Предложение и потребление

Предложение как экономический показатель представляет собой объем товара в натуральном выражении, который может быть предложен потребителям по конкретной цене на данном рынке сбыта за определенный период времени при неизменных значениях прочих факторов. Рассмотрим некоторые общие категории.

Закон предложения – отношение[1] между ценой на рынке и предложением в виде прямой зависимости.

Отрасль – совокупность всех производителей данного продукта.

Сектор бизнеса, сектор – составной элемент, часть отрасли, характеристика рынка с позиций предложения разновидности некоторого продукта. Так, на информационном рынке выделяют секторы оперативной, экономической и электронной информации. Сектор[2], как и отрасль, является характеристикой рынка со стороны предложения товаров и услуг.

Для характеристики предложения со стороны предприятия используются следующие показатели:

товарные запасы – товары, ожидающие продажи;

поставка – объем реализованного, отпущенного товара в натуральном или стоимостном выражении. Чаще применяется для отдельной фирмы;

товарооборот – сумма продаж в стоимостном выражении за определенный период: R = Σ рс/, где р – цена; q – продажи в натуральном выражении. Суммирование осуществляется по товарам. Товарооборот отдельного предприятия совпадает с его выручкой;

рыночная доля предприятия на рынке – математическое отношение товарооборота предприятия к товарообороту отрасли;

себестоимость – затраты на производство и реализацию единицы продукции.

Характеристики потребления

Для характеристики потребления используются следующие категории и показатели.

Размер рынка – число потребительских единиц, включая не только реальных потребителей, но и потенциальных.

Стоимость – затраты денежных средств на приобретение товаров, выполнение работ и услуг, получение благ.

Объем потребления – потребление в натуральном или стоимостном выражении за определенный период времени при конкретном уровне цен и при конкретных значениях прочих факторов.

Интенсивность потребления – объем потребления одним потребителем или группой потребителей (сегментом), который, как правило, рассматривается за относительно краткий период времени – час, день, неделю, месяц.

Емкость рынка – потенциальный объем потребления в стоимостном или натуральном выражении за определенный период. По умолчанию подразумевается установившийся на рынке или прогнозируемый уровень цены. Часто под емкостью рынка понимают потенциал потребления, когда потенциальные потребители в результате маркетинговых усилий перешли в разряд реальных потребителей.

Намерения потребителей – степень готовности совершить покупку товара конкретной марки.

Отношение потребителей к продукту – степень одобрения продукта.

Характеристика спроса

Определение спроса. Закон спроса

Как уже было сказано в подразд. 1.1, одним из лаконичных, но содержательных определений маркетинга является следующее: "маркетинг – управление спросом", очевидно, что предъявленным к предприятию. Что же такое спрос? Увлекшись маркетингом, многие забывают об основах рыночной экономики.

Спрос (demand) рассматривается и как экономическая категория, и как показатель, а также как характеристика поведения потребителей и характера закона спроса.

Спрос (покупательский спрос) как экономическая категория – конкретная потребность (см. "Модель формирования спроса" в подразд. 22.5), подкрепленная денежной возможностью. Иначе, как экономическая категория спрос представляет собой обеспеченную финансовыми ресурсами потребность. Спрос всегда платежеспособен. Использование категории неплатежеспособного спроса неправомерно.

Спрос как экономический показатель – объем товара в натуральном выражении (штуки, литры, тонны и т.д.), который востребован потребителями но конкретной цене, сложившейся на данном рынке сбыта, за определенный период времени при неизменных значениях прочих факторов (например, уровень рекламы, размер доходов, валютный курс). Если в качестве интервала времени рассматривать месяц, то ясно, что для продуктов с сезонным спросом спрос зависит от того, какой конкретно месяц рассматривается.

Спрос как характеристика поведения потребителей и особенностей закона спроса, что следует из существования различных видов спроса, например: отложенный, формирующийся, импульсивный, эластичный, в систематизированном виде рассмотрен в подразд. 2.3.

Закон спроса – это отношение[3] между ценой и спросом в виде обратной зависимости спроса от цены при неизменных значениях прочих факторов. Причина обратной зависимости состоит в том, что по мере потребления каждой последующей дополнительной единицы товара или услуги ее дополнительная полезность для потребителя будет снижаться. Спрос меняется в зависимости от цены, но кроме цены на спрос влияют и иные факторы, в зависимости от которых график закона спроса перемещается вдоль горизонтальной оси – "спрос". Важно, что к закону спроса в классической трактовке не относятся нетипичные, прямые зависимости между спросом и ценой, которые могут иметь место в областях высоких цен (престижный спрос) и неправдоподобно низких цен (аномальный спрос).