Предисловие

Во второй половине XX - начале XXI в. международное право в области прав человека получило значительное развитие. Сегодня уже не подвергается сомнению утверждение о том, что права человека стали элементом нашей цивилизации, частью повседневной жизни. Стандарты и принципы, провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека и закрепленные в универсальных международных договорах, регулирующих вопросы соблюдения прав человека и основных свобод, нашли отражение в региональных правовых системах и в законодательстве государств.

Поощрение и защита прав человека являются одним из важнейших направлений деятельности Организации Объединенных Наций. Из ее Устава вытекает обязанность всех государств уважать нрава человека и основные свободы для всех без каких-либо различий по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных воззрений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или другого статуса1. На Всемирном саммите 2005 г. права человека наряду с другими составляющими были провозглашены одной из основ коллективной безопасности и благосостояния2. Именно в рамках ООН сложилась универсальная система международной зашиты прав человека и контроля за осуществлением государствами их обязательств в этой области.

Права человека как концепция прошли сложный и долгий путь развития. Несмотря на название. Всеобщая декларация прав человека была поддержана отнюдь не всеми странами мира, притом что в 1948 г. большинства современных государств еще не существовало: они были колониями или зависимыми территориями. Универсальность прав человека была официально провозглашена на политическом уровне только в 1993 г. на Всемирной конференции в Вене. Не прекращаются споры и разногласия относительно признания отдельных прав в качестве прав человека или интерпретации уже признанных норм, продолжается поиск баланса между свободой и ответственностью, реализацией прав индивидуума и уважением законных интересов других людей и общества.

Неверно, однако, думать, что права человека изобретены искусственно, характерны только для западной модели общественного развития и навязываются другим цивилизациям. Здесь следует проводить четкое различие между нормами прав человека perse и их интерпретацией. Большинство основополагающих стандартов в области прав человека действительно универсальны и признаны во всем мире. Доказательство тому - значительное количество ратификаций универсальных договоров в области прав человека и признание Всеобщей декларации прав человека в качестве свода норм обычного права.

Такому признанию есть свое объяснение. Нормы и стандарты в области прав человека не возникли из ниоткуда. Они стали закономерным отражением уровня развития нашей цивилизации и представлений о человеческом достоинстве, которые присутствуют во всех культурах мира. Не случайно Всеобщая декларация говорит о "достоинстве, присущем всем членам человеческой семьи", и наделении человека определенными правами только лишь потому, что он - человек.

Нормы и стандарты в области прав человека имеют существенное моральное измерение. В них отражен комплекс традиционных ценностей человечества - категорий, которые были воплощены в религиозных учениях, философских дискурсах, общественных устоях, обычаях, да и просто в повседневной жизни различных обществ, народов и цивилизаций. В конкретном плане это свобода, достоинство, равенство, честность, забота о близких, уважение к старшим, труд, семья, ответственность и целый ряд других. Эти ценности настолько сильны и укоренены, что представляют собой нравственный императив для многих и многих людей.

К сожалению, эти непреходящие ценности являются моральным ориентиром отнюдь не всегда и отнюдь не для всех. История человечества изобилует свидетельствами бессовестной несправедливости, жестокости, пренебрежения и презрения людей к себе подобным и к миру, в котором все мы живем. Не случайно самая масштабная катастрофа прошлого столетия - Вторая мировая война - была следствием теории расового превосходства, закрепленной в политической доктрине и поднятой на знамена. Создание ООН, появление универсальной системы защиты нрав человека, да и в целом укрепление основ современного международного права стали выражением стремления человечества не допустить повторения этого кровавого хаоса.

С другой стороны, в современном мире риторика о соблюдении прав человека часто используется в сугубо политических целях, а информация о якобы имеющих место нарушениях подается как основание для оправдания агрессии, несанкционированного вмешательства во внутренние дела и, что парадоксально, еще более масштабных нарушений прав человека.

Пособие, которое вы читаете, исследует универсальную систему защиты прав человека на современном этапе и ее развитие. В нем нет политических суждений, нет оценок тех или иных явлений и тенденций с точки зрения нравственности. Вместе с тем, изучая юридическую природу прав человека, их ОГЛАВЛЕНИЕ, интерпретацию и механизмы защиты, не следует забывать ни об их моральном измерении, ни о политической составляющей.