Предисловие

История развития общества показывает, что информации и знаниям всегда придавалось огромное значение. По мере развития информационных коммуникационных технологий (ИКТ), способствующих накоплению, распространению и использованию знаний, происходило развитие экономики и общества. На протяжении столетий шло поступательное развитие инструментов создания и распространения информации от письменности (IV тыс. до н.э.) до глобальных телекоммуникационных сетей, которое началось с создания телеграфа. Но только в XXI столетии мы наблюдаем беспрецедентное влияние информационных технологий на все сферы деятельности человека. Никогда прежде информационные технологии не развивались так стремительно, как сейчас.

Во второй половине XX в. получили развитие теории интеллектуального капитала организации как нематериального актива и важного стратегического ресурса для ведения и развития бизнеса. В то же время среди направлений развития информационных технологий выделились в отдельные отрасли технологии искусственного интеллекта и семантического представления знаний с последующей их обработкой с помощью вычислительной техники, одновременно с этим развивались и информационно-коммуникационные технологии, что привело к появлению глобальной сети Интернет и таких систем коммуникаций, как электронная почта, видеоконференции, онлайн- форумы и т.д. Таким образом, с одной стороны, компании (предприятия, организации) осознали важность и необходимость в сохранении и развитии своего интеллектуального капитала, а с другой – в их арсенале появились информационные технологии, позволяющие эффективно оперировать отдельными составляющими своих нематериальных активов.

Современные компании, действующие в условиях глобализации экономики и высокой конкуренции, вынуждены обратить внимание на эффективность организации своих бизнес-процессов, под держание высокого качества выпускаемой продукции и услуг, быструю разработку и вывод на рынок новых продуктов. Для решения этих задач необходимо иметь персонал высокой квалификации, обладающий необходимым опытом и знаниями. В связи с этим в конце XX в. в теории менеджмента появилось направление под названием "управление знаниями" (knowledge management), предметом изучения которого стали знания компании как сумма опыта и знаний всех сотрудников компании, а также формализованные знания, хранящиеся в базах данных и репозитариях компании. При этом акцент делается на две составляющие системы управления знаниями компании: организационную (сотрудники и их мотивации) и технологическую (информационные и коммуникационные технологии).

В современном многообразии информационных ресурсов и технологий управление информацией и знаниями играет главную роль в решении задач управления и развития компании, обучении персонала. Управление информацией базируется на современных компьютерных и телекоммуникационных технологиях, их внедрение диктуется необходимостью в реализации информационных потребностей компании в знаниях о технологиях, рынках, партнерах, конкурентах, экономике и т.п. От своевременности, актуальности, достоверности получаемых специалистами сведений зависят результаты деятельности всей компании. Эффективное управление знаниями в компании обеспечивает их эффективное использование, а также конкурентные преимущества товарам и услугам компании на мировом рынке.

Цель изучения дисциплины "Управление знаниями" состоит в формировании у обучающихся целостного представления о теории управления знаниями, о понятии знаний организации, о процессе создания нового организационного знания и формирования творческой познавательной деятельности, необходимой для инновационного развития экономики и общества, а также в знакомстве с основными понятиями и концепциями теории управления знаниями в организации, формировании понимания роли менеджмента знаний в управлении современным предприятием и основных процессов и инструментов по управлению знаниями.

Учебник направлен на решение задач, которые лежат в основе эффективной системы управления знаниями в компании. Особое внимание в нем уделено практическим аспектам создания систем управления знаниями. Теоретический материал учебника проиллюстрирован примерами, таблицами и рисунками.

Учебник состоит из 10 глав, в которых отражен весь процесс организации управления знаниями в компании. Главы сгруппированы в два раздела.

Раздел I учебника посвящен рассмотрению теоретических основ управления знаниями. Исследуются основные определения и концепции управления знаниями. Показана роль знаний и управления ими в развитии современных компаний. Большое внимание уделено анализу методов и инструментов управления знаниями. Отдельная глава посвящена методам и источникам информации для создания нового знания.

Раздел II учебника описывает принципы построения систем управления знаниями (СУЗ) в компаниях. Рассмотрение систем управления знаниями приводится в разрезе четырех факторов: человеческого фактора, фактора процессов, технологических аспектов и фактора контента. Показаны общепринятые подходы к построению СУЗ, которые известны благодаря международным стандартам в области менеджмента знаний. Этот раздел ориентирован в основном на существующие зарубежные и международные стандарты, а именно: австралийский стандарт AS 5037-2005 Knowledge Management – a guide ("Менеджмент знаний – руководство"), опубликованный Австралийским советом по стандартам в 2005 г., а также семейство стандартов CWA 14924, разработанных Европейским комитетом по стандартизации (CEN).

В результате изучения дисциплины "Управление знаниями" обучающийся должен:

знать

• понятие и особенности знаний как объектов управления;

• рекомендации существующих стандартов и основные стратегические подходы к управлению знаниями в организации, ОГЛАВЛЕНИЕ стратегических и тактических процессов управления знаниями;

• основные инструменты и технологии управления знаниями (технологии получения, обмена, использования знаний);

• основные методы создания новых знаний;

• примеры внедрения методов и технологий управления знаниями в современных организациях;

уметь

выявлять, формулировать и критически оценивать проблемы развития организации в сфере управления знаниями, а также обосновывать возможные подходы к их решению;

• обосновывать необходимость учета управления знаниями при разработке общей стратегии организации;

• разрабатывать стратегию (политику) управления знаниями в организации, а также планировать, создавать и контролировать ОГЛАВЛЕНИЕ стратегических и тактических процессов управления знаниями в организации;

владеть

• пониманием места и роли знаний как важной составляющей интеллектуального капитала организации; пониманием принципов построения и функционирования системы управления знаниями;

• навыками выявления барьеров в процессах передачи, обмена, распространения знаний, а также навыками определения способов и технологий их преодоления;

• навыками проведения анализа деятельности компаний в сфере управления знаниями;

• навыками разработки и реализации мероприятий, направленных на реализацию программ в сфере управления знаниями;

• навыками применения инструментов и технологий управления знаниями в ежедневной деятельности.

Авторы надеются, что учебник благодаря обширному практическому материалу, методическому подходу в изложении теоретического материала не только будет востребован студентами, но и окажется полезным источником информации для специалистов, решающих управленческие задачи в экономике.