Предисловие

Проблемы общения с каждым годом вызывают все больший интерес у людей разного возраста, разных профессий и образования. Такой интерес, очевидно, связан с тем, что в современном динамичном мире высоко ценится умение устанавливать контакты с людьми и поддерживать с ними деловые отношения. Знание основ психологии и этики делового общения необходимо современному человеку в его повседневной жизни и трудовой деятельности. Особенно важно, чтобы комплекс знаний о психологии делового общения был представлен в системе знаний каждого выпускника высшей школы.

Дисциплина "Психология и этика делового общения" относится к вариативной части профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) для бакалавров.

Цель дисциплины – дать бакалаврам знания в области этики и психологии делового общения, сформировать и развить компетенции, которые позволят им в будущем осуществлять профессиональную деятельность с учетом психологических основ делового общения, этических норм и правил делового этикета, наиболее эффективных приемов и форм делового общения.

В результате изучения дисциплины "Психология и этика делового общения" бакалавр должен:

знать:

• основные категории и понятия научной психологии и этики;

• основные взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблемные вопросы психологических и этических аспектов делового общения, основные направления и подходы в психологии делового общения;

• теоретические основы делового общения, его основные принципы, виды и средства;

• психологические характеристики личности и особенности их проявления в деловом общении;

• деловую коммуникацию, ее структуру и принципы;

• структуру рабочей группы и особенности группового общения;

• причины возникновения и виды конфликтов в процессе общения, их конструктивные и деструктивные последствия;

• методы управления конфликтами и пути их разрешения;

• вопросы природы, сущности и основных принципов этики деловых отношений;

• основные принципы и правила делового этикета;

уметь:

•применять знания психологической стороны делового общения в своей деятельности;

• строить межличностные отношения в деловой сфере с учетом цели общения и индивидуально-психологических качеств партнера;

• организовывать деловые мероприятия (совещания, брифинги, переговоры, пресс-конференции, презентации и пр.) в соответствии с этическими нормами, а также на основе требований, принципов и технологий делового партнерства и сотрудничества;

• устанавливать деловые отношения в рабочей группе;

• предупреждать конфликты и выбирать правильную стратегию поведения в конфликтной ситуации;

• пользоваться психологическими тестами для психологического исследования;

• внедрять этические нормы и элементы культуры в деловой разговор (устный и письменный, через Интернет и аудиовизуальные средства), демонстрировать высокую культуру поведения;

владеть:

• технологиями делового общения, широким набором коммуникативных приемов и техникой установления контакта с собеседником, создания атмосферы доверительного общения, организации обратной связи с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности;

• методами познания личности партнера по общению;

• навыками проведения деловых бесед и переговоров с высоким уровнем психологической культуры;

• приемами защиты против манипулятивного воздействия;

•навыками профилактики и нейтрализации межличностных и межгрупповых конфликтов;

• знаниями психологии для предотвращения и разрешения конфликтов в деловом общении;

• навыками делового этикета.

В настоящем учебнике использовались работы таких известных специалистов в области психологии личности, психологии общения, конфликтологии, теории коммуникации, социальной психологии, деловой этики и делового этикета как Г. М. Андреева, А. Я. Анцупов, И. Атватер, Э. Берн, М. Биркенбиль, А. А. Бодалев, С. Н. Булгаков, Ж. Годфруа, Р. М. Грановская, Н. В. Гришина, Р. Дилтс, Е. Л. Доценко, А. П. Егидес, Е. Н. Зарецкая, С. А. Зелинский, Ф. Зимбардо, М. Е. Литвак, Д. Майерс, А. Маслоу, П. Мицич, Р. И. Мокшанцев, А. В. Морозов, Р. С. Немов, Б. Д. Парыгин, А. В. Петровский, А. Пиз, Г. Г. Почепцов, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, Э. Ю. Соловьев, Ф. Тейлор, Л. Хьелл, Р. Чалдини, В. М. Шепель, А. И. Шипилов, A. Файоль, Р. Фишер, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Г. Юнг, B. Юри, М. Г. Ярошевский.

Материалы данного издания могут быть использованы при изучении дисциплин "Этика деловых отношений", "Деловое общение", "Психология делового общения", "Психология управления" в высших и средних учебных заведениях России и стран СНГ.

Предыдущие пять изданий данного учебника были положительно оценены преподавателями, студентами вузов, в том числе получившими второе образование, практическими работниками, проявившими интерес к рассмотренным в нем проблемам. В предложенном шестом издании, подготовленном, как и пять предыдущих, с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, реализованы замечания и советы ряда специалистов, занимающихся проблемами общей и социальной психологии, деятельности и общественных отношений, а также проблемами этики.

В первом разделе учебника раскрываются социальные основания делового общения как реального явления и как науки и учебной дисциплины, дается представление о его предмете.

Во втором разделе излагаются теоретические предпосылки появления и развития науки "Психология и этика делового общения", заключающиеся в трудах зарубежных и российских ученых разных исторических эпох.

В третьем разделе дается современное толкование многих проблем данной науки, таких как: психическая структура личности и ее проявление в деловом общении; восприятие и понимание в деловом общении; вербальные и невербальные средства делового общения, формы делового общения и целого ряда других проблем.

Четвертый раздел посвящен проблемам этики, этикета и в целом культуры делового общения.

Пятый раздел учебника составляют психологические и проверочные тесты по всем темам указанной дисциплины.

В конце учебника представлен словарь важнейших терминов и понятий излагаемой дисциплины.