Предисловие

Актуальность проблематики психологии труда обусловлена большим интересом к вопросам управления, регламентации и сопровождения трудового процесса и организации. Изучение социально-психологических факторов позволяет рассматривать работу с кадровым ресурсом предприятия с качественно иной точки зрения. Для каждого конкретного человека труд несет свою смысловую нагрузку. Но именно синхронизация представлений о труде персонала с ценностями и приоритетами организации позволяет вывести предприятие не просто на новый уровень производства, по сделать труд эффективным, коммерчески выгодным для компании, приносящим доход и чувство удовлетворения от проделанной работы.

Создание учебника явилось итогом большой и плодотворной работы коллектива авторов, имеющих обширную практику в области психологического сопровождения трудового процесса в организации. Авторами была предпринята попытка соединить актуальные теоретические подходы в области изучения психологии труда с практическими вопросами, решение которых является показателем грамотности и компетентности молодого специалиста.

Учебник будет интересен студентам, обучающимся по направлениям "Психология", "Социология", "Менеджмент", "Экономика","Управление персоналом", "Маркетинг" и др., а также для всех, кто работает или собирается работать в сфере обучения, развития, мотивации, подбора, оценки и других форм сопровождения персонала. Практически все студенты, работающие после окончания вуза по специальности, нуждаются в знаниях, которые даются в курсе "Психология труда".

Отношение к трудовому процессу, уяснение структуры его построения, формирования профессии и образа восприятия трудового процесса — это те знания, на которых строится понимание сущности профессии и профессионала. Также необходимо упомянуть о той ответственности, которую знания возлагают на человека, обладающего ими. Знание особенностей профессионального и карьерного развития на каждом из этапов становления специалиста дает, с одной стороны, колоссальный потенциал для работы с человеком, развития его профессиональных способностей, с другой — предоставляет возможность удерживать работника в определенной позиции, "тормозить" и даже приостанавливать его карьерный рост. Контролем направления применения собственных знаний может быть только "внутренний стержень" специалиста, знание этических принципов работы и приверженность главному из них — "Не навреди!".

Настоящий учебник включает в себя шесть разделов и 18 глав.

Раздел I "Введение в психологию труда" включает главы "Психология труда как область знаний, отрасль науки и практики", "Роль и место психолога труда на предприятии", "Этические принципы работы психолога в организации". Здесь подробно рассматриваются исторические аспекты развития и формирования психологии труда в России и за рубежом, связь психологии труда со смежными областями знания и практики, тенденции развития науки о трудовой деятельности. Особое внимание уделяется видам и формам психологической деятельности в организации, подчеркивается значение психологического сопровождения трудовой деятельности, подробно описывается работа психолога-консультанта в организации, затрагиваются вопросы профессиональной этики в работе психолога на предприятии.

Раздел II "Трудовая деятельность в организации" посвящен изучению категориального аппарата психологии труда. Также затрагиваются теоретико-методологические и практические вопросы, связанные с профессиональным и личностным становлением субъекта профессиональной деятельности, особенностями мотивации трудового процесса, регуляции трудовой деятельности в кризисных состояниях.

Раздел III "Психологические основы профессиональной пригодности" составили такие главы, как "Профессиональная пригодность: терминологические основы, научный и практический базис", "Профессия как комплексный объект труда", "Профессиональная ориентация в деятельности психолога труда" и "Профессиональная деформация в трудовом процессе". Особое внимание уделяется фундаментальным вопросам изучения профессиональной пригодности, основным подходам к ним и особенностям практического применения; дается определение понятия "профессия", приводится классификация профессий, описываются технологии, основу которых они составляют. В разделе, посвященном профессиональной ориентации, описывается место субъектов трудовой деятельности в профориентационной работе, приводятся технологии индивидуальной и групповой 11рофориептации работы.

В разделе IV "Психологические основы работы с кадровым составом предприятия" рассматривается понятие успешности трудовой деятельности в психологии труда (гл. 11 "Успешность трудовой деятельности: социально-психологические факторы"), особая роль уделяется механизмам целеполагания, особенностям организации коммуникаций в групповом процессе, тендерным и возрастным аспектам. Кроме того, описываются процедуры трудовой экспертизы и аттестации персонала, профессионального подбора и отбора персонала в организации (гл. 12 "Психологический отбор. Аттестация. Экспертиза и адаптация персонала"), рассматриваются понятие "организационное поведение", принципы диагностики, стандартизации и методы диагностики, применение метода "ассессмент-центра" в практике деятельности психолога на производстве (гл. 13 "Психологическая диагностика организационного поведения").

В разделе V "Методы анализа изучения трудовой деятельности" рассматриваются процедуры изучения и анализа трудовой деятельности, включающие описание структурных элементов трудовой деятельности, способов и методов анализа рабочего места, видов и форм проведения профессиографического анализа, способов проведения профессиографического исследования.

Раздел VI "Роль функциональных состояний в трудовой деятельности" посвящен роли функциональных состояний в трудовой деятельности, в нем описываются основные понятия и роль в трудовой деятельности функциональных состояний в трудовом процессе, психофизиологические составляющие функциональных состояний, причины и формы возникновения эмоционального "выгорания", проблемы работоспособности и дееспособности. Особое внимание уделяется проблемам психологического стресса в трудовой деятельности: видам и формам стрессовых реакций, причинам возникновения стресса в трудовой ситуации, теории и модели возникновения профессионального стресса, профилактике профессионального стресса в трудовом коллективе.

Авторы хотели бы выразить благодарность за рекомендации, советы и конструктивные замечания при подготовке настоящего учебника доктору психологических наук, профессору Л. Г. Дикой, вклад которой в развитие и профессиональный рост авторов неоценим, кандидату психологических наук И. Ф. Родичеву за поддержку и профессиональный взгляд, доктору психологических наук А. И. Занковскому за четкие и полезные рекомендации, док гору психологических наук В. А. Толочеку за коллегиальную поддержку и подробный анализ учебника, нашим студентам и выпускникам за их любознательность, отзывчивость, цепкий ум и интересные практические примеры.

В результате изучения курса "Психология труда" студент должен:

знать

• основные категории психологии труда;

• о месте и роли психолога труда на предприятии;

• стратегии определения профессиональной готовности субъекта труда к профессиональной деятельности;

• роль функциональных состояний в трудовой деятельности;

• психологические основы работы с кадровым составом предприятия;

уметь

• применять элементарные знания, изложенные в учебнике, на практике;

• планировать и проводить профессиографическое исследование;

• регламентировать рабочий день относительно особенностей трудового процесса и психологических аспектов работоспособности и дееспособности в трудовой деятельности;

• организовывать и проводить психологическое сопровождение трудового процесса на предприятии;

владеть

• методами и способами анализа трудовой деятельности в организации;

• умением формулировать цели исследования трудовой деятельности и в соответствии с ними формировать пакет исследовательских инструментов;

• навыками психологического сопровождения трудового процесса.