инвентарь и др.; они действуют и используются в хозяйственной деятельности длительное время (более года), изнашиваются постепенно, что позволяет предприятию включать их стоимость в себестоимость строительных работ (услуг) частями в течение нормативного срока службы путем начисления амортизации по установленным нормам.

Нематериальные активы — объекты долгосрочного вложения (более года), имеющие стоимостную оценку, но не являющиеся вещественными ценностями (право на пользование землей, водой и прочими природными ресурсами, патенты, изобретения, а также иные имущественные права, в том числе на промышленную и интеллектуальную собственность); учитываются в затратах производства в течение нормативного срока службы путем начисления амортизации по установленным предприятием нормам.

Оборотные средства — строительные материалы, конструкции, детали, изделия, топливо и другие используются в одном цикле строительного производства, и поэтому вся их стоимость включается в стоимость выполненных строительных работ (услуг). Эта особенность требует со стороны предприятия постоянного возобновления, приобретения материальных ценностей. К группе оборотных средств относятся строительные материалы, конструкции, изделия, незавершенное производство, стоимость выполненных строительно-монтажных работ, но не принятых застройщиком, ручной инструмент и т.п.

Денежные средства — сумма наличных денежных средств в кассе предприятия, свободные денежные средства, хранящиеся на расчетных, валютных и прочих счетах в банках, прочие денежные средства предприятия.

Средства в расчетах (задолженность предприятию) — дебиторская задолженность за выполненные работы и услуги, выданные авансы, полученные векселя, суммы за подотчетными лицами и др.

Отвлеченные средства возможны в случае получения предприятием прибыли как финансового результата работы. Это начисленные налоги и прочие платежи из прибыли в бюджет или прибыль, использованная на образование фондов специального назначения.

Все виды хозяйственных средств предприятия составляют актив баланса.

Источники собственных средств предприятия.

Уставный капитал — совокупность в денежном выражении вкладов учредителей (собственников) в имущество (стоимость основных средств, нематериальных активов, оборотных и денежных средств) при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами.

Добавочный капитал как источник собственных средств образуется за счет переоценки основных средств по решению правительства в сторону увеличения их стоимости, а также за счет разницы от продажи собственных ценных бумаг (превышения продажной цены над их номинальной стоимостью).

Резервный капитал создается за счет прибыли предприятия и предназначен для покрытия непредвиденных потерь и убытков или выплат дивидендов учредителям, имеющим привилегированные акции при недостаточности (для этих целей) прибыли.

Прибыль — сумма превышения доходов над расходами предприятия, полученных с начала года до отчетного периода, от реализации строительных работ (услуг), материальных ценностей, основных средств, включая превышение внереализационных доходов над расходами.

Нераспределенная прибыль — прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль и штрафных санкций в бюджет, которая не была распределена предприятием на дату составления баланса.

Резервы предстоящих расходов предназначены для возмещения текущих затрат предприятия, например на капитальный ремонт основных средств и др. Наряду с данными резервами предприятие может образовать резервы по сомнительным долгам и др. Резервы формируются за счет себестоимости или прибыли до ее налогообложения в соответствии с действующим законодательством, учредительными документами и учетной политикой предприятия.

Целевое финансирование — это средства, полученные из бюджета, внебюджетных фондов от других организаций и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения. Возврату не подлежат.

Заемные средства образуются за счет:

Кредитов банка — денежных сумм (краткосрочных и долгосрочных), полученных у банка на различные цели (приобретение строительной техники, материалов, выдачу заработной платы) с обязательным возвратом за определенную плату (процентную ставку).

Займов — сумм, полученных в долг от юридических или физических лиц.

Расчетов и прочей кредиторской задолженности (задолженность предприятия) — суммы задолженности поставщикам за материалы, конструкции, изделия и услуги по выданным векселям, по полученным авансам, перед персоналом организации, по расчетам с бюджетом и государственными внебюджетными фондами по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и др.

Все рассмотренные источники хозяйственных средств (собственные и заемные) составляют пассив баланса.

Задачи бухгалтерского учета решаются посредством использования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета. Он включает отдельные элементы, из которых главными являются: документация, оценка, бухгалтерские счета, двойная запись, баланс, отчетность, инвентаризация и калькуляция. Использование каждого из данных элементов оговорено в соответствующих положениях, инструкциях, разработанных и утверждаемых в установленном законодательством порядке.

Документация представляет собой способ сплошного и непрерывного фиксирования каждой хозяйственной операции. В документах или на технических носителях информации отражают ОГЛАВЛЕНИЕ производственных операций, данные которых затем подвергаются экономической группировке и обобщению. Документальное оформление операций — важнейшее средство контроля за соблюдением законности, сохранностью и целесообразным использованием хозяйственных средств.

Все хозяйственные операции, проводимые предприятием, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат следующие обязательные реквизиты:

- наименование документа;

- дату составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- ОГЛАВЛЕНИЕ хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи указанных лиц.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем предприятия и главным бухгалтером или уполномоченными на это лицами.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляют сводные учетные документы (регистры), которые могут составляться на бумажных или технических носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций или же по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах-ордерах), на отдельных листах и карточках. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления.

ОГЛАВЛЕНИЕ регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Для дальнейшего отражения в учете и обобщения документально подтвержденных разнородных хозяйственных операций их следует оценить. Оценка заключается в денежном измерении средств, их источников и операций. В процессе оценки натуральные и трудовые показатели, содержащиеся в документах, переводятся в денежные с помощью цен, расценок, тарифных ставок и должностных окладов.

Для получения итоговых данных о каждом объекте бухгалтерского учета после оценки все операции обобщают и группируют в определенном порядке. С этой целью используют способ бухгалтерских счетов. На счетах регистрируют состояние средств и их источников, а также изменения в объектах бухгалтерского учета, происшедшие в результате хозяйственных операций. По каждому учетному объекту, т.е. по каждому виду хозяйственных процессов, категории средств и их источников, открывают отдельный счет (например, счета "Материалы", "Расчеты с персоналом по оплате труда", "Расчетные счета", "Уставный капитал" и др.)- Тем самым счета служат для группировки учетных объектов по принципу однородности их экономического содержания.

Счет имеет форму двусторонней таблицы с указанием "дебет"1 и "кредит"2 (табл. 18.1).

Таблица 18.1

В соответствии с делением бухгалтерского баланса на актив и пассив различают активные, пассивные и активно-пассивные счета бухгалтерского учета.

Активные — это счета, предназначенные для учета хозяйственных средств (счета "Материалы", "Касса", "Расчетные счета", "Основные средства" и др.).

Пассивные —это счета для учета источников хозяйственных средств (счета "Амортизация основных средств", "Уставный капитал", "Добавочный капитал" и др.).

Запись на счетах начинают с указания начального остатка, начального "сальдо"3 хозяйственных средств, или их источников. При этом в активных счетах начальный остаток отражается по дебету, а в пассивных — по кредиту счета.

Затем на счетах отражают все операции, вызывающие изменения начальных остатков. Суммы, увеличивающие начальный остаток, записывают на стороне остатка, а суммы, уменьшающие начальный остаток, — на противоположной стороне. Следовательно, в активных счетах увеличение будет отражаться по дебету счета, а уменьшение — по кредиту; в пассивных, наоборот, увеличение — по кредиту счета, уменьшение — по дебету. Если сложить суммы всех операций, записанные на сторонах счета, то получаются обороты счета. Итоговая сумма, записанная по дебету счета, называется дебетовым, а по кредиту счета — кредитовым оборотом. При подсчете оборотов начальный остаток не учитывается.

Конечный остаток (конечное сальдо) по счету определяют, прибавляя к начальному остатку оборот той же стороны счета и вычитая из полученного итога оборот противоположной стороны. Конечный остаток записывают на той же стороне, где и начальный остаток. Следовательно, для установления конечного сальдо в активных счетах к начальному сальдо прибавляют оборот по дебету и вычитают оборот по кредиту. Новый остаток записывают по дебету счета.

В пассивных счетах для определения конечного сальдо к начальному остатку прибавляют оборот по кредиту и вычитают оборот по дебету. Новый остаток отражают по кредиту счета. Если первоначального остатка не было, то сальдо на конец отчетного периода находят, вычитая из большего оборота меньший и записывая на той стороне счета, на которой отражена сумма большего оборота (табл. 18.2).

Таблица 18.2

Активный счет

Пассивный счет

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начальное сальдо

Начальное сальдо

Увеличение (+)

Уменьшение (-)

Уменьшение (-)

Увеличение (+)

Конечное сальдо

Конечное сальдо

Помимо счетов для учета хозяйственных средств (активных) и их источников (пассивных) в бухгалтерском учете существуют счета, на которых отражаются одновременно и хозяйственные средства, и их источники — активно-пассивные счета.

Активно-пассивные счета бывают двух видов: с односторонним сальдо (дебетовым либо кредитовым) и с двухсторонним сальдо (дебетовое и кредитовое одновременно). К счету с односторонним сальдо относится счет "Прибыль и убытки". Если у предприятия суммы доходов превысили суммы расходов, то разница между ними показывает прибыль, поэтому сальдо счета будет кредитовым (прибыль является источником средств и отражается в пассиве баланса). Если, наоборот, суммы доходов меньше сумм расходов, то разница между ними показывает убыток, и сальдо по счету будет дебетовым.

К активно-пассивным счетам с двухсторонним развернутым сальдо относится счет "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Сальдо по дебету этого счета означает дебиторскую задолженность, а сальдо по кредиту — кредиторскую. Расчеты с дебиторами и кредиторами объединяют на одном счете для того, чтобы не открывать разных счетов для предприятий, организаций и учреждений, которые могут быть в разное время дебиторами и кредиторами.

Счета, на которых хозяйственные средства, их источники и хозяйственные процессы отражаются в обобщенном виде, называются синтетическими ("Основные средства", "Материалы", "Уставный капитал", "Расчеты с персоналом по оплате труда" и др.). Учет, осуществляемый на синтетических счетах, называется синтетическим. Он ведется только в денежном выражении.

Для оперативного руководства хозяйственной деятельностью, а также контроля за сохранностью собственности обобщающих данных, получаемых с помощью синтетического учета, недостаточно. Например, кроме данных об общей сумме основных средств необходимо иметь сведения о конкретных видах основных средств (здания, оборудование, машины и т.д.). Помимо данных об общей сумме задолженности перед персоналом организации нужны сведения о задолженности каждому работнику в отдельности. Для получения детальных, подробных, расчлененных (аналитических) данных об объектах бухгалтерского учета применяют аналитические счета. Учет, осуществляемый на аналитических счетах, называется аналитическим.

Аналитические счета открывают в дополнение к синтетическим с целью их детализации; между синтетическими и аналитическими счетами существует Вперед прямая связь: остатки и обороты синтетического счета должны быть равны остаткам и оборотам всех аналитических счетов, открытых в дополнение своего синтетического счета. Каждую хозяйственную операцию, записанную по дебету или кредиту синтетического счета, отражают в той же сумме соответственно на дебете или кредите нескольких аналитических счетов, открытых в дополнение своего синтетического счета.

Отражение хозяйственных операций производится способом двойной записи. Сущность этого способа состоит в регистрации суммы каждой хозяйственной операции одновременно по дебету одного и кредиту другого счета. Двойная запись обеспечивает возможность контроля за правильностью отражения хозяйственных операций.

Использование способа двойной записи имеет большое контрольное значение, так как требует обязательной сбалансированности (равенства) итогов записей на счетах. Это осуществляется по окончании каждого отчетного периода, когда подсчитываются суммы оборотов по дебету и кредиту всех счетов независимо от их вида. Они должны быть между собой равны, неравенство свидетельствует об ошибке, допущенной в записях или подсчетах. Взаимная связь между счетами, отражающими данную операцию, называется корреспонденцией счетов (проводкой), а счета, между которыми возникает эта связь, называется корреспондирующими счетами.

Текущая учетная информация в течение месяца оказывается разобщенной по многим счетам синтетического и аналитического учетов. В таком виде ее сложно прочитать и понять. Для обобщения учетной информации используют различные способы. Одним из таких способов является составление оборотных ведомостей.

Различают оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета.

Таблица 18.3. Оборотная ведомость по счетам синтетического учета

Код счета

Наименование счета

Сальдо на начало месяца, тыс. руб.

Обороты за месяц, тыс. руб.

Сальдо на конец месяца, тыс. руб.

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

1

2

3

4

5

6

7

8

10

Материалы

100

200

180

120

50

Касса

4

70

73

1

84

Нераспределенная прибыль

100

50

50

70

Расчеты

с персоналом

по оплате труда

80

80

90

90

Итого

320

320

780

780

240

240

Примечание. В данной оборотной ведомости в целях сокращения не приведены все суммы по другим счетам.

Из приведенной формы видно, что в оборотной ведомости имеются три пары равенств.

Итог гр. 3 равен итогу гр. 4 в связи с тем, что средства, их сумма, должны соответствовать сумме источников.

Итог гр. 5 равен итогу гр. 6 исходя из принципа двойной записи; если имеется разрыв между итогами гр. 5 и 6, то это

Таблица 18.4. Оборотная ведомость по счетам аналитического учета

Примечание. Оборотная ведомость приведена в сокращенном виде.

свидетельствует об ошибках при записях по счетам бухгалтерского учета либо в подсчетах.

Равенство итогов гр. 7 и 8 вытекает из равенства итогов средств и их источников.

Различают три формы оборотных ведомостей по счетам аналитического учета. Первую форму используют для аналитических счетов по учету имущества, т.е. когда применяют количественный или натуральный показатель, иными словами, когда ведут натурально-стоимостной учет. В таких оборотных ведомостях предусматривают графы для отражения количества, цены и суммы. Итоговые показатели в суммовом выражении этой оборотной ведомости сопоставляют с суммами начального остатка, дебетового оборота, кредитового оборота и конечного остатка по соответствующему синтетическому счету. Отсутствие равенства итогов свидетельствует о наличии ошибки, которую необходимо выявить и устранить.

При автоматизации обычно данные синтетического учета следуют за данными аналитического учета, т.е. последний предшествует первому.

При поступлении материала по разной цене в конце месяца рассчитывают среднюю цену. Принимают во внимание сальдо и итог поступления: остатки плюс поступление за месяц. Полученную сумму делят на количество. В итоге получают среднюю цену за месяц. Такой расчет при необходимости можно составлять чаще.

Таблица 18.5. Оборотная ведомость по счетам аналитического учета к синтетическому счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда за март 20_г."

Примечание. Оборотная ведомость приведена в сокращенном виде.

Другая форма оборотной ведомости существует по счетам для учета обязательств и некоторым другим, по которым нет необходимости отражать количество, т.е. учет ведут только в денежном выражении.

Третья, особая форма оборотной ведомости существует по счетам учета расчетов с дебиторами и кредиторами. Такая необходимость обусловлена тем, что по одним организациям задолженность может быть кредитовой, а по другим — дебетовой. Более того, по одной и той же организации на начало месяца остаток может быть дебетовым, а на конец месяца — кредитовым, и наоборот. Однако речь идет об одном и том же синтетическом счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (табл. 18.6).

В итоговых документах сальдо по этому счету необходимо показывать развернуто: дебетовое сальдо — в активе, кредитовое — в пассиве. Запрещается сальдо по этому счету приводить в свернутом виде, т.е. как разность между разными видами задолженности.

В свернутом виде сальдо по счету 76 в данном примере составит по кредиту 80 тыс. руб. Однако в балансе, исходя из показателей этой оборотной ведомости, сальдо должно быть приведено в развернутом виде: 100 тыс. руб. — в активе как дебиторская задолженность, 180 тыс. руб. — в пассиве как кредиторская задолженность.

Бухгалтерский баланс — это способ экономической группировки и обобщенного отражения в стоимостной оценке средств

Таблица 18.6. Оборотная ведомость по синтетическому счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

№ п-п

Предприятие

Сальдо на начало месяца, тыс. руб.

Обороты за месяц, тыс. руб.

Сальдо на конец месяца, тыс. руб

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

ДЭЗ Юго-Западного округа

300

800

1000

100

2.

АО "Полет"

100

150

300

50

3.

Завод ЖБИ № 7

50

120

200

130

Итого

400

50

1070

1500

100

180

предприятия (имущества) по их видам и источникам образования на определенную дату (обычно на 1-е число месяца).

В нем итоговая сумма средств постоянно равна общей величине источников. Баланс представляет собой двустороннюю таблицу, в которой левая часть баланса (актив) всегда равна правой части (пассиву). Общую величину баланса (актива или пассива) называют валютой баланса. В левой части баланса показывают средства или имущество предприятия по его структуре (актив баланса), в правой части отражают финансовые ресурсы (пассив баланса). Актив в переводе с латинского означает деятельный; пассив — недеятельный.

На предприятиях баланс для контроля составляют ежемесячно (в банках — ежедневно), в государственные органы его представляют один раз в квартал. В зависимости от объема деятельности на предприятиях ежедневно может производиться много хозяйственных операций. Все они оказывают влияние на величину имущества и источники его образования. Но все изменения под влиянием хозяйственных операций сводятся к тому, что одновременно что-то уменьшается или одномоментально возрастают или сокращаются и средства, и их источники.

Многообразие хозяйственных операций, совершаемых на предприятии, не должно вызывать затруднений у работников бухгалтерии в установлении корреспонденции счетов, так как все их можно объединить в четыре группы (типа).

С целью приобретения навыков по оформлению хозяйственных операций корреспонденцией счетов (проводкой), зная состав баланса, рассмотрим его изменения под влиянием хозяйственных операций.

Первый тип хозяйственных операций вызывает изменения только в активе баланса: одна его статья увеличивается, другая — уменьшается на сумму хозяйственной операции, т.е. видоизменяется состав хозяйственных средств, их размещение. Итог баланса не изменяется.

Пример. Согласно расходному кассовому ордеру выдано под отчет на командировочные расходы 4200 руб. Следовательно, в балансе по статье "Касса" сумма уменьшится, а по статье "Прочие дебиторы" — увеличится. Соответственно, эта хозяйственная операция найдет следующее отражение на счетах.

По счету "Касса" сумма уменьшится, значит, кредитуется счет "Касса", а счет "Расчеты с подотчетными лицами" (увеличится задолженность) дебетуется. Корреспонденция счетов будет иметь следующий вид:

Дебет счета 71

"Расчеты с подотчетными лицами" 4200 руб. Кредит счета 50

"Касса" 4200 руб.

К операциям первого типа относятся все операции по использованию материальных ценностей в процессе строительного производства; погашению дебиторской задолженности; получению денежных средств в кассу наличными с расчетного счета и др.

Второй тип хозяйственных операций вызывает изменения только в пассиве баланса: одна его статья увеличивается, другая — уменьшается, т.е. видоизменяются источники хозяйственных средств. Итог баланса не изменяется.

Пример. На основании выписки банка из ссудного счета полученный кредит направлен на погашение задолженности поставщикам в сумме 840 тыс. руб. В балансе по статье "Краткосрочные займы и кредиты" сумма увеличивается, а по статье "Кредиторская задолженность поставщикам" — уменьшается. Соответственно, счет "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" увеличивается — кредитуется, а счет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" уменьшается — дебетуется. Корреспонденция счетов будет иметь следующий вид:

Дебет счета 60

"Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 840 тыс. руб. Кредит счета 66

"Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" 840 тыс. руб.

К операциям второго типа относятся все хозяйственные операции по начислению выплат за счет нераспределенной прибыли, по удержаниям из заработной платы и др.

Третий тип хозяйственных операций вызывает изменения в активе и пассиве баланса одновременно в сторону увеличения его статей. Итог баланса также увеличивается на сумму хозяйственных операций по активу и пассиву.

Пример. На основании принятых к оплате (акцептованных) платежных документов поставщиков и приходных ордеров склада оприходованы материалы на сумму 360 тыс. руб. Статьи актива баланса "Запасы" и пассива баланса "Кредиторская задолженность поставщикам" увеличатся. Итог баланса также увеличится на эту сумму. Соответственно, корреспонденция счетов будет иметь следующий вид:

Дебет счета 10 "Материалы" 360 тыс. руб.

Кредит счета 60

"Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 360 тыс. руб.

К данному типу операций относятся начисления средств в счет учредительных взносов, амортизации по основным средствам и нематериальным активам, отчислений на социальное страхование, начисление заработной платы и премий за счет себестоимости продукции, получение кредитов, авансовые поступления от заказчиков и др.

Четвертый тип хозяйственных операций вызывает изменения в активе и пассиве баланса одновременно в сторону уменьшения его статей. Итог баланса также уменьшается на сумму хозяйственной операции.

Пример. На основании платежных ведомостей и расходного кассового ордера выдана заработная плата работникам в сумме 300 тыс. руб. Статья актива баланса "Касса" и статья пассива баланса "Задолженность перед персоналом организации" уменьшаются. Итог баланса также уменьшится на сумму хозяйственной операции. Корреспонденция счетов будет иметь следующий вид:

Дебет счета 70

"Расчеты с персоналом по оплате труда" 300 тыс.руб.

Кредит счета 50 "Касса" 300 тыс.руб.

К этому типу относятся операции по оплате всех видов кредиторской задолженности (бюджету, соцстраху, арендодателям, поставщикам, рабочим и служащим, зачету ранее полученных авансов и др.

Правильность отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета периодически проверяется с помощью инвентаризации, которая представляет собой способ проверки наличия средств, их источников, а также состояния расчетов с дебиторами и кредиторами. Иными словами, для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем предприятия, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

• при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

• при смене материально ответственных лиц;

• при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

• в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

• при реорганизации или ликвидации организации;

• в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты предприятия, а у бюджетной организации — на увеличение финансирования (фондов);

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм — на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты предприятия, а у бюджетной организации — на уменьшение финансирования (фондов). Документально обоснованные данные, выраженные в денежной форме, сгруппированные на счетах бухгалтерского учета с применением двойной записи и проверенные с помощью инвентаризации, служат основанием для калькуляции.

Калькуляция — способ исчисления себестоимости средств и предметов труда, а также выполненных строительных работ (оказанных услуг). Она заключается в подсчете общей суммы затрат, относящейся к калькулируемому объекту, и в установлении себестоимости единицы продукции или общего ее объема. Калькуляция используется для установления договорных цен. При калькуляции исчисляется себестоимость приобретенных строительных материалов, конструкций, изделий, выполненных строительных работ.

Исчисление фактической себестоимости выполненных строительных работ, товарно-материальных ценностей служит для определения финансового результата хозяйственной деятельности предприятия: прибыли или убытка.

Обобщенные данные о деятельности и финансовом состоянии предприятия содержатся в бухгалтерской отчетности. Она кроме баланса состоит из ряда таблиц (форм) и служит для оперативного руководства хозяйственной деятельностью предприятия, контроля за сохранностью имущества, экономического анализа и оценки деятельности предприятия.

Данные для составления отчетности, включая баланс, получают из бухгалтерских счетов. Некоторые отчетные показатели содержат также информацию статистики и оперативного учета. Составление и рассмотрение бухгалтерской отчетности — завершающий этап учетной работы на предприятии.

Все предприятия независимо от организационно-правового статуса и формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учетов бухгалтерскую отчетность.

Годовая бухгалтерская отчетность предприятий, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:

• бухгалтерского баланса — форма № 1;

• отчета о прибылях и убытках — форма № 2;

• отчета об изменениях капитала — форма № 3;

• отчета о движении денежных средств — форма № 4;

• приложения к бухгалтерскому балансу — форма № 5;

• пояснительной записки;

• аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если организация в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов РФ. Формы бухгалтерской отчетности предприятий, инструкции о порядке их заполнения также подтверждаются Министерством финансов РФ. Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов РФ.

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию о предприятии, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности. В пояснительной записке должно сообщаться о фактах применения правил бухгалтерского учета в тех случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации с соответствующим обоснованием. Иначе неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства РФ о бухгалтерском учете. В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности предприятие объявляет изменения своей учетной политики на следующий отчетный год. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) предприятия.

Отчетным годом для всех предприятий является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных предприятий считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для предприятий, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года. Данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации предприятий, включаются в их бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год. Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.

Все предприятия, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством РФ.

Предприятия, за исключением бюджетных, обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки.

День представления предприятием бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

Публичность бухгалтерской отчетности заключается в опубликовании ее в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо в распространении брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.

Акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, их представительства и филиалы на территории субъектов РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также иные организации в случаях, установленных федеральными законами, обязаны публиковать квартальную бухгалтерскую отчетность.

Предприятия обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.

Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель предприятия.

Руководители предприятий и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством РФ и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.