Предисловие

Учебная дисциплина "Теория государства и права" призвана формировать общетеоретический компонент в подготовке высококвалифицированных специалистов в области юриспруденции, специалистов нового поколения. Ее основное назначение состоит в том, чтобы обучающиеся могли овладеть знаниями методологического характера, которые послужат им своего рода ключом в решении задач как познавательного, так и непосредственно практического характера. В учебном процессе "Теория государства и права" выступает в качестве основы, фундамента изучения других учебных дисциплин юриспруденции.

Учебная дисциплина "Теория государства и права" относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата – Б.З.Б "Базовой (общепрофессиональной) части".

Основными задачами изучения дисциплины являются:

• ознакомление с природой юридической науки, ее строением и методологией;

• осмысление фундаментальных выводов правоведения;

• формирование мировоззренческой позиции, адекватной состоянию современного общества и интересам России;

• познание важнейших положений общей теории права и теории государства;

• осмысление методологического значения общей теории права и теории государства;

• усвоение основных юридических понятий и конструкций, необходимых для изучения отраслевых дисциплин;

• овладение терминологическим аппаратом юриспруденции;

• формирование основ правового мышления;

• усвоения ряда навыков, необходимых в практической деятельности юриста.

Теория государства и права дает знания, имеющие руководящее, методологическое значение как для практики познания, так и для обретения навыков правоприменения и законодательной деятельности.

В результате изучения дисциплины бакалавр должен:

знать ключевые понятия юридической науки; основные юридические конструкции; сущность права и государства; функции права и государства; общие закономерности взаимодействия права и государства; официальные формы выражения (источники) права; системное строение права; принципы и механизмы правового регулирования поведения; типы и формы государства; общие черты права и государства любого типа и любой социальной системы; типологию правовых систем; соотношение права и закона; основы построения в обществе демократического социально-правового государства; закономерности связи права и государства с другими институтами общества; общие закономерности генезиса (происхождения) права и государства; основы метатеории общей теории права и теории государства (предметы этих наук, методологию, место в системе научного знания и т.д.);

уметь применять полученные знания в изучении отраслевых юридических дисциплин; использовать полученное общеправовое знание и знание в области теории государства в методологических целях – для решения тех или иных теоретических задач; квалифицированно восполнять пробелы в законодательстве в процессе правоприменения; эффективно использовать способы толкования нормативных правовых актов; грамотно пользоваться приемами юридической техники; активно включаться в формирование гражданского общества и правового государства; проявлять нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону;

владеть юридической терминологией; навыками правового мышления; приемами анализа действующего законодательства; навыками в подготовке юридических актов-документов; методикой принятия юридически значимых решений и выполнения юридических действий; навыками анализа различных правовых явлений; юридическими технологиями применения норм материального и процессуального права; методами квалификации юридических фактов; способами толкования юридических актов-документов (нормативных и индивидуальных); основными навыками проведения правовой экспертизы проектов нормативных юридических актов; навыками свободного оперирования юридическими категориями; методикой самостоятельного изучения и анализа общеправовых теорий и концепций; основными методиками преподавания учебной дисциплины "Теория государства и права" (кроме высших учебных заведений); навыками правового воспитания.

Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Издание отличает последовательность и логичность изложения, аргументированность теоретических выводов, наглядность и наличие примеров. В целях более полного освоения студентами материала учебник снабжен учебно-методическим комплексом – вопросами для самоконтроля, тестами и списком рекомендуемой литературы.