Предмет и функции искусства

Что является предметом искусства? Звездное небо, лунный ландшафт, песчаный бархан, сухая ветка, лицо красавицы или старухи, ощущение счастья и горечь падений... Все это, пропущенное через человеческое мышление и воображение, может быть – и действительно является – предметом искусства.

Если искусство – "наиболее чувствительное зеркало, отражающее общество и культуру, составной частью которых является", то это означает, что в нем отражены все "основные формы социальной, экономической и политической организации, большая часть... нравов и обычаев... образа жизни и мышления (менталитета)"[1].

Назовем четыре фундаментальных черты, присущих любому произведению искусства:

1) план жизни, физического существования: художник исходит из чего-то такого, что дано ему миром, в частности, для живописца особое значение имеет то, что можно увидеть глазами;

2) свойства, доступные ощущению, которые присущи как природе, так и субъектам, но преобразованные сознанием художника. Настоящие портреты, – говорил Ш. Бодлер, – "это идеальное преобразование индивидов";

3) овеществленная форма бытия;

4) трансцендентность, таинство. Произведение одновременно является и нашим миром, и другим. С. Малларме, например, говорил, что "поэзия – это выражение с помощью человеческого языка присущего ему ритма и таинственного смысла различных аспектов существования". Прислушаемся к гениям.

Предметом искусства является также и само искусство, растворенное во всех формах и сферах социальной жизни, – оно везде – в любом "срезе" повседневной и иной жизни современного человека, настолько "везде", что приобрело даже характер рутины.

Функции искусства. Генеральной функцией воздействия искусства на личность и общество выступает обогащение личностных и социальных потенциалов: созидательного, познавательного, ценностного, коммуникативного, эстетического, рекреативного и др. Рассмотрим, как это воздействие проявляется (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Функции искусства

Познавательная функция искусства

Она проистекает из способности искусства отражать действительность: мы можем узнавать об очень древних временах и исчезнувших цивилизациях, о материальных культурах и идеях. И. Кант писал: "чудо и тайна искусства в том, что оно раскрывает свободное пространство для “игры познавательных способностей”".

Уже аристотелевская теория мимезиса (подражания) трактовала искусство как познание жизни в образах. Если наука изучает законы природы и общества, то с помощью искусства осваивается духовный опыт, накопленный человечеством в процессе общения с миром. Поэтому произведения искусства могут играть роль богатого информационного средства: картины, скульптуры, прикладное искусство, художественная литература и кино могут о многом рассказать внимательному человеку о нравах, быте, стиле жизни и образе мышления, характерных для людей той или иной эпохи.

В самом деле, культура прошлых эпох "разговаривает" с нами разными голосами, а "человек никогда не найдет всей полноты только в себе самом" (Μ. М. Бахтин). И самое ценное, что в искусстве мы имеем дело не столько с уже готовым результатом, итогом познания, сколько с процессом осмысления мира. Именно поэтому нам оказывается доступным осознание мудрости наших предков, причин их удач и прозрений, ошибок и заблуждений, мотивов благородных и безнравственных поступков.

Часто искусство позволяет увидеть вещи и явления более полно и глубоко, чем, например, наука. Оно всегда одухотворено, т.е. это познание особого рода, когда требуется не только логика, а еще и интуиция и воображение. В западной культуре такое знание иногда трактуется как "соощущение".

Искусство способно достигать больших глубин, чем рациональное познание и отражение. То, что оно раскрывает, в определенной степени находится "по ту сторону личности": художники каким-то образом умеют видеть сверхъестественную реальность. Так, романтики поколения И. В. Гете считали, что пейзаж – это прозрачный покров, сквозь который можно заглянуть в реальность высшего порядка.

П. А. Флоренский, которому принадлежит ряд открытий в культурологии, показал, что прямая и обратная перепективы в живописи отражают в первую очередь разные мировоззренческие установки эпох. Пренебрежение законами перспективы происходит не от невежества художника, а является средством передачи видения некоего идеального мира, превосходящего законы зримой земной реальности. Иконическое искусство обратной перспективы – это искусство глубоко символическое, оно призвано выразить присутствие небесного незримого мира в здешнем, преобразить его.

В восточной культуре проявилась особая способность "читать" ритм в устной речи или в знаковой визуальной системе, искусство обрело здесь глубокий философско- религиозный фундамент. Так, в чань-буддизме творчество мастера, создающего живописный свиток, отстранено от его индивидуальности. Художник выступает в роли инструмента Абсолюта, Бога; его творчество – это не создание образов, а их обнаружение. Способность художника видеть сущность вещей, отыскивать живописное, эстетическое начало мира – основной, более значительный момент, чем воплощение образа[2].

Еще раз подчеркнем: конечно, надо уметь читать. Что может сказать непосвященному традиционная китайская картинка, на которой изображены цветы и птицы? Однако этот жанр, с его сложной символико-образной системой отражал чуть ли не все религиозно-философские идеи и представления древнего Китая – от космогонических концепций "Книги перемен", социально-этических норм Конфуция и диалектики Лао-Цзы до простых благопожеланий[3].

Способность искусства передавать социальный опыт обусловлена тем, что все великие творцы решали загадки бытия, с которыми сталкивается – и не однажды – каждый из нас. Смысл жизни, любовь, измена, ревность, смерть, разлука, предательство, муки творчества, ощущение счастья, разочарования – вся мировая культура и каждое произведение в отдельности – об этом. Искусство "учит" нас жизни, задает образцы поведения, помогает ориентироваться в разных жизненных ситуациях, приспосабливаться к ним. И тем самым облегчает путь человека в общество, его социализацию. Кроме того, если человек имеет дело с уже признанными произведениями и его эмоции совпадают с эмоциями других, то он как бы интегрируется в сообщество через "красоту, которая нравится всем" (И. Канг).