Предисловие

В настоящее время знание фактов и закономерностей развития искусства и культуры нашего Отечества на всех этапах его истории необходимо не только специалистам – искусствоведам и студентам, обучающимся этой профессии, но и всем желающим быть образованными и культурными людьми.

Предлагаемое издание представляет собой развернутый учебный курс по дисциплине "Русское искусство XVIII века" – одного из напряженнейших и интереснейших периодов пашей истории. Рассматриваемые темы и сопровождающий их изобразительный материал исчерпывающе охватывают весь диапазон курса, поэтому учебник будет особенно полезен для студентов вечерних и заочных отделений вузов. В книге реализован периодизационный подход к анализу исторического развития, методологические принципы которого заложены такими учеными, как И. Э. Грабарь, В. Н. Лазарев, М. В. Алпатов, Б. Р. Виппер.

В результате освоения курса "Русское искусство XVIII века" обучающийся должен:

знать

• принципиальные положения культурно-исторической среды основных периодов развития изобразительного искусства и архитектуры – петровского времени, середины столетия и второй половины XVIII в.;

• основные концепции отечественной и зарубежной историографии по всем указанным выше периодам;

• условия, причины, механизмы характерных для каждого исторического периода явлений в области изобразительного искусства и архитектуры;

уметь

• определять значение и место того или иного представляемого художника и его творческий потенциал в перспективе дальнейшего развития искусства;

• понимать движущие силы и закономерности исторического и художественного процесса;

• использовать элементарные методы историко-культурного, художественного, искусствоведческого познания;

• применять в искусствоведческих исследованиях базовые знания в области источниковедения, историографии, теории и методологии истории искусства;

• работать с библиотечными каталогами, использовать навыки составления библиографических списков по требуемым темам;

владеть навыками

• установления взаимодействия с представленным для изучения материалом; привлечения исторических, литературных, архивных (при их наличии) данных, связанных с изучаемым произведением;

• аналитического исследования изучаемого материала, представления о его стилистике, приемах письма (живопись) или рисования, гравирования (графика), проектирования (архитектура);

быть компетентным

• в профессиональном анализе и разрешении атрибуционных вопросов (прибегая к помощи специалистов в данной области);

• методологических, методических и понятийных основ развития искусства изучаемого периода.

Учебник включает введение, посвященное историографии русского искусства XVIII в., и 16 базовых тем (глав), распределенных по трем историческим периодам развития искусства XVIII в. в соответствии с историческим движением России в рассматриваемый период – петровское время, середина и вторая половина XVIII в., а также заключение. Издание дополнено обширным указателем литературы и разнообразным иллюстративным материалом, которые представлены в электронном виде (прилагаемый диск "Иллюстративные и библиографические материалы к учебнику “Русское искусство XVIII века”") и предназначены для самостоятельной работы студента. Имеется также именной указатель, что значительно облегчит работу с учебником.