Предисловие

Настоящее учебное издание посвящено морфологии (грамматическому строю) современного русского языка и написано в соответствии с требованиями программ нового поколения и модулей для высших учебных заведений филологического и педагогического профилей. Перед автором стояла задача создать учебное пособие, содержащее не только общетеоретическую часть и описание грамматического (морфологического) строя современного русского языка, но и отразить закономерности функционирования языковых единиц (слов, словоформ, словосочетаний, предложений), объединенных семантической функцией – значением качества (меры, степени, качественного состояния). Описание языкового материала в пособии основано на бинарном подходе: единство системно-структурного (системно-категориального) и функционального принципов определяет место универсальных категорий (модальности, темпоральности, персональности, аспектуальности, градуальности, оценочности, квантитативности и др.) в общей грамматической системе языка. Теория градуальности (реализация значений качества, меры и степени разноуровневыми средствами языка) является развитием функционального аспекта грамматики.

Морфология – один из основных разделов грамматики – представляет собой учение о частях речи, принципах их классификации, грамматических формах слова (словоформах); системе словоизменения (формообразовании) и словообразования той или иной части речи. Закономерности формообразования (и отчасти словообразования) даны не только в статике (например, одной из форм парадигматической системы), но и в динамике – с учетом развития языка, одновременного сосуществования в нем старого и нового, выражением определенных значений и появлением дополнительных смыслов. Важное место в пособии занимают обзоры существующих грамматических научных теорий и различных взглядов на отдельные проблемы и дискуссионные вопросы морфологии, а также вопросы преемственности знаний, позволяющие повысить общую культуру владения русским языком. Этим целям служат использование форм заданий по школьным учебникам и анализ их теоретического и практического материала, а также заданий, направленных на формирование умений правильно формулировать вопросы по теме и обосновывать выбор собственного ответа.

В пособии нашел отражение научный и преподавательский опыт автора, в предложенном курсе морфологии проведен анализ богатого лингвистического наследия по изучаемым темам. Это проявляется в систематизации основных теоретических положений, учете языкового материала и реализованного языковыми единицами значения; в использовании творческих заданий, направленных на развитие лингвистической зоркости обучающихся, их лингвистической эрудиции. Работа с отдельными предложениями и фрагментами текстов из художественной литературы позволяет показать специфику функционирования языковых единиц (слов/ словоформ), а также сложное взаимодействие различных категорий (их значений и средств выражения) в структуре предложения и текста.

Примеры для иллюстрации теоретических положений, а также тексты заданий отбирались автором из произведений русской художественной литературы с учетом их выразительности, эстетического богатства и грамматической точности языкового факта. В некоторых случаях использовались речевые примеры как результат отражения обыденности, повседневности с учетом частоты их употребления.

ОГЛАВЛЕНИЕ пособия соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования четвертого поколения. После изучения курса "Современный русский язык. Морфология" студент должен:

• знать основные признаки, свойства, закономерности образования и употребления языковых единиц па грамматическом (морфологическом) уровне и уметь логически верно строить устную и письменную речь (теоретическая часть);

• уметь анализировать семантические, формальные и функциональные свойства языковых единиц морфологического уровня и использовать имеющиеся знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; применять методы статистической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (практические задания и контрольные вопросы);

• владеть навыками разбора и анализа языковых единиц (слов/словоформ) – частей речи – и категорий (задания для самостоятельной работы и размышления).

Вследствие этого настоящее учебное издание должно помочь усвоению студентами лекционного курса, обогащению и расширению их научной и языковой картины мира. Основная идея пособия заключается в том, что в современном русском языке морфология рассматривается как механизм всей грамматической системы языка; или, образно выражаясь, как опекун (по А. Н. Тихонову) словообразования и координатор синтаксиса.

В учебном пособии грамматическая (морфологическая) система русского языка рассматривается сквозь призму градуальности (категории, выражающей значение меры, степени признака, процесса, явления, состояния), позволяющей не только расширить научную картину, но и познать окружающий нас мир через отображение качества "мира вещей" и "мира деяний".