Предисловие

Современный этап развития экономики страны характеризуется усилением конкуренции изготовителей на потребительском рынке страны; дальнейшей глобализацией бизнеса в связи со вступлением России в ВТО; жесткой конкурентной борьбой торговых организаций в сфере розничной торговли. На современном потребительском рынке выживают и выигрывают только те организации, которые выпускают и реализуют высококачественную, а значит конкурентоспособную продукцию.

Одним из ключевых факторов успешного решения проблемы качества является овладение руководством и персоналом организации методами менеджмента. На начальном этапе развития науки проблему качества продукции рассматривали только как техническую. Совершенствование пауки и практики показало, что эффективно решать проблему качества можно лишь средствами менеджмента. Таким образом, управление качеством продукции трансформировалось в менеджмент качества.

Применение методологии менеджмента дало эффект не только в технических, но и в экономических, финансовых и прочих областях. Переход от управления качеством продукции к менеджменту качества, закрепленный в международных стандартах серии ИСО 9000, привел к необходимости корректировки наименования и содержания ряда учебных дисциплин, предусматривающих приложение методологии менеджмента к конкретным областям деятельности.

Так, ранее существовавшие в экономических вузах дисциплины "Финансы и кредит", "Банковское дело", "Страхование" трансформировались, соответственно, в "Финансовый менеджмент", "Банковский менеджмент", "Страховой менеджмент".

В рамках профиля "Менеджмент организации" (направление "Менеджмент") и профиля "Коммерция" (направление "Торговое дело") изучается дисциплина "Менеджмент продаж". В рамках направлений "Менеджмент", "Маркетинг" в вузах читается курс "Управление конкурентоспособностью".

Появление модифицированных дисциплин — это не только "шаг навстречу" менеджменту, но и шаг в сторону практики, поскольку без системы менеджмента, приложенной к конкретной отрасли деятельности, невозможно эффективно выполнять требования заказчиков, а в торговле — требования потребителей.

В свете изложенных тенденций формирования новых учебных дисциплин становятся понятны причины появления такой новой дисциплины, как товарный менеджмент. По существу, это товароведный менеджмент.

В 2010 г. в ряде торговых вузов страны была начата подготовка бакалавров по профилю "Товарный менеджмент" в рамках направлений "Товароведение" и "Торговое дело".

Достижение высокой удовлетворенности потребителей — основная цель системы менеджмента качества (СМК) торговой организации. Поскольку торговая организация (как и любая организация, действующая на рынке) зависит от своих потребителей, то она не может не иметь СМК. Другое дело, что не всякая организация имеет документированную СМК, и очень незначительная часть таких организаций имеет СМК, отвечающую требованиям международного стандарта ИСО 9001 и получившую соответствующий сертификат соответствия.

Главный объект дисциплины "Товарный менеджмент" - качество товаров. Авторы широко трактуют эту категорию, понимая под ней комплекс товароведных характеристик: качество, безопасность, ассортимент, количество, цену, конкурентоспособность. Действующие в торговых организациях системы качества практически направлены на регулирование всех товароведных характеристик товара.

Структура учебника задана двумя модулями, предусмотренными учебной программой дисциплины.

1. Менеджмент качества как методологическая основа товарного менеджмента (главы 1—8).

2. Товарный менеджмент в торговле (главы 9—10).

Цель изложения материала первого модуля заключается в характеристике применения менеджмента качества для решения товароведных проблем. Так, традиционные вопросы программ по дисциплине "Управление качеством", изучаемой во многих вузах (например, о принципах СМК, документальной основе СМК, методах обеспечения СМК и др.) в данной книге рассматриваются применительно к производству потребительских товаров и к практике управления качеством товаров в торговле. В этом состоит принципиальное отличие данного учебника от учебников по "управлению качеством", написанных для других специальностей.

Целью изложения вопросов второго модуля является характеристика систем качества в торговле. В основе структуры параграфов гл. 9 "Товарный менеджмент в торговле" лежат шесть аспектов управления качеством, которые в обязательном порядке должны присутствовать (согласно системе ИСО 9000) в сертифицированной СМК в виде документированных процедур.

1. Управление документацией.

2. Управление записями.

3. Управление несоответствующей продукцией.

4. Внутренний аудит.

5. Корректирующие действия.

6. Предупреждающие действия.

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

знать

• основные понятия менеджмента качества;

• принципы менеджмента качества;

• средства и методы менеджмента качества, в том числе менеджмента рисков и менеджмента качества в отраслях;

• порядок разработки и сертификации систем менеджмента в торговых организациях;

уметь

• применять принципы менеджмента качества при закупке и продвижении товаров;

владеть

• основными управленческими функциями, связанными с закупкой, поставкой, транспортированием, хранением, приемкой и реализацией товаров.

Современные системы качества реализуются на практике благодаря таким средствам управления, как технические регламенты на продукцию, международные и национальные стандарты по СМК. В книге использовано более 70 нормативных документов.

Наличие в главах вопросов и заданий для самоконтроля, тестов, ситуационных заданий позволяет студентам проверять степень усвоения программного материала.

Большое число иллюстраций, многочисленные примеры позволяют студентам связать теорию с практикой.

Учебник подготовлен на кафедре товароведения и экспертизы товаров Российского государственного торгово-экономического университета па базе утвержденной программы дисциплины "Товарный менеджмент".

Профессор Лифиц И. М. участвовал в подготовке 1—10-й глав; доцент Жукова Ф. А. — 4, 7, 9-й глав; профессор Николаева М. А. — 1, 10-й глав.

Авторы будут признательны читателям учебника, в частности преподавателям торговых вузов и практическим работникам, за отзыв о новом учебнике, замечания и предложения по трактовке содержания новой дисциплины.