О предмете и объекте философии

Как было сказано ранее, философия представляет собой систему теоретических взглядов на мир и отношение к нему человека. Это и определяет ее предмет, который формировался и развивался под влиянием потребностей людей иметь целостное представление об окружающей их действительности. Такое представление формировалось у них как путем непосредственного общения с природой и обществом, так и в ходе их производственной и иной деятельности, а также путем усвоения достижений различных наук в ту или иную историческую эпоху. Ни одна наука, исВперед какую-то область явлений реального мира, будь то физика, астрономия, ботаника, зоология и даже самая современная наука (атомная физика, космология, кибернетика, генетика и др.) не в состоянии создать систему знаний о мире в целом. Не удается решить эту проблему, даже опираясь на сумму знаний всех конкретных наук, каждая из которых имеет относительно узкую область своих исследований по сравнению с философией.

Задачу создания целостной картины мира с разным успехом решала и решает философия. Разумеется, в каждую историческую эпоху имеются свои возможности для этого и свои ограничения, определяющиеся, прежде всего, уровнем развития наук. Невозможно получить эмпирические (опытные) данные о мире в целом в силу его бесконечности в пространстве и времени. Философия способна лишь на основе данных наук и человеческой практики в конкретную историческую эпоху сформулировать обобщающие выводы о мире и экстраполировать (распространить) их на мир в целом. Такие экстраполяции при всей их условности позволяют создать некую картину мира, соответствующую данным современной науки. Такая картина мира может оказаться полезной для дальнейшего развития научных и философских представлений о мире, а также для развития так называемых частных наук. Уже только это обстоятельство говорит о значении философии для современного познания мира и возможностей человека.

Однако предмет философии не ограничивается созданием на основе данных современных наук некой картины мира. Науку интересуют и другие проблемы, которые являлись и являются предметом философских раздумий многих мыслителей. В их числе такие вопросы: "Имеет ли какой- либо смысл сам мир? Каков смысл существования человека в мире? Является ли истинным утверждение о существовании Мирового духа? Или – Мировой воли? Существует ли сознание в других частях Вселенной, кроме планеты Земля? Если существует, то каковы его обладатели (субъекты)? Существуют ли иные цивилизации, кроме земной? Возможно ли достигнуть человеческого бессмертия?" И это только малая часть проблем, являющихся предметом философских исканий и философии как предельно широкого учения о мире.

Предметом философии является и ее собственное развитие, т.е. развитие ее основных понятий, идей, теорий, наиболее значимых учений. Все они уже давно развиваются во взаимодействии с науками, однако не растворяются в них, а развиваются в соответствии со своим предметом. Всякое подлинно философское рассуждение представляет собой обобщенное толкование свойств предметов и явлений окружающего человека мира и самого этого мира, вплоть до Вселенной. При этом философы прибегают к таким понятиям, как "бытие", "материя", "пространство", "время", "объективное", "субъективное", "движение", "развитие", "диалектика", "противоречие", "количество", "качество", "свойство", "сознание", "познание", "истина" и т.д. Такого рода понятия составляют категориальный аппарат философии, на основе которого осмысливаются различные явления и происходящие события.

Философия включает в себя учения о бытии, т.е. о существовании мира и его явлений (онтология), познании действительности (гносеология), развитии человеческого общества (социальная философия), человеке (философская антропология), формах и законах человеческого мышления (логика), человеческом поведении (этика), прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном в жизни и искусстве (эстетика), философских проблемах естествознания и т.д. Даже те из названных учений, которые оформились в самостоятельные науки, не потеряли своей связи с философией, а многие их проблемы носят философский характер.

Каждое философское учение прямо или косвенно связано с учением о мире или с какой-то его стороной. Как писал выдающийся русский философ Владимир Соловьев, задача философии – "не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее, вся Вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство"[1].

Если предметом философии является "все существующее" в единстве всех взаимодействующих сторон мира (а об этом говорит вся ее история), то он, по существу, совпадает с ее объектом. Однако при решении отдельных философских проблем может возникнуть вопрос о различии предметов и объектов их исследования. Ведь для того чтобы исследовать ту или иную отдельную философскую проблему, составляющую предмет данного исследования, необходимо уяснить ее связи и взаимодействия с другими проблемами, определяющими ее существование. Оно-то и будет выступать в качестве объектов этого исследования. А его предметом может быть явление, которое предварительно выделено для изучения, либо его какие-то свойства.

Как видно, исследования отдельных философских проблем могут выходить за пределы их предметов. Поэтому при подготовке к их исследованию и в самом процессе исследования надо иметь ясные представления как о предмете исследования, так и о вероятных его объектах. Это позволит провести исследование целенаправленно и результативно.