Предметность значений

Повышение функциональности и устойчивости значений с их развитием является проявлением развития предметности значений. Все свойства предмета, данные в восприятии, являются не вообще его свойствами, а теми свойствами, которые "умеет" выделять субъект восприятия, теми свойствами, которые "выделены" из стимуляции нашими системами эталонов. Наличие стимуляции является только условием, а не причиной возникновения чувственного образа.

Взаимодействие с предметом для психического означает выход за грань воспринимаемого образа, деятельностное соотнесение образа и реальности: образ предмета становится устойчиво связан функционально с определенной деятельностью (действием, сочетанием деятельностей, действий), т.е. этот образ приобрел новые "сверхчувственные" (Леонтьев, 1983) качества. Такое изменение значения мы и называем развитием предметности значения.

Па основе полученных экспериментальных данных дополнить положение о двойной детерминации деятельности (по логике предмета и по логике деятельности) утверждением о том, что но мере деятельностного освоения предмета изменение его значения направлено от полюса логики предмета к полюсу логики деятельности. При этом термин "полюс" является здесь условным обозначением не достигаемого предела, так как всегда сохраняется именно двойная детерминация. Это "продвижение к полюсу деятельности" ярко иллюстрируется еще и тем фактом, что уже при осознании (мы говорим не о генетическом, а об актуальном функциональном развитии) первых форм значения может быть осознано не только знание о перцептивных признаках, но и о существенных характеристиках предмета. И именно развитие знания о существенных характеристиках является главной линией развития форм значений в деятельности, главной линией развития предметности.

На основе анализа описанной в предыдущем пункте динамики изменения признаков инструмента можно заключить:

1) при первой встрече с объектом (предметом, ситуацией) человек строит предметную гипотезу – гипотезу о предназначении предмета, базирующуюся не только на текущем, но и на ранее приобретенном опыте, на общности чувственных и "сверхчувственных" (функциональных для деятельности и потому существенных) характеристик данного объекта и ранее встречающихся предметов;

2) входящие в предметную гипотезу чувственные и сверхчувственные (функциональные, системные и пр.) характеристики предмета при взаимодействии с ним либо актуализируются (если они составляют ОГЛАВЛЕНИЕ предметности значения), либо деактуализируются;

3) при перестройке предметной гипотезы в значение (или при развитии форм значений) их характеристики описания (уже предмета) существенно изменяются, появляются новые описания, не входившие в предметную гипотезу (не присущие менее развитым формам значений).

Развитие предметной гипотезы обусловлено функциональным использованием предмета. Составляющими значения становятся новые, не данные в восприятии характеристики – характеристики функционирования (употребления), которые и составляют главное ОГЛАВЛЕНИЕ предметности. Таким образом, психологический механизм функционального генеза значения – функционирование в деятельности – является одновременно и психологическим механизмом развития предметности. В изложенном выше эксперименте мы наблюдали, как для испытуемых инструмент "превратился" из предмета с формальными признаками (блестящий, закругленный, тупой угол, металлический, маленький, звонкий) в предмет с признаками, важными с точки зрения функциональности (сорванный, поношенный, нужный, надежный, простой, вращающийся, прочный, теплый). Опыт деятельности изменил значение предмета для испытуемых, а с ним и образ предмета. Процесс изменения образа самими испытуемыми (или обучаемыми) чаще всего нс рефлексируется.

С этой точки зрения правомерно рассматривать все формы развития значений (и значения слова) как предметные гипотезы разного уровня развития. Используя описанные Л. С. Выготским характеристики стадий развития понятий, предметные гипотезы можно разбить на три следующие группы:

1) синкрет-гипотезы (при первом взаимодействии с незнакомым предметом)[1];

2) комплекс-гипотезы;

3) понятия-гипотезы.

Предметные гипотезы генерируются на уровне их функционирования в деятельности, что позволяет каждую из трех выделенных групп (синкреты, комплексы, понятия) разбить на следующие подгруппы:

1) мотивационные гипотезы (функциональные образования, предмет- мотив: желаемая ситуация, отношения, смыслы);

2) целевые гипотезы (схемы действий, образ-цель, предметные значения);

3) гипотезы-условия (операциональные значения, признаки).