Предисловие

В 2000 г. Министерство образования Российской Федерации утвердило новые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, в частности предусматривающие подготовку кадров по специальности 032900 "Русский язык и литература". Выпускников ожидают такие виды профессиональной деятельности, как преподавательская, научно-методическая, специально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская, управленческая, а также продолжение образования в аспирантуре. Среди дисциплин предметной подготовки основное место отведено "Современному русскому литературному языку". Государственный образовательный стандарт по этой дисциплине имеет следующее ОГЛАВЛЕНИЕ:

Русский язык в современном мире. Понятие о современном русском литературном языке. Основные языковые единицы разных уровней в системно-структурных и функциональных отношениях. Нормы и некодифицированная речь. Функционально-стилистическая и социальная дифференциация языка. Фонетика и фонология. Орфоэпия, графика и орфография. Лексика и фразеология. Лексикография. Морфемика, морфонология и словообразование (дериватология). Морфология: система частей речи, система морфологических категорий, формообразование. Синтаксис слова и словосочетания. Синтаксис простого предложения. Синтаксис сложного предложения. Синтаксис текста. Монологические и диалогические формы речи. Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Активные процессы в современном русском языке.

Настоящий учебник полностью ориентирован на ОГЛАВЛЕНИЕ указанного образовательного стандарта. Можно отметить ряд его примечательных особенностей.

1. Учебник разумно сочетает изложение материала в духе отечественной традиции с учетом основных новаций, которые появились в освещении ряда вопросов лексики и грамматики в последние десятилетия.

2. Включает темы, ранее вообще не затрагивавшиеся в учебниках такого типа. К ним относятся, например, "Функциональная грамматика", "Активные процессы в современном русском языке". Это значительно расширяет лингвистический кругозор студентов, учит их наблюдательности и внимательному отношению к окружающей речевой действительности, собиранию и обобщению новых языковых фактов, реальному осмыслению развития языка.

3. Освещает некоторые темы с точки зрения разных лингвистических или методических школ. Так, фонетика дается в рамках ленинградской (петербургской) и московской школ, синтаксис — с традиционных, классических позиций, а также со стороны структурной лингвистики (Н. Ю. Шведова, В. А. Белошапкова), коммуникативной (О. А. Крылова, Л. Ю. Максимов), функциональной грамматики. Сама же функциональная грамматика представлена тремя основными направлениями, куда входят: функциональнокоммуникативная грамматика Г. А. Золотовой, теория функциональной грамматики А. В. Бондарко и прикладная теория функционально-коммуникативного синтаксиса М. В. Всеволодовой. Такой разносторонний подход к освещению языковых явлений не навязывает читателям какой-либо одной точки зрения, близкой автору, а представляет право выбора наиболее аргументированного и приемлемого для них мнения — выбора, подсказываемого их языковым опытом и накопленной суммой знаний.

4. Многопланово освещает большинство тем, указывает на возможные противоречия при их трактовке. Сюда относятся, например, предлагаемое понимание фразеологизмов, а также неологизмов в узком, широком и расширенном смысле; наблюдения над непоследовательностью в разграничении некоторых разрядов местоимений и наречий.

5. Опирается на новые реалии или аспекты изучения ряда тем. Например, при освещении темы "Русский язык в современном мире" приводятся многочисленные факты, говорящие о постепенном восстановлении позиций русского языка в некоторых странах Востока и Запада, ссылки на правительственные документы, свидетельствующие о росте внимания верхних эшелонов власти к русскому языку как государственному.

6. Содержит свежий иллюстративный материал, почерпнутый из классической и современной русской литературы, а также из периодической печати. В качестве источников выборки цитат используются произведения не только признанных мастеров художественного слова — В. Распутина, Ф. Абрамова, В. Белова, Ю. Нагибина и др., — но и "модных" ныне писателей — Б. Акунина, В. Барковского, Т. Толстой, А. Марининой и др.

К созданию учебника были привлечены квалифицированные авторы, имеющие собственные исследования в соответствующих областях науки о языке и большой опыт педагогической деятельности: д-р филол. наук, проф. В. И. Максимов ("Лексика", "Фразеология", "Морфемика и словообразование", "Грамматика. Морфология" — кроме темы "Глагол", "Грамматика. Синтаксис" — кроме темы "Функциональная грамматика"); д-р филол. наук, проф. Г. Н. Акимова ("Изменения в синтаксическом строе"); д-р филол. наук, проф. С. И. Алаторцева ("Лексикография"); канд. филол. наук, проф. В. Н. Белоусов ("Глагол"); канд. филол. наук, доц. Л. Л. Буланин ("Фонетика и фонология"); д-р филол. наук, проф. М. Я. Гловинская ("Изменения в морфологическом строе"); канд. филол. наук А. В. Голубева в соавторстве с канд. филол. наук, доц. А. Л. Максимовой ("Русский язык в современном мире"); д-р филол. наук, проф. Е. А. Земская ("Изменения в словообразовании"); д-р филол. наук, проф. Г. А. Золотова ("Функционально-коммуникативная грамматика"); д-р филол. наук, проф. А. И. Моисеев ("Графика и орфография", "Пунктуация"); канд. филол. наук, доц. Н. К. Онипенко ("Теория функциональной грамматики (ТФГ)", "Теория функционально-коммуникативного синтаксиса"). Ими были учтены наиболее значительные труды в области русистики последнего десятилетия, списки которых приводятся в конце учебника.

Авторы выражают благодарность научному редактору и рецензентам, высказавшим ценные замечания при подготовке рукописи к печати, и будут признательны пользователям учебника за пожелания, присланные в адрес издательства.

Профессор В. И. Максимов