Предисловие

Современное состояние образования в России характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм гуманизации педагогической деятельности, становлением личностно ориентированного образования. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы организации социально-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.

Отрицательная динамика абсолютных и относительных показателей числа детей с ограниченными возможностями здоровья в России при общем снижении рождаемости делает актуальной проблему включения данной категории детей в социальное и образовательное пространство с учетом их индивидуальных потребностей в развитии. Изменения социально-политического положения в стране обусловливают необходимость реформирования государственной системы оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями, которая сегодня свидетельствует о несоответствии имеющихся условий для развития индивидуальных особенностей и особых потребностей детей рассматриваемой группы, что ведет к нивелированию различий между детьми, возникновению деструкции и деформации развития, изменению личностного и социального статуса, трудностям интеграции и включения в социум. Необходимость реформирования специальной помощи детям рассматриваемой категории обусловлена стремлением обеспечить им равные возможности в области реализации гражданских, экономических, политических и других прав, что невозможно без формирования социальных умений и навыков и в первую очередь навыков социального взаимодействия.

История изучения проблем детей с ограниченными возможностями показывает, что внимание ученых в предыдущие годы в большой мере было сосредоточено на исследовании феномена "дети с ограниченными возможностями". В развитие теории и практики специальной педагогики существенный вклад внесли Л. С. Выготский, Т. А. Власова, A. П. Граборов, Е. К. Грачева, В. П. Кащенко, В. И. Лубовский, В. А. Лапшин, С. Д. Забрамная, М. И. Земцова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, К. С. Лебединский, Ф. Ф. Рау, Ж. И. Шиф и др.

Несомненную значимость для современной специальной педагогики представляют труды С. А. Завражина, Η. М. Назаровой, А. Р. Маллср, В. Г. Петровой, Е. А. Стребелевой, Л. К. Фортовой, С. Г. Шевченко и др.

Вопросам организации специальной помощи детям с ограниченными возможностями посвящены работы IO. Ю. Антроповой, Л. И. Аксеновой, И. М. Бгажноковой, B. В. Коркунова, Η. Н. Малофеева, Л. М. Щипицыной, И. А. Юдиной.

Несмотря на то, что в 90-х гг. прошедшего века в России стали осуществляться меры, направленные на улучшение положения детей, были приняты президентская программа "Дети России" и законодательные акты, на сегодняшний день не существует оптимальной модели социально-реабилитационной системы сопровождения детей с проблемами в развитии, которая определила бы всю политику в системе помощи, объединяя лучшие достижения специального образования и социальной защиты и позволяя выстроить систему социальной адаптации и медико-педагогической реабилитации, отвечающую потребностям личностного развития каждого ребенка. Необходимость инновационного преобразования существующей на сегодня практической модели оказания специальной помощи обусловлена, прежде всего, отсутствием условий для реализации формирования у детей с ограниченными возможностями навыков жизни в социуме и профессионального самоопределения. Закрытость учреждений оказания специальной помощи ведет к изоляции ребенка и формированию у него и его родителей иждивенческих позиций.

На сегодняшний день согласно общим принципам российского законодательства в нашей стране дети с ограниченными возможностями могут учиться в обычных общеобразовательных школах. В основе инклюзивного образования лежит право на образование, провозглашенное во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Однако на практике обучение в классе обычной школы возможно только для детей с незначительными нарушениями, поскольку для большинства категорий детей с ограниченными возможностями там не создано соответствующих специальных условий. В первую очередь это связано с несоблюдением норм создания доступной среды, поскольку пока нс действуют санкции за несоблюдение требований закона, касающихся приспособления окружающей среды. Особенно такая ситуация касается детей, имеющих двигательные нарушения, поскольку такие дети подвергаются опасности нарушения других важнейших функций детского организма: дыхания, кровообращения, глотания, пространственной ориентации, звукопроизношения, слюноотделения, голосообразования.

Логика данного учебника и расположения материала в нем, с учетом многофункциональности подготовки будущего специального педагога, определена следующими вопросами.

1. Каковы психолого-физиологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья?

2. Каким способом организуется продуктивное социально-педагогическое сопровождение детей данной категории, их обучение, развитие и воспитание?

3. Каковы дальнейшие направления в развитии и совершенствовании специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья?

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и программой курса "Специальная педагогика" в учебник включен отобранный авторами материал разнообразных монографий, учебников, сборников периодической печати но специальной и социальной педагогике.

В результате изучения материала учебника обучающийся будет:

– знать особенности организации социально-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии;

– уметь организовывать психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании;

– владеть теоретическими знаниями и практическими навыками в области специальной педагогики.

Обучение по данному учебнику строится по классической схеме изложения материала с последующим закреплением с помощью вопросов и заданий для самоконтроля. Главы, из которых состоит пособие, разбиты на параграфы. Каждая глава заканчивается тематикой рефератов и курсовых работ, а также списком рекомендуемой литературы для самостоятельной работы.