Предисловие

На вопрос, зачем человеку нужна наука психология, многие студенты- первокурсники финансово-экономических специальностей отвечают так: она нужна для того, чтобы научиться разбираться в людях, управлять или даже манипулировать ими. Студентам кажется, что именно этим занимается наука психология. Однако в дальнейшем при чтении серьезной учебной и научной литературы приходит понимание, что психология – это не манипуляция людьми и не обман, а настоящая фундаментальная наука, как, например, физика, химия или биология, причем не менее интересная и полезная. Ведь психологические знания необходимы везде, где люди живут, трудятся, зарабатывают деньги, общаются друг с другом. Психология изучает психику. В свою очередь, психика включает сознание, самосознание, подсознание и другие компоненты, связанные с работой мозга, а также личность конкретного человека, который общается с другими людьми, становясь членом многочисленных социальных групп. Психологические методы воздействия и управления – лишь одна из областей применения психологии на практике, и далеко не основная. Ошибка состоит в том, что многие не видят разницы между научным и бытовым употреблением слова "психология". Выражение "такая у него (у них) психология" вносит путаницу в умы людей, незнакомых с основами этой науки. Очевидно, неправомерно смешивать пауку и бытовую психологию, чем нередко грешат студенты в начале обучения.

Средства массовой информации переполнены всевозможными мифами о психической жизни человека. Однако для разгадывания многих тайн психики пока не существует научных методов, поэтому следует четко отбирать материал для самостоятельной работы, не путая мифы с научными открытиями. Кроме того, необходимо отличать научные гипотезы и теории от научных фактов, получаемых в результате завершенных исследований, которые проводятся эмпирическими методами, прежде всего экспериментальными, поскольку всегда существует опасность слишком смелую гипотезу, выдвинутую пусть даже очень известным ученым, воспринимать как доказанный научный факт. Эта ошибка часто приводит к серьезным проблемам на практике, например, при принятии финансовых или жизненно важных решений.

Настоящий учебник рассчитан на тех, для кого наука психология, скорее всего, никогда не станет профессией, но кто должен знать ее основы, чтобы уметь ориентироваться в психологических явлениях и понимать, что на практике далеко не каждая психологическая проблема может быть решена без затрат времени и усилий или без исследований, которые чаще всего требуют хорошего финансирования. Автором предпринята попытка представить психологию как постоянно развивающуюся науку, как систему знаний, которая не имеет национальных границ, не боится признавать методологические и теоретические ошибки, а также свои явные заблуждения, чего в ее истории было немало. Думается, что рано или поздно в системе высшего профессионального образования появится новый термин – научно-учебная (или учебно-научная) литература, которая будет решать сразу три задачи:

1) обучение студентов (образование);

2) формирование у них научного мышления и соответствующей мотивации (наука);

3) воспитание у обучающихся социально ориентированных нравственных качеств (реалистичный патриотизм). Имеется в виду тот вид патриотизма, который присущ хорошо образованному человеку и основан на умении видеть и решать проблемы страны и ее народа.

Современная психология находится в непрерывном движении. Благодаря передовым технологиям и новейшему научному оборудованию ученые-психологи регулярно совершают новые открытия, которые часто опровергают сложившиеся прежде представления о природе психического, т.е. исследователи постоянно развивают и совершенствуют свои взгляды. Вот почему психология не может быть представлена студентам как застывшая и окончательно сформировавшаяся незыблемая система знаний. Будучи одной из ведущих гуманитарных наук, психология тесно переплетена с другими гуманитарными, а также социальными и естественными науками. Для правильного понимания многих психологических явлений и тех механизмов, на основе которых они возникают, студент должен хорошо знать математику, философию, историю, социологию, культурологию, биологию, психиатрию, этику и эстетику. Он должен разбираться в основах современной физики, владеть базовыми знаниями в области методологии, истории науки и науковедения, ибо в противном случае психология окажется словно в пустом пространстве, не найдя для себя практического применения. Именно поэтому в учебнике, прежде всего в ссылках, даны примеры, которые направлены на развитие эрудиции и интеллекта.

Схоластический подход при изучении науки психологии не приемлем в принципе, в связи с чем в учебнике откровенно говорится о том, что сегодня обсуждают ученые-психологи на научных конференциях. В частности, рассказывается о реальном теоретическом кризисе современной российской и мировой психологии, о поисках новых идей для эффективного изучения человеческой психики – одного из самых загадочных явлений природы. Представляется, что это должно привлечь внимание в первую очередь думающих, ищущих истину студентов, без которых у страны не может быть серьезных успехов ни в экономике, ни в политике, ни в социальной сфере.

В учебнике рассмотрены фундаментальные открытия, сделанные не только в XX в., но и уже в начале нынешнего столетия. Самое главное отличие данного учебника от других заключается в тех представлениях о психике, которые автор считает наиболее достоверными в настоящее время и перспективными для дальнейшего развития психологии. Из этого следует, что методы обучения студентов должны соответствовать темпам развития современной мировой науки, а не замыкаться в рамках отечественной психологии советского времени.

Из всего изложенного можно сделать следующие выводы.

1. Нынешние представления о природе психики, как и во все времена, определяются современным состоянием развития фундаментальной научной теории. В нашей стране основы психологической теории были заложены марксистско-ленинской идеологией, и потому современная отечественная психология рассматривает природу данного феномена лишь с одной стороны – со стороны сознания и деятельности человека. Но такой взгляд, учитывая мировой опыт, в настоящее время уже нельзя считать единственно возможным и абсолютно правильным.

2. Необходимо понимать, что современный человек и его мозг, а значит и психика (по крайней мере, ее важнейшие составляющие), формировались в результате биологического отбора в течение многих миллионов лет. Поэтому сознание – лишь определенное проявление психики человека, возникшее благодарю труду и общению за относительно небольшой период истории нашего биологического вида. Глубинные же основы психики современного человека были заложены в далеком прошлом.

3. Психологию сегодня нельзя преподавать как сумму однозначно доказанных истин, в которых студент никоим образом не должен сомневаться. Хотя именно так преподавали в нашей стране эту науку в советские времена, а во многих вузах так преподают и поныне. В настоящее время уже недостаточно опираться только на отечественный опыт и считать наш путь в науке единственно верным. Нужно научиться понимать логику зарубежных коллег, для чего обязательно следует изучать иностранные языки и читать научные тексты в оригинале.

4. Психика не исчерпывается человеческим "Я"; мозг обладает огромными ресурсами и самостоятельно выполняет более сложную деятельность, чем та, которая представлена нашему сознанию. Эта точка зрения, высказанная более 100 лет назад основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом, ныне находит эмпирическое подтверждение в экспериментах, выполняемых с использованием современного технического и компьютерного оборудования.

5. Психика представляет собой гораздо более сложный для изучения объект, чем психологи считали совсем недавно, но мозг, без всякого сомнения, не создан "внешними разумными силами", а является продуктом биологической эволюции предков современного человека.

6. На основе того, что нам известно о психике, мы можем успешно решать важные практические задачи, однако мы не способны принимать абсолютно рациональные решения на глобальном уровне или, например, точно предсказывать отдаленное будущее цивилизации. Иррациональность наших глобальных решений представляет для современного человечества огромную научную и философскую проблему.

Принятый сегодня в системе высшего образования нашей страны ком- петентностный подход позволяет четко формулировать задачи, которые преподаватель с учеником (профессор со студентом) должны решить в процессе непосредственного и опосредованного взаимодействия. Следуя этому подходу, в рамках изучения курса психологии для экономистов и менеджеров у студента должны быть сформированы общие (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции, в частности способность и готовность:

– к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

– пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладению достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

– владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

– использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

– владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

– восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

– нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и принятию ответственности за них (ОК-8);

– пониманию сущности и значения информации в развитии современного информационного общества; осознанию опасности и угрозы, возникающих в этом процессе; соблюдению основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

– описанию структуры деятельности профессионала в рамках определенной сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

– выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

– пониманию и постановке профессиональных задач в области научно- исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

– просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20);

– анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21);

– проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22).

Таким образом, после изучения курса "Психология для экономистов и менеджеров" студент должен:

знать

• историю и современное состояние мировой психологии, а также специфику развития и современное состояние психологии в России; имена известных психологов и их вклад в мировую науку в виде теорий, моделей, законов, методов, феноменов и пр.;

• предмет, объекты, цели и задачи психологии как науки о мышлении, поведении и деятельности людей; структуру психики как предмета психологии;

• общие закономерности психических процессов, характеристики психических состояний и психических свойств человека в системе экономических отношений; психологические проблемы принятия решений, в том числе экономических, в условиях информационной неопределенности;

• методы и методики, на основе которых психология получает знания о психических процессах, свойствах и состояниях человека, о процессах принятия решений, о влиянии общения и межличностных отношений на психику людей;

уметь

• отличать доказанные научные факты, законы и закономерности от непроверенных гипотез и псевдонаучных заблуждений;

• формулировать свои профессиональные проблемы и задачи на языке, понятном психологам;

• психологически объяснять те или иные явления, возникающие в собственной профессиональной деятельности, используя термины, понятия и категории психологии;

• разбираться в психологических проблемах, возникающих в области социально-экономических процессов, и решать их методами практической психологии;

• выстраивать психологически эффективные взаимоотношения с коллегами по работе;

• предугадывать и предотвращать конфликтные ситуации межличностного общения;

• находить среди членов коллектива наиболее талантливых и способных специалистов и помогать им в раскрытии их потенциала в сфере бизнеса, экономики, финансов и других областях профессиональной деятельности;

владеть

• практическими приемами саморегуляции психики с целью снижения степени подверженности негативным стрессовым и эмоциональным состояниям;

• приемами быстрого запоминания (мнемотехники) информации, необходимой для принятия эффективных решений в сфере экономики, финансов, менеджмента и смежных областях; формирования продвижения и рекламы товаров и услуг в сфере своей профессиональной деятельности; управления и эффективной организации коллективной профессиональной деятельности;

• широкими знаниями в различных отраслях психологии, а также смежных гуманитарных наук, необходимыми в целях принятия эффективных управленческих решений в сфере бизнеса, экономики, финансов и пр.;

• психолого-педагогическими навыками воспитания у коллег по работе чувства профессиональной гордости, социальной ответственности, справедливости, патриотизма.

Учебник включает 12 базовых тем, посвященных анализу основных отраслей и проблем современной психологии, как отечественной, так и зарубежной. Особое внимание уделено противоречивому характеру научного знания в психологии, а также наличию различных парадигм, научных направлений и школ, наиболее широко распространенных в настоящее время в мировой науке и практике. Помимо результатов классических психологических исследований и традиционных методов психологии, в учебнике нашли отражение перспективные задачи науки и новые исследовательские технологии. Каждая глава учебника завершается практикумом, в который входит три вида заданий: вопросы для дискуссии; вопросы для самостоятельной подготовки студента; практические задания. По замыслу автора практические задания ориентированы как на самостоятельную работу обучающихся, так и на совместную работу преподавателя и студентов, при этом форма взаимодействия определяется ОГЛАВЛЕНИЕм задания. Все три вида заданий предназначены для развития у обучающихся общих и профессиональных компетенций, а также психологических профессионально важных качеств, навыков и умений. Заметим, что вопросы для дискуссии не имеют правильных или неправильных ответов. Во всяком случае, сам автор на многие из них ответить не может...

Жирным шрифтом в тексте учебника выделены научные термины, значение которых объясняется в соответствующих главах или в тезаурусе; их рекомендуется запомнить, чтобы обсуждение тем на семинарах было продуктивным. Курсивом выделены термины, которые необходимы для более глубокого понимания текста учебника; с ними следует ознакомиться самостоятельно. Студентам автор рекомендует также запоминать имена и фамилии психологов, на которых есть ссылки в тексте учебника, особенно на тех, чьи фотографии представлены в соответствующих главах. Запоминание фамилий и портретов (прием мнемотехники) облегчает усвоение материала, а владение информацией о знаменитых психологах расширяет эрудицию, способствует повышению культурного уровня и общего имиджа специалиста-практика в сферах, которые непосредственно связаны с мышлением и поведением людей. Наконец, автор рекомендует по некоторым темам смотреть художественные фильмы из списка, который дан в приложении к учебнику. Киноискусство создает яркие эмоциональные зрительные образы, обеспечивающие более глубокое понимание обсуждаемых проблем, и делает эффективным изучение науки психологии.

* * *

Кто-то однажды назвал человека "трагическим животным", потому что он способен представить себе совершенство, но не может достичь его, поскольку не в состоянии пойти дальше умозрительных представлений. По-видимому, такое пессимистическое заявление не во всем справедливо. По крайней мере, в процессе получения профессионального образования именно недостижимые, но хорошо осознанные идеалы (в работе, жизни, науке и пр.) делают человека тем активным существом, которому всегда есть к чему стремиться.

С огромным уважением к читателям,

доктор психологических наук, профессор

А. Н. Лебедев-Любимов