Предисловие

В рамках данного учебника даются основные представления о функционировании массовой коммуникации как социального института, развитие которого тесно связано с развитием человеческой цивилизации. В условиях развития социального организма модернизационного характера необходимым элементом социальной, политической и экономической жизни социума становятся информационные потоки как сфера деятельности средств массовой коммуникации (далее – СМК).

Для журналистов, социологов прессы, производителей рекламы, специалистов по связям с общественностью СМК являются плацдармом, где осуществляются как долгосрочные, так и краткосрочные цели их организаций; средством реализации их нрав и обязанностей перед обществом; системой, откуда черпается информация для эффективной деятельности собственной структуры.

Целью данной работы является анализ функционирования института СМК в современном социуме, социологических методов изучения его деятельности и (совместно с другими дисциплинами специализации в области массовых информационных процессов и в области связей с общественностью) формирование системного комплекса знаний по данному направлению обучения, в частности (совокупно с теорией и историей журналистики, рекламы, связей с общественностью) об информационной индустрии как социальном институте и ее существовании в современном обществе.

Курс "Социология массовых коммуникаций" базируется на обобщении теоретических разработок, существующих в профессиональной литературе, носит проблемный и прикладной характер, призван дать студентам необходимые знания и навыки по важнейшим аспектам социологического анализа функционирования института СМК, отдельных звеньев коммуникативного процесса и социологических исследований в этой области. Уровень курса рассчитан на то, что обучающиеся смогут применять полученные навыки социологического анализа в профессиональной работе; выступать в качестве заказчика социологических исследований; анализировать количественные данные, полученные в таких исследованиях.

Задачами курса являются:

– изучение основных представлений о функционировании массовой коммуникации в обществе;

– получение системного комплекса знаний о существовании в современном обществе информационной индустрии как социального института;

– формирование представления о массовых коммуникациях как социальном институте, развитие которого тесно связано с развитием человеческой цивилизации, в частности со сменой основных социополитических и социоэкономических укладов, с технологическими и техническими революциями;

– изучение влияния СМК на индивида, социум, общественное мнение;

– понимание социологического подхода к деятельности СМК как системы, реально функционирующей в широком социальном контексте, включающем исторические модели организации СМК в национальных границах;

– знакомство с социологическими методами, с помощью которых можно получить представление о качественных и количественных характеристиках основных звеньев коммуникативной цепи;

– изучение важнейших аспектов социологического анализа функционирования института СМК и социологических исследований в этой области;

– изучение зависимостей между деятельностью СМК в современном мире и деятельностью в сфере связей с общественностью, рекламы и журналистики;

– рассмотрение места социологических знаний об СМК в процессе принятия решения в этих сферах деятельности.

Знание сложных процессов, происходящих между всеми звеньями коммуникативной цепи, составляет профессиональный багаж как исследователя массовой коммуникации, так и практиков, занятых в информационных процессах.