Предисловие

В XXI в. Россия вступила в новый, сложный и ответственный период своего развития. В последние годы, несмотря на влияние мирового экономического кризиса, нарастает модернизационный потенциал, как в экономической, так и социальной сферах.

Начиная с 2005 г. проблемы социальной политики становятся центральной темой социально-экономических программ и государственной политики и, несмотря на мировой кризис, остаются в эпицентре этих процессов. Накопленный к этому периоду ресурсный потенциал (стабилизация и рост экономики, создание "Стабилизационного фонда", повышение уровня жизни населения) позволил приступить к модернизации в социальной сфере. Крупномасштабным модернизационным проектом является монетизация льгот (2004), позволившая привести социальные обязательства государства в соответствие с имеющимися ресурсами. И хотя процесс монетизации шел противоречиво, но удалось разделить федеральный и региональный мандаты финансирования.

Процессы модернизации социальной сферы имеют неоднозначный характер по причине высокого уровня социального расслоения общества, неравномерности распределения ресурсов субъектов РФ, неравенства в доступности социальных благ, недостаточности социальной защищенности населения. В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы теории и практики социальных изменений, социальной работы, которые способствуют реализации социальных изменений в обществе, решению проблем человеческих взаимоотношений, права человека на достойную жизнь.

Социальная работа всегда тесно связана с социально-экономическими условиями и жизненными стандартами того общества, в котором она реализуется. Существенные трудности, порожденные последствиями мирового финансово-экономического кризиса, актуализировали потребность в анализе текущего состояния социальной работы и в определении ее назревших перспектив и направлений развития. Практика показывает, что масштабные изменения в деятельности той или иной системы только тогда будут успешными и продуктивными, когда цели, направления и методы реформирования, вводимые "сверху", инициируемые органами управления системы, будут поддержаны "снизу", т.е. сотрудниками, призванными практически осуществить деятельность по преобразованию этой системы.

Особую важность в условиях рыночных отношений приобретают проблемы качества социальных услуг, разработки нормативов их предоставления различным группам населения, в зависимости от реальной нуждаемости, использование подхода кейс-менеджмента.

Изучение качества социального обслуживания и работы с различными группами пользователей услуг, эффективности адресных социальных проектов в условиях модернизации приобретают в социальной политике и социальной работе все большую значимость. Проектная деятельность является инструментом развития при подготовке новых или трансформации старых видов услуг населению, формирования рынка социальных услуг.

Социальная политика и социальная работа взаимосвязаны и взаимообусловлены. С одной стороны, социальная работа представляет собой форму, способ реализации социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе.

Крайняя степень неравенства в современном Российском государстве способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам и т.п. Поэтому через социальную работу можно смягчить социальное неравенство, создать условия для удовлетворения минимальных социальных и духовных потребностей, расширения и углубления социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения. Успех социальной работы в решающей степени зависит от социальной ориентированности кадров, высокого чувства ответственности работников органов государственного управления за реализацию социальной политики государства, утверждения в жизнь принципа социальной справедливости.

Многообразие и сложность решения современных социальных проблем, которые стоят перед органами социальной защиты, учреждениями и службами, диктуют сущностную потребность в теоретическом обосновании стратегии и направлений их деятельности, обеспечении новыми методиками и технологиями.

На данном этапе модернизации страны, общества, в котором социальные права и условия минимального социального комфорта пока еще недостаточно гарантированы, непросто спланировать и осуществить технологическую модернизацию, проведение которой может быть сопряжено с социальной напряженностью. Таким образом, научно-технологическая модернизация без социальной модернизации не сможет быть эффективной, а, наоборот, рискует, на наш взгляд, скомпрометировать саму модернизационную идею (идеологию).

Для чего планируется и проводится модернизация? Для того чтобы человек, живущий в нашей стране, жил в комфортных социальных условиях, чувствовал себя достойной личностью, ощущал уважение государства и его институтов. Таким образом, модернизация должна проводиться для блага человека, во имя его развития.

Стратегическая цель модернизации — полноценная социализация человека и формирование нации как культурно развитого и сплоченного социума.

Предстоит серьезная работа по переводу всей системы на новые организационные формы (преобразование государственных учреждений в форму казенных организаций, бюджетных с дополнительными полномочиями, автономных некоммерческих).

Перевод учреждений системы социальной защиты населения на новые формы позволит внедрить платные социальные услуги, тем самым увеличив контингент получателей услуг, повысив их качество.

Должен быть расширен в целом спектр социальных услуг, в первую очередь информационных, консультационных, правовых, психологических, которых сегодня явно не хватает населению города. Требуют разработки проблемы страхования платных услуг в стационарных учреждениях. Система социальной защиты населения переходит и в ближайшей перспективе должна полностью перейти на электронный документооборот.

Постарение населения требует развития новых социальных услуг. Необходима оптимизация сети социального обслуживания пожилых людей. Переход от сметного финансирования к бюджетным ассигнованиям на основе государственного задания позволят выявить ресурсы и перспективы для дальнейшего развития.

Законы рыночного развития неизбежно приводят к сокращению государственного сектора в экономике социальной сферы. Формирование рынка социальных услуг повлечет за собой увеличение числа продуцентов услуг, конкуренцию производителей и, в конечном счете, расширение объема и повышение качества социального обслуживания.

В системе социальной защиты населения требует ускорения переход от "иждивенческо-потребительской" системы социальной защиты населения к системе активного партнерства государства и гражданина в решении его социальных проблем и обеспечении его социального благополучия. Актуальным инструментом адресной социальной помощи становится социальный контракт: государство берет па себя обязанность оказать обусловленную помощь малоимущему трудоспособному индивиду, семье. А индивид, со своей стороны, берет на себя обязательства привести свою жизнь в порядок. Стратегия государственной социальной помощи будет нацелена на то, чтобы помочь человеку преодолеть трудности и "встать на собственные ноги".

Вместо предоставления гарантированных услуг в натуральной форме гражданам, в соответствии с их пожеланиями, может предоставляться прямая целевая выплата в виде социального сертификата, размер которой определяется стоимостью услуг (необходимого количества и качества), положенных данному гражданину.

Большую работу предстоит провести по обеспечению общественного и ведомственного контроля за деятельностью социальных служб, объемом и качеством оказываемых услуг, обеспечением прав и законных интересов обслуживаемых граждан. Параллельно следует принимать меры по развертыванию волонтерского движения, общественных инициатив и сфере содействия работе социальных учреждений и помощи лицам, в них находящимся.

Особое место в процессе модернизации системы социальной защиты населения должно отводиться созданию доступной среды жизнедеятельности для лиц с ограничениями здоровья, пожилых людей, родителей с маленькими детьми и пр. Создание зон доступности, ресурсных и информационных центров, консультативных и посреднических служб поможет людям с ограничениями жизнедеятельности и трудоспособности найти себе рабочее место, самостоятельный заработок.

Перейти от заявительного к выявительному порядку работы с семьями предстоит специалистам по социальной работе с семьей и детьми.

В ближайшее время должны быть созданы рабочие места, т.е. целая сеть малых предприятий, сервисных фирм, оказывающих социально-бытовые, санитарно-гигиенические и другие виды услуг, не входящие в гарантированный перечень. Это позволит смягчить напряженность на рынке труда и перенацелить имеющиеся трудовые ресурсы в социальную сферу.

Предстоит модернизация и системы социального управления. Центральный аппарат системы социальной защиты населения — это стратегический мозговой центр всей структуры, поэтому постановка и решение задач прогнозирования, стратегического планирования, разработки и внедрения стандартов и нормативов, создание методических рекомендаций, передача выполнения тактических функций на уровень окружных и районных управлений становится серьезной управленческой проблемой.

Процесс модернизации предполагает введение технических, технологических, информационных изменений. Но главное — это модернизация сознания людей, которые должны понимать смысл проводимых преобразований и иметь мотивацию на их проведение.

В настоящем учебнике дается анализ основных направлений социальной политики современной России, внимание авторов сосредотачивается также на проблемах социальной защиты населения как важнейшей составляющей социальной политики.

Учебник подготовлен авторским коллективом Института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы.

Структура, логика и ОГЛАВЛЕНИЕ учебника соответствуют образовательному стандарту дисциплины "Социальная политика" для бакалавров. Особое место в структуре учебника занимает теоретико-методологический раздел, в котором обоснована сущность, цели, принципы социальной политики. Авторы учебника, признавая стратегическую цель социальной политики в развитии страны, рассматривают ее уровни, основные направления в области занятости, здравоохранения, пенсионного обеспечения и страхования. Представлены также относительно самостоятельные направления социальной политики — семейная и демографическая составляющие. Учитывая актуализацию для развития России проблем взаимодействия властных структур и социального партнерства, эта тема также нашла отражение в учебнике.

Бакалавр должен понимать происходящие изменения в социальной сфере, вырабатывать обоснованные оценки меняющейся ситуации, чтобы на этой основе принимать профессиональные решения.

Каждая глава учебника, раскрывающая проблемы как социально-трудовых отношений, так и отраслей социальной сферы, сопровождается требованиями компетентностного подхода.

В результате изучения дисциплины "Социальная политика" студент должен:

знать

• функции, принципы, уровни социальной политики, ее структуру и взаимосвязи с экономикой, демографией, семейной политикой;

• социальную специфику развития общества, закономерности становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей;

уметь

• анализировать социальные процессы, определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции;

• ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов в области социальной политики;

владеть

• основными понятиями социальной политики;

• навыками целостного подхода к анализу проблем общества;

• оперировать понятиями и основными категориями социальной политики.