ПРЕДИСЛОВИЕ

Социология организаций занимается организациями самых различных типов. Она изучает организации как общности людей, сосредоточиваясь на закономерностях их взаимодействий, а также на специфике этих взаимодействий в зависимости от влияния конкретной социальной среды. К последней могут быть отнесены разделяемые в обществе ценности и нормы, стереотипы восприятия действительности, жизненные стратегии людей и им подобные социокультурные феномены. При этом граница между внешней и внутренней средами организации является достаточно прозрачной. С одной стороны, люди, приходящие в организацию, привносят в нее свой "средовой опыт". С другой стороны, люди зачастую не отдают себе отчета в том, что их устремления и образ мыслей во многом определяются их связью с теми или иными организациями. Следовательно, организационное поведение влияет на поведение самых широких слоев общества, и поэтому организация является одним из системообразующих элементов общества.

Часто можно слышать высказывания о том, что сегодня мы живем в мире организаций. И это вполне справедливо. Но следует помнить, что еще каких-нибудь два века назад люди жили скорее в мире своих домашних хозяйств, в кругу родственников, соседей, друзей и знакомых. Исключая церковь и армию, организация как особая социальная структура не была столь явно представлена в традиционном аграрном обществе, характеризовавшемся преобладанием общинных связей. Индустриализация и урбанизация резко изменили эту ситуацию, и фактически весь XX в. прошел под флагом реализации и во многом абсолютизации организационных принципов поведения и мышления. Возникли целые государства-организации, наиболее типичными из которых стали страны социалистического лагеря. За исключением относительно непродолжительных периодов в развитии некоторых государств, например Древнего Египта, Месопотамии, империи Инков, государственные организации традиционно были вписаны в более широкий социокультурный контекст и не могли полностью подавлять человека.

Организации индустриальной эпохи составили один из наиболее значимых элементов социального окружения человека. Детские сады и школы практически полностью заменили гувернеров и частных преподавателей, поликлиники и больницы оттеснили частных врачей, досугом человека стали все больше заниматься различные организации – развлекательные центры, театры, музеи и др. Личность все больше стала формироваться на пересечении сфер влияния самых различных организаций, а "организационный" стиль восприятия действительности и "организационный" стиль жизни стали составлять основу ментальности современного человека. Построение организационной карьеры стало мыслиться как смысл жизни, формализованные отношения между людьми стали более значимыми, чем неформальные дружеские связи.

Неслучайно в середине XX в. в США выходит книга У. Уайта с символическим названием "Человек организации", в которой утверждается, что ценности "людей организации" определяют американский характер[1]. Несмотря на ограничение свободы организационного человека, он многое получает взамен. "Одно из благ жизни в большой организации – это то, что искания можно оставить в стороне. Вместе с работой приходят деньги, положение и ощущение значимости. Продавая свое время корпорации, подсознательно принимаешь ее определение успеха, но крайней мере, на время работы там..."[2]

Наступившая постиндустриальная цивилизация проявляет себя в некотором общем падении роли организаций. В условиях развития процессов демократизации, глобализации экономики и культурной жизни явно уменьшается значение национальных государств как типичных жестких организаций. Развитие телекоммуникационных сетей, в частности, приводит к тому, что доля людей, работающих в основном на дому, заметно растет. В индустрии высоких технологий и в непроизводственной сфере все большее значение приобретают проекты, а не организации. Сегодня многие сферы общества превратились в "армии свободных агентов" – людей, не связывающих жизнь с организацией, а берущих весь риск за свою деятельность на себя, самостоятельно организующих свою работу с целью наиболее полной реализации личных амбиций[3].

Все эти процессы, происходящие в современных обществах, ставят множество вопросов: что такое организации, что привнесли они в жизнь человека и общечеловеческую культуру, как организации будут видоизменяться и в какой степени эти изменения будут определять контуры будущего мира? Эти и многие им подобные вопросы так или иначе входят в проблематику социологии организаций и будут в той или иной степени рассмотрены в данном учебнике.

Учебник предназначен для формирования у студентов систематических представлений о сущности, особенностях формирования, функционирования и развития специфических образований – социальных организаций. В результате его изучения студенты должны:

знать

• сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ базовых теоретических подходов к анализу социальных организаций, важнейших классических и современных организационно-управленческих теорий;

• историческую эволюцию организаций, тенденции их развития в постиндустриальном обществе, взаимодействие организационных и рыночных структур;

• базовые категории социологии организаций: "организационная структура", "организационные процессы", "организационная культура", "внешняя среда организации" и соподчиненные им понятия;

уметь

• использовать методический инструментарий, нормативные документы и информационные материалы в целях анализа организационных ситуаций;

• решать типичные социально-экономические и управленческие проблемы в деловых организациях;

• выявлять механизмы адаптации и оптимизации организационных структур для их выживания и эффективного выполнения ими своих функций;

владеть

• навыками поиска, обобщения, систематизации и критического анализа информации о жизнедеятельности, структуре, источниках развития, поведении социальных организаций, а также межорганизационных связях и отношениях;

• навыками формирования, верификации и анализа информационных массивов, обеспечивающих мониторинг сред организации, разработку управленческих воздействий на них и оценку этих воздействий;

• приемами управления организациями в условиях высокодинамичной внешней среды.

Для формирования практических компетенций в учебном пособии помимо соответствующего "контента" содержатся задания и примеры из мировой организационной практики, которые потребуют от читателя вдумчивой и творческой самостоятельной работы.

Первая глава "Социология организаций как наука" знакомит читателя с понятием социальной организации, предметом социологии организаций и кругом решаемых ею задач. Далее раскрывается процесс становления социологии организаций в рамках менеджмента, рассматриваются ее основные теоретические направления – менеджериально ориентированное и сущностно ориентированное.

Во второй главе "Институциональное взаимодействие организационных и рыночных структур" показаны базовые различия организации и рынка, их цели и место в различных сферах общественной жизни, своеобразие организационного и рыночного типов сознания.

Третья глава "Исторические тенденции развития организаций" посвящена описанию организаций в доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную эпохи с использованием теории Ф. Тенниса, а также выявлению тенденций развития современных организаций, касающихся численности персонала, их участия в управлении и прибылях организации, формирования организационных сетей и телекоммуникационных систем в глобализирующемся мире.

Главы четвертая "Организационные структуры", пятая "Организационные процессы" и шестая "Организационная культура" раскрывают основные категории социологии организаций. На основе распределения ответственности, степени централизации и формализации отношений выделяются различные типы организационных структур, показывается их связь с жизненными циклами организации, описываются процессы дифференциации и интеграции, адаптации и контрадаптации. Даются понятие, структурные и практические элементы, национально ориентированные и управленческие типологии организационной культуры, методы управления ею.

Главы седьмая "Управление организацией" и восьмая "Управление риском в организациях" посвящены рассмотрению сущности и функций управления организацией. В качестве основных функций управления выделяются планирование, организация, координация и контроль. Функция принятия управленческих решений трактуется как "сквозная" или "непрерывная".

Особое внимание уделяется методам принятия решений в условиях неопределенности, что подразумевает управление риском.

Авторы желают успеха в изучении социологии организаций всем тем, кто заинтересовался ее предметом и ее актуальными проблемами.