Предисловие

Актуальность и перспективы развития психологии в современном мире. Актуализация проблемы человека в современной науке. Человек как субъект культурно-исторической эволюции. Психологические основы построения практики образования. Структура учебного пособия.

В истории познания человеком мира можно проследить определенную последовательность, которая характерна как для истории развития наук, так и для развития познавательного интереса человека в процессе взросления. Вначале происходило формирование наук об окружающем мире – мире природы и вещей. Затем происходило становление социального знания – об истории, развитии и существовании общества. И уже на последнем этапе появляются науки, обращенные к постижению самого процесса познания и субъекта познания – психологические науки. В определенной мере мы можем проследить но аналогии развитие направленности познавательной активности и индивидуального развития. Например, ребенок интересуется окружающими предметами, окружающим пространством. Взрослея, он начинает интересоваться окружающими людьми и их отношениями к нему. И только к подростковому возрасту начинает развиваться личностная рефлексия – обращение своего сознания к самому себе, своим мыслям, чувствам, переживаниям.

Психология – одно из самых молодых научных направлений. Принято считать, что ее официальное появление как науки, т.е. как пути познания, базирующегося на принципе объективного знания, связано с открытием Вильгельмом Вундтом в Лейпциге в 1879 г. первой в мире психологической экспериментальной лаборатории. Но как нельзя говорить о том, что до появления личностной рефлексии человек не обладает сознанием и самосознанием, так и нельзя говорить, что до появления экспериментальной психологии не было психологического знания. Историю становления психологического знания, психологических практик можно рассматривать с момента появления первых духовных исканий человека, с первых попыток познать самого себя. А эти искания уже отличают доисторическую эпоху первобытных культур и, в особенности, философию античного мира.

Таким образом, правомерно говорить о психологии одновременно и как о науке, которая находится только в процессе становления, и как об уникальной области человеческого знания, которое имеет глубокие исторические и культурные основания во всей истории человечества.

Человек включен в процессы исторического развития, исторических трансформаций, временно́й перспективы. Жизнь человека и развитие культуры проистекают в исторически обусловленных реалиях. Большинство феноменов как индивидуальной человеческой психики, так и социально-психологических, социокультурных, этнопсихологических невозможно понять и интерпретировать вне конкретных исторических контекстов. Человек выступает одновременно и продуктом и субъектом культурно-исторической эволюции.

В современном мире, который становится все более динамичным, изменчивым, мобильным, уже не только для узких специалистов значимо владеть психологическим знанием, но и для каждого человека становится важным обрести осознанный инструментарий самопознания, саморегуляции, выстраивания отношений с людьми, познания других и себя самого. Когда ценность отдельной человеческой личности является более высокой, а социальная ситуация ускоренно изменяется – психологическое знание становится ключевым для каждого человека в отдельности и для общества в целом. Знать себя, свои возможности развития, понимать другого, владеть способами построения продуктивных форм коммуникации и т.д. – все это стало обретать принципиальную значимость сегодня. Тем более актуально психологическое самопознание для тех сфер жизнедеятельности, которые относятся к системе взаимодействия "человек – человек".

В западной культуре (Западной Европе и Северной Америке) психология (как теория, так и практика) в XX в. стала во многом определяющей в развитии культуры. Она вошла в повседневную жизнь почти каждого человека, используется в прикладных задачах практически в каждой отрасли промышленности, экономики, в социальной сфере. В России, традиционно обладающей психологически-ориентированной философско-научной школой, психологическая практика и прикладная психология стали активно развиваться только в последние десятилетия и постепенно входить в нашу повседневную жизнь.

Становление отечественной психологической науки и практики неразрывно связано с той особенной сферой социальных отношений, предметом которой является развитие человека и становление личности – сферой образования. Центром этой сферы является научная психология образования, которая базируется на общепсихологических знаниях, на гуманистическом понимании психологии личности, возрастной психологии, психологии развития и социально-психологических закономерностей. В свою очередь, психология образования становится собственно научным основанием для построения практики образования.

Данный учебник, раскрывающий основы теории и практики современной психологии образования, призван сформировать у студентов педагогических специальностей общие представления о ключевых вопросах психологии на материале общей психологии, психологии личности, возрастной психологии и психологии развития, социальной психологии и педагогической психологии с целью психологического обеспечения будущей профессиональной деятельности.

Структура и ОГЛАВЛЕНИЕ учебника определяются новыми Федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения. При этом авторы, представляя заданный круг вопросов, опирались на культурно-исторический и субъектно-деятельностный подходы, которые приняты в отечественной психологии.

Каждая глава учебника направлена на включение студента в каждую из трех форм познавательной активности – в учение, практику и в исследование. Учение здесь связано с присвоением основных психологических понятий и современных представлений о психологических феноменах, с пониманием известных в современной науке закономерностей, которое подразумевает знакомство с ОГЛАВЛЕНИЕм теоретического раздела глав, а также с дополнительной, рекомендованной по каждому разделу литературой. Практика предполагает проведение самостоятельных лабораторных или практических действий, выполнение практических заданий, иллюстрирующих полученные теоретические знания. Исследование предполагает обретение студентами инструментов самостоятельного познания психологии образования человека в рамках локальных исследовательских заданий, которые позволяют выйти студенту на уровень субъекта собственного учебного процесса. Материал учебника выстроен с учетом педагогической направленности подготовки студентов.

В список основной рекомендуемой литературы по главам входят учебники, учебные пособия и монографии, изданные или переизданные в последние годы, т.е. доступные студентам. В список дополнительной литературы входят основные фундаментальные работы по теме, а также работы, полезные для выполнения самостоятельных заданий и проведения исследований.

* * *

Дисциплина "Психология" вместе с дисциплинами "Педагогика", "Возрастная анатомия, физиология и гигиена", "Основы медицинских знаний и здорового образа жизни", "Безопасность жизнедеятельности", "Методика обучения и воспитания" обеспечивают подготовку следующих компетенций (в рамках освоения базовой части профессионального цикла подготовки бакалавров):

– осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

– способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

– владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

– способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

– способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5);

– способность разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

– способность решать задачи воспитания и духовнонравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

– готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);

– способность осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4);

– способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

– готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);

– способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7);

– готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-8);

– способность разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК-9);

– способность выявлять и использовать возможности региональной культурно-образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

– готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

– способность разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК-12);

– способность использовать в учебно-воспитательной деятельности обоснованные методы научного исследования (ПК-13);

– владение культурой мышления, способностью к обсуждению, анализу, воспитанию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

– способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

– способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

– способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);

– готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

– готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

– способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

– владение одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать из зарубежных источников и оценивать информацию в области профессиональной деятельности (ОК-10);

– готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

– готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

– готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

– способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

Освоение дисциплины "Психология" значимо для дальнейшего становления знаний, умений, навыков бакалавра в рамках дисциплин вариативной части профессиональной подготовки.

При изучении дисциплины "Психология" бакалавр должен:

знать:

• особенности педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;

• теории и технологии обучения, воспитания и духовного развития личности, сопровождения субъектов педагогического процесса;

• закономерности физиологического и психического развития и особенности их проявления в образовательном процессе в разные возрастные периоды;

• способы психологического и педагогического изучения обучающихся;

• способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

• способы построения межличностных отношений;

• особенности социального партнерства в системе образования;

• способы профессионального самопознания и саморазвития;

уметь:

• использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения профессиональных задач;

• учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

• учитывать в педагогическом взаимодействии особенности индивидуального развития учащихся;

• проектировать учебно-воспитательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

• создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;

• использовать в учебно-воспитательном процессе современные образовательные ресурсы;

• взаимодействовать с различными субъектами педагогического процесса;

владеть:

• способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);

• способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;

• способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений;

• способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

• способами проектной и инновационной деятельности в образовании;

• способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;

• способами совершенствования профессиональных знаний и умений.