Предметная область

Определение предмета социологии журналистики выводится из ее двойственной природы, прямо заявленной в названии дисциплины. Его составляют явления журналистики, закономерности и тенденции ее развития, взятые в контексте социальной жизни и во взаимосвязи с системой теоретико-журналистского знания. Но такова общая формула, а на деле она конкретизируется в виде мозаичной, по первому впечатлению, картины – ведь практически любое явление журналистики может быть подвергнуто социологическому анализу.

Вопрос о выделении предметов и направлений исследования стоит во всех общественных науках. Вот как он решается, например, в философии культуры. Поскольку это многоэлементное и разнородное по составу явление, то относительно самостоятельному изучению подлежат:

• стороны, аспекты, грани, свойства культуры;

• формы ее существования;

• ее институты – политические, правовые, медицинские, система образования, массовые коммуникации;

• культурные процессы – формы управления, обслуживания, общения людей[1].

Такой же множественный подход применим и для классификации предметных областей социологии журналистики. В основу систематизации ложатся структурные схемы, отражающие реальное существование и деятельность СМИ.

С точки зрения коммуникационного процесса предметы группируются по следующей линии: источники информации – журналист (редакция) – текст – канал информации – массовая аудитория и личность – журналист (редакция). При подходе с позиций управления обществом социолога интересует влияние, которое власть или авторитет оказывает через прессу, и схема анализа меняется: общество – социальные институты, группы, организации – учредитель (владелец СМИ) – редакция – журналист – адресат – социальное поведение. Конечно, линии прочерчены очень жестко, на самом деле коммуникация несет в себе идейное, административное или моральное влияние – и наоборот: управление осуществляется благодаря информационному обмену. Но сейчас нам важно увидеть, что в зависимости от угла зрения в новом свете предстает предметная область социологии журналистики. Она изменится и в том случае, если нас привлечет системная организация самих средств информации. Тогда исследовательское внимание сосредоточится на совокупности каналов, включающей в себя прессу, аудиовизуальные СМИ, информационные агентства и службы, обеспечивающие деятельность журналистики (рекламные агентства, пресс-центры, банки данных и т.п.), с их функционированием и эволюцией под воздействием социальных факторов.

Весьма ценные наблюдения сулит ролевая концепция журналистики. В соответствии с разделением общественной практики на экономическую, политическую, духовную и социальную сферы выделяются производственно-экономическая, регулирующая, духовно-идеологическая и информационно-коммуникативная роли прессы. Таким образом, например, в сфере экономики СМИ должны рассматриваться в одной системе координат с предприятиями любого иного профиля, на которые распространяются общие законы и правила товарно-денежного производства. Регулирующая роль выражается в участии прессы в социально- политическом управлении и самоуправлении, духовная – в производстве и распространении идеалов, ценностей и норм, коммуникативная – в "связывании" элементов общества информационными "нитями". Взгляд на журналистику через призму ее социальных ролей открывает дополнительные возможности для сравнительных исследований прессы, для ее сопоставления с экономическими объектами, институтами власти, партиями, церковью, искусством, межличностной коммуникацией и т.д.

В зависимости от цели исследования можно построить и иные объектно-предметные цепочки. Однако неизменно сохранится аспект рассмотрения: обнаружение не единичного и индивидуально-конкретного, а социально значимого, типичного, закономерно производного от общественных интересов, отношений и процессов.