Предисловие

Курс психологической диагностики необходим в подготовке психологов, так как они должны знать современные методы и методики психодиагностики и уметь использовать их в своей профессиональной деятельности. Психодиагностика является основой деятельности практического психолога, поскольку любая психологическая помощь должна быть индивидуализирована. Индивидуализацию в работе с клиентами и пациентами психолога обеспечивает именно использование психодиагностических методов и методик.

Психологическая диагностика — одна из отраслей психологической науки, разрабатывающая проблемы конструирования методов и методик оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также использования этих методов и методик в практических целях. Можно выделить две функции психологической диагностики — научную и практическую.

Первая характеризует ее как научно-исследовательскую область и представляет собой деятельность по конструированию психодиагностических методик. Психодиагностические методики — это специфические психологические средства, предназначенные для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей людей. Поскольку их используют в практических целях, к ним предъявляются особые требования, связанные с повышением точности и объективности показателей, они разрабатываются по определенным правилам и проверяются по ряду критериев. Это делается в первую очередь для того, чтобы оценить их качество и практическую полезность, пригодность для решения прикладных задач.

Вторая функция психодиагностики реализуется практическими психологами, использующими диагностические методики. Практики обращаются к ней, когда сталкиваются с задачами, для решения которых необходимо считаться с индивидуально-психологическими особенностями людей или учитывать психологические различия между группами людей, объединенных по какому-то признак)^. Психодиагносты-практики измеряют, анализируют, оценивают индивидуальные особенности человека или выявляют групповые различия. Эти виды деятельности практических психологов называются постановкой психологического диагноза и осуществляются ради решения определенных прикладных задач. Слово "диагноз" происходит от греч. diagnosis, что означает распознавание, обнаружение. Диагностика — это постановка диагноза. Как ставится диагноз? Конечно, можно подметить отдельные психологические особенности людей, опираясь на житейский опыт, здравый смысл, психологическое чутье. Но такой диагноз будет неточным, субъективным, имеющим ошибки, цена которых может быть высока. Поэтому психодиагност использует специальный методический инструментарий.

В разных жизненных сферах и видах деятельности возникают практические задачи, успешность решения которых зависит от учета индивидуальных или групповых психологических особенностей людей. Так, в практике образования и воспитания необходимо выявление психологических различий между детьми для осуществления индивидуального подхода к ним. Для обеспечения эффективной профессиональной деятельности иногда требуется отбор по психологическим и психофизиологическим качествам. Психологический диагноз может быть основой оптимального выбора профессии и профессионального самоопределения личности. Количество примеров практических задач, требующих постановки психологического диагноза, может быть многократно увеличено. По существу, учет индивидуально-психологических особенностей людей необходим для повышения эффективности любой деятельности. Это касается и работы психолога-практика, чья задача — оказание разных видов помощи обращающимся к нему индивидам.

В психологической помощи часто нуждаются люди, оказавшиеся в ситуации объективного или субъективного неблагополучия (т.е. переживания недовольства собой, окружающими, своими отношениями с ними, жизнью в целом). Так, в работе психолога-консультанта психодиагностика занимает важнейшее место, поскольку любые советы, консультация, рекомендация возможны только при предварительном анализе личности консультируемого в свете проблем, которые его волнуют. Не менее важна психологическая диагностика и для успешности других видов практической помощи психологов — психотерапии, тренинговых воздействий, коррекционно-развивающей работы и др. Все они должны быть индивидуализированы, т.е. должны опираться на всесторонний и глубокий анализ личности и индивидуальности обратившегося за помощью.

Итак, психологическая диагностика — это основа деятельности любого практического психолога, чем бы он ни занимайся (индивидуальным консультированием, профессиональной ориентацией, профессиональным отбором и организацией профессионального обучения, психотерапией и проч.), в какой бы сфере он ни работал — в школе, клинике, на производстве, в агентстве по подбору кадров и т.д.

Обе названные функции психодиагностики (создание методик и их использование на практике) не осуществляются изолированно, они могут обнаруживаться в единстве, в деятельности одних и тех же специалистов. Такт создатели методик нередко не только проверяют их, применяя на практике, но и решают при этом определенные актуальные прикладные задачи, а также опираются па опыт психологов — пользователей методик. Практические психологи в свою очередь применяют уже разработанные диагностические методики и при этом в своей деятельности нередко сталкиваются с необходимостью составить схему наблюдения или сформулировать вопросы диагностического интервью, разработать тест достижений или биографическую анкету и проч. Поэтому психологи-практики должны обладать навыками конструирования таких методик и при необходимости использовать эти навыки, решая возникшие в их практике задачи.

Еще одно объединяет создателей методик и практиков-пользователей: в какой бы сфере ни работал психодиагност (в научно-исследовательской или прикладной), он не должен забывать о том, что психодиагностика составляет одну из отраслей психологической науки. Поэтому без глубокого знания психологии, без понимания ее принципов и законов нельзя заниматься психодиагностикой.

Разработка диагностической методики — сложный процесс, существенно отличающийся от житейских представлений о том, что достаточно только создать задания или сформулировать вопросы. Ошибочно поверхностное и упрощенное отношение к психодиагностическому инструментарию, когда так называемым психологическим тестом считается любой комплекс заданий, не имеющий научного обоснования и не прошедший необходимой проверки. В плену таких представлений оказался изобретатель Томас Эдисон, предложивший в 1921 г. в качестве теста случайный набор вопросов, которые сам Эдисон считал чрезвычайно простыми. Среди них были, например, такие: "Какой телескоп является самым большим в мире?", "Каков вес воздуха в комнате объемом 20 х 30 х 10 футов?", "Какой город в Соединенных Штатах лидирует в производстве стиральных машин?". Выпускники колледжа смогли дать всего несколько правильных ответов на вопросы этого "теста", и это способствовало тому, что было подорвано доверие к самому методу тестирования и снизился научный авторитет психологической диагностики[1].

В настоящее время общепризнанно, что диагностическая методика может принести ощутимые результаты, если будет иметь теоретическое обоснование и соответствовать установленным методическим критериям. Поэтому создание методик требует большой исследовательской и методической работы. Но такая работа неизбежна, поскольку признаются большое общественное значение психологической диагностики, ее практическая ценность.

Отсутствие теоретической базы было основной причиной критических выпадов в адрес психодиагностических методов (тестов), их считали, по выражению выдающегося отечественного психолога, профессора Б. М. Теплова (1896—1965), "слепыми пробами", поскольку тестологи нередко не умели обосновать и объяснить того, что зафиксировано в результатах тестирования. Углубляясь в обслуживание практики, диагностика на раннем этапе своего развития стала отдаляться от психологии. У нее сложился свой понятийный аппарат, свои методические процедуры и критерии достижений. Возникла угроза депсихологизации диагностики.

Однако за последние десятилетия теория психологической диагностики сделала большой шаг вперед, и хотя нельзя признать, что уже сделано все возможное и необходимое в этом направлении, сейчас достигнуто главное — общее признание того, что психологическая диагностика не может быть оторвана от основного пути развития общей психологии и всех ее отраслей. Безусловно, остается ряд теоретических проблем, требующих своего решения (соотношение между константностью и изменчивостью индивидуальности, генотипические и средовые факторы развития, природа и сущность способностей и одаренности и др.)" но чаще всего это общепсихологические проблемы, решение которых возможно только совместными усилиями психодиагностов и представителей других отраслей психологии. Процесс теоретического осмысления ряда психологических явлений и свойств пока далек от своего завершения, и это объясняется не только уровнем развития психологической науки в целом, но и сложностью изучаемых ею объектов. Неоднозначное толкование психологических явлений и свойств, разнообразие подходов к их исследованию, конечно, препятствуют разработке методов их диагностики. Но это не означает, что не должны разрабатываться психодиагностические методики и проводиться исследования в направлении уточнения тех характеристик, которые ими оцениваются.

Теоретическое обоснование психодиагностических методик, с которого должна начинаться их разработка, обусловлено не в последнюю очередь практической необходимостью интерпретации их показателей. Вопрос о правильной оценке результатов испытуемого при диагностировании следует отнести к числу самых важных и сложных для диагноста. Вместе с тем такая оценка является необходимой, поскольку без нее невозможно использование полученной информации. Строго диагностическое и тем более прогностическое значение первичная информация, получаемая с помощью методик, приобретает только в результате корректной и квалифицированной ее интерпретации, которая основана на отчетливом понимании сущности того, что измеряется. Кроме того, очевидно, что правильный диагноз невозможен без знания основных законов психологии. Например, такого, как закон апперцепции, согласно которому постулируется, что человек воспринимает мир (и любой его стимул) не непосредственно, снимая слепки с действительности, а опосредованно, пропуская его сквозь призму личного опыта. Последний не только направляет восприятие и понимание диагностических заданий, но и вызывает определенные ответные реакции на них со стороны испытуемых, обусловливая дифференциальные различия. Следовательно, без опоры на подлинные научные психологические знания невозможна квалифицированная интерпретация диагностических показателей.

Вместе с тем нельзя не признать, что развитие психологической диагностики способствует исследованиям в других областях психологической науки. Дело в том, что знание и оценка индивидуальных различий между людьми необходимы для того, чтобы определить границы действия законов психологии, а также приблизить ее к реальной жизни, сделать практически полезной. Представления о всеобщности и неизменности законов грозят науке бесплодием в ее жизненном воплощении, оторванностью от фундамента реальной жизни. Поэтому игнорирование индивидуальных различий и наук, изучающих эти различия, отсутствие научной разработки проблем индивидуальности приводит к отставанию фундаментальной психологии, мешает ей завоевать себе прочный авторитет в общественном сознании. Как писал Б. М. Теплов, если общие психологические закономерности не опосредованы знанием индивидуальных различий, то они становятся столь абстрактными, что их практическая ценность представляется сомнительной[2].

Итак, психологическая диагностика и общая психология со всеми ее отраслями тесно связаны между собой, и их развитие происходит согласованно.

Что характеризует современную отечественную психологическую диагностику? Одной из острых проблем психологической практики является уровень профессиональной подготовки специалистов, в том числе и в области психодиагностики. В связи с этим принципиально важно понимать, к каким последствиям может привести использование психодиагностических методик непрофессионалами, дилетантами — людьми, далекими от психологии и психодиагностики. Отчасти это можно объяснить нехваткой специалистов (из-за трагической истории отечественной психодиагностики). Использование диагностических методик неспециалистами приводит в первую очередь к неверным оценкам и выводам в отношении психологических возможностей людей и, как следствие, к утрате доверия к психологической диагностике и ее методам. Именно поэтому в настоящее время остро стоит вопрос подготовки квалифицированных психодиагностов, а также тщательной и постоянной оценки качества работы тех психологов, которые используют диагностические методы. Российское психологическое общество вплотную подошло к решению задачи проводить экспертизу и сертификацию психодиагностов, использующих диагностические методики.

Как отличить квалифицированного психодиагноста от неспециалиста? Один из симптомов непрофессионализма — так называемая диагностомания, проявляющаяся в стремлении во что бы то ни стало и как можно быстрее поставить диагноз, сделать выводы по неотчетливым и недостаточным признакам.

Диагностомания — это компенсация низкой квалификации психодиагноста. Ее часто сопровождает чрезмерное, иногда недостаточно осмысленное использование специальной психологической терминологии, злоупотребление психодиагностическими понятиями, неумение просто и доступно, ясными "житейскими" словами объяснить смысл диагностических показателей и сделать на их основе адекватные выводы.

К непрофессионализму можно отнести и неправильное представление о возможностях применяемых психодиагностических средств, о том, что сделанные выводы могут использоваться в качестве безоговорочных рекомендаций; абсолютизацию получаемых с помощью этих средств данных, "навешивание ярлыков". Неквалифицированный пользователь рассматривает диагностические показатели испытуемого как имеющие абсолютное значение, окончательно определяющие всю его будущую деятельность, предсказывающие учебные и профессиональные успехи. Специалист понимает изменчивость личности и индивидуальности и не пытается давать долговременные прогнозы, понимая вероятность совершения ошибки.

Специалист-психодиагност понимает возможности и ограничения своих методик, те допущения, которые были сделаны при их разработке, связанные с ними границы выводов, которые на их основе можно сделать, возможные ошибки при использовании разных типов методов и вероятность их совершения. Он ориентируется в базовых теоретических проблемах психологической диагностики, важнейшими среди которых являются соотношение диагноза и прогноза, предсказательные возможности диагностических результатов, влияние социокультурного фактора на диагностические показатели.

Все перечисленные и целый ряд других не менее важных вопросов относятся к теоретическим основам психологической диагностики. Вез их понимания невозможно как конструирование, так и правильное применение диагностических методик.

Справедливая оценка отрицательных сторон и недостатков диагностических методик не должна приводить к нигилистическому отрицанию психологической диагностики, признанию непригодности ее методов для решения практических проблем. Плохи не тесты и другие методы психологической диагностики, а неправильное их использование без опоры па знание теории этой науки. Кроме того, довольно часто диагностические методы упрекают в тех недостатках, которые существовали в них в 30—50-е гг. XX в. (отсутствие теоретической валидности, неучет социокультурных различий индивидов и проч.). Как указывали в конце 1960-х гг. ведущие отечественные психологи А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и А. А. Смирнов, преувеличение недостатков психодиагностики, неправомерно расширительное толкование критических замечаний по отношению к тестам привели к отказу в 30—60-е гг. XX в. в нашей стране от разработки научно обоснованных методов диагностики.

В последние десятилетия наблюдается усиление интереса к психодиагностике в нашей стране, что в немалой степени связано с развитием разных областей практики. Вместе с тем потребность в психодиагностических методиках велика и в психологических исследованиях, так как их отличает наибольшая точность и объективность по сравнению с другими психологическими инструментами. Особая отработанность и высокое качество психодиагностических методик объясняются тем, что они всегда разрабатывались для решения прикладных задач, по практическому запросу, когда цена ошибки в диагнозе может быть велика. Психодиагност, используя свои методы, часто определяет будущее других людей, так как от его диагноза и прогноза могут зависеть их жизненные планы, их настоящее и будущее. Психодиагностическое обследование в целях постановки индивидуального диагноза является средством обеспечения помощи конкретному человеку.

Понимая общественную значимость психологической диагностики и положительно оценивая интерес к ней в нашей стране на современном этапе, нельзя вместе с тем не отметить, что квалифицированных психодиагностов в нашей стране недопустимо мало, па порядок меньше тех, кто занимается практической психологией. Вот некоторые распространенные ошибки, присущие отечественной практической психологии, которые следует преодолеть:

— некритическое использование зарубежных методик, основанное на непонимании влияния фактора культуры на их результаты;

— использование методик без отчетливого понимания того, что они измеряют; доверие к названию, "ярлыку" методики без попытки понять историю ее создания и развития (а иногда изменения) представления об измеряемых ею характеристиках;

— статический подход к исследуемым индивидам, фактическое отрицание развития при прогнозе и потому неоправданно категоричные выводы и заключения. Важно правильное понимание соотношения между относительной константностью и изменчивостью индивидуальности. Изменчивость индивида во времени, в процессе онтогенеза сочетается с относительной константностью условий развития, обеспечивающих ее стабильные взаимодействия с окружающей средой, сохраняющих константность структуры индивидуальности. Именно относительная константность личности позволяет психологу дать прогноз ее поведения и переживаний;

- использование методик неспециалистами, связанное с непониманием значения специального образования. Это распространенная ошибка отечественной психологической практики. Кроме того, встречаются и настоящее дилетантство, шарлатанство, проявляющиеся в составлении доморощенных, не прошедших серьезной проверки методик и использовании их на практике людьми, не имеющими нс только необходимых специальных знаний в области психологической диагностики, но и вообще психологического образования.

Настоящим бедствием для отечественной психологической диагностики является неконтролируемый поток изданий, в которых собраны диагностические методики. Эти издания, безусловно, следует считать пиратскими, поскольку собранные в них методики печатаются без согласия их авторов или их правопреемников. Для любого психодиагноста очевидным и незыблемым является требование ограничения распространения своих методик — это одно из основных требований, включенных в этический кодекс психодиагноста. Его соблюдение необходимо для того, чтобы диагностические методики не попадали в руки непрофессионалов, а также тех, кто в дальнейшем будет подвергаться диагностированию.

Предварительное знакомство испытуемого с психологической методикой не позволит диагносту поставить правильный диагноз. Следовательно, неконтролируемое распространение методик, их свободная продажа лишают профессионального диагноста его инструментария, делают его безоружным и бессильным в отношении специфических практических задач, требующих выявления психологических особенностей человека. Вряд ли поэтому можно считать психодиагностами тех, кто публикует сборники диагностических методик. Их непрофессионализм подтверждается и тем, что в издаваемых ими сборниках, как бы красиво они ни назывались — "Лучшие психологические тесты" (1992—199-1), "Энциклопедия психологических тестов" (1997), "Практическая психодиагностика" (2000), — неисчислимое количество ошибок, неточностей как в стимульном материале и ключах, так и в понимании и интерпретации результатов методик.

Отмеченные проблемы, связанные с использованием и разработкой психодиагностических методик, являются следствием того, что психологическая диагностика как учебная дисциплина появилась в нашей стране сравнительно недавно — в 80-е гг. XX в. Спрос на специалистов в этой области значительно превысил предложение, и это привело к потоку неподготовленных людей, хлынувших в психологическую диагностику. Отсутствие даже минимальной психодиагностической подготовки приводит к деградации психологической практики, которая пока еще не ощущается обществом. Однако это — дело времени. Если ситуация не изменится, а дилетанты и шарлатаны и впредь будут идентифицироваться с образом психодиагноста, в обществе возникнет ложное негативное представление о психологической диагностике.

Предлагаемый учебник предназначен для студентов, специализирующихся в области психологии и изучающих курс "Психологическая диагностика" в высших учебных заведениях, а также для получающих высшее образование в других научных областях, но проходящих в рамках учебного плана курсы по общей психологии и психодиагностике. Он знакомит с понятийным аппаратом и историей, основными теоретическими проблемами и принципами психологической диагностики, а также с ее специфическим инструментарием. В учебнике содержится информация о наиболее применимых в нашей стране диагностических методиках, оценивающих разные стороны личности и индивидуальности, обсуждаются возможности и способы их использования. Это необходимо для понимания целей и задач, стоящих перед психодиагностами, формирования представления о правилах применения психодиагностических знаний, анализа и интерпретации результатов диагностических методик, выбора адекватных диагностических средств и использования их для решения конкретных практических задач, овладения правилами написания психологических заключений и сообщения диагностических результатов.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать

• имеющиеся в отечественной практике качественные психодиагностические методики;

• возможности разных методов диагностики в решении практических задач, встающих в деятельности психолога;

• основные виды экспертной деятельности и роль психолога в различных видах экспертизы;

• ОГЛАВЛЕНИЕ основных нормативных документов и этических принципов, регламентирующих деятельность психолога в экспертной практике;

уметь

• выбирать психодиагностический инструментарий для решения практических задач с учетом специфики методик и индивидуальности обследуемого;

• определять последовательность (программу) их применения;

• самостоятельно проводить психодиагностическое обследование в соответствии с исследовательскими задачами и этико-деонтологическими нормами;

• самостоятельно проводить обработку и анализ полученных данных;

• квалифицированно проводить психодиагностическое исследование в рамках различных видов экспертизы (судебно-психологической, военно-психологической, психолого-лингвистической, медико-психолого-социальной), анализировать его результаты, формулировать экспертное заключение, адекватное задачам экспертизы и запросам пользователя;

владеть

• навыками планирования психодиагностического исследования с учетом нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик;

• способами анализа и интерпретации полученных при обследовании результатов;

• навыками письменного составления на их основе развернутого структурированного психологического заключения;

• умением обеспечить клиента и заказчика услуг информацией о результатах диагностики; умением формулировать рекомендации для определения целей психологического вмешательства.

Коллектив авторов рассчитывает, что учебник окажется полезным не только в процессе усвоения учебной дисциплины "Психологическая диагностика", но и в последующей профессиональной деятельности.