ПРЕДИСЛОВИЕ

Растущее в мире значение ЕС привело к появлению и росту популярности сравнительно нового для России объекта правового регулирования – комплексной правовой системы этого уникального интеграционного объединения. Это закономерный результат исторического процесса, который нельзя игнорировать, в том числе и в сфере юридического образования.

Анализируя палитру современных подходов российских вузов к изучению и преподаванию права, регулирующего деятельность ЕС, мы наблюдаем объективно складывающуюся картину: основные направления исследований в этой области формируются в вузах и научно-исследовательских институтах, лидирующих в своих сферах. Это, прежде всего, Институт европейского права и Европейский учебный институт МГИМО(У), Российский университет Дружбы пародов, Институт государства и права РАН, Санкт-Петербургский университет. Интересные наработки есть в МГУ, в вузах Нижнего Новгорода, Казани, Калининграда, Йошкар-Олы и других городов России.

За полтора десятилетия существования специализированной кафедры в МГЮА сформировалась своя собственная школа преподавания и исследования права ЕС, специфику которой мы видим в поисках не международной, не конституционной, не какой-либо иной специализированной, но объективно "европейской" направленности. В этом процессе мы с признательностью используем опыт и достижения наших российских и зарубежных коллег и радуемся их успехам.

Результаты научных изысканий в практике обучения в разных вузах выражаются в освоении и преподавании соответствующих учебных курсов, нередко приспосабливаемых к целям и задачам конкретного учебного заведения. Отсюда – некоторые различия в объеме, формах и характере изучения и преподавания этого предмета. В одних вузах он называется со всей четкостью и определенностью "правом Европейского Союза", в других – "европейским правом", понимаемым в "узком значении". По мере расширения числа стран, входящих в ЕС, и регулируемых правом Союза сфер общественных отношений, былой спор о названии предмета изучения становится все менее принципиальным, поскольку не влияет на суть и характер содержания реально преподаваемого в вузах материала. Преподается то, что реально можно вложить в ограниченные рамки учебной программы, т.е. по содержанию – это в любом случае базовая составляющая европейского права – т.е. право Европейского Союза.

Внедрение права ЕС (европейского права) в вузах России одновременно стимулирует совершенствование деятельности других кафедр в ходе реализации общей реформы правового образования в нашей стране, осуществляющей переход на болонскую систему.

1 мая 2004 г. произошло самое крупное с момента образования Союза увеличение числа его членов. В ЕС вступили еще 10 стран (Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония). С 1 января 2007 г. с присоединением к ЕС Болгарии и Румынии членство в Союзе выросло до 27, совокупное население превысило 500 млн человек, а территория составила 4,25 млн кв. км. Начался активный процесс постепенного "вживания" новых членов в ЕС. Например, переход вступивших в Союз государств на евро – единую европейскую валюту – происходит с 2007 г. по мере достижения ими соответствующего уровня.

Сегодня Европейский Союз с общей границей и единым визовым режимом, единым внутренним рынком, высшими институтами власти и значительными финансовыми ресурсами проводит все более согласованную внутреннюю и внешнюю политику, уверенно расширяет экспансию единой европейской валюты и создает для охраны своей безопасности весьма мощные вооруженные формирования. В мировом общественном сознании он уже воспринимается в качестве признанной, хотя и непривычной "коллективной наднациональной сверхдержавы", имеющей свои геополитические интересы и увеличивающей свое влияние на процессы глобального масштаба.

В своем более чем полувековом развитии Европейские сообщества уже прошли большой путь от международных организаций с довольно узкой и конкретной сферой деятельности (уголь и сталь, атомная энергетика) до широкого экономического сотрудничества и далее – до создания уникального, всеобъемлющего интеграционного, в большой степени государствоподобного международного объединения с элементами наднациональности и с почти универсальной компетенцией – Европейского Союза.

Чисто экономические, как это было сначала, цели и задачи Союза с логической неизбежностью дополнились тесно взаимосвязанными внешне- и внутриполитическими направлениями деятельности: финансовыми, налоговыми, военными, административными, транспортными, образовательными, экологическими и другими сферами сотрудничества.

Чрезвычайно интересным представляется тот факт, что наиболее активное развитие ЕС по времени совпало с развалом Советского Союза и кардинальным изменением прежде двухполярного мира. В связи с этим на первое место, как представляется, выходит геополитическая составляющая развития ЕС как возможного противовеса однополюсному миру. С его участием возможно формирование новой всемирной "системы сдержек и противовесов" для более эффективного, мирного, демократического, социальноориентированного развития человечества в третьем тысячелетии, что следует из Лаакенской декларации о будущем Европейского Союза (15 декабря 2001 г.)[1].

Экономическое, конституционное и политическое развитие Европейского Союза со всей объективностью доказывает справедливость основополагающих идей конституционной экономики[2]. Экономические цели и задачи этого уникального интеграционного объединения "заставили" входящие в него государства вносить существенные изменения в свои конституции и поставить вопрос о принятии общей Конституции для всей Европы.

В складывающихся практических шагах и предпосылках конституционного строительства ЕС именно в русле идей конституционной экономики происходит, например, переосмысление и "переналадка" в соответствии с его уникальной надгосударственно-международной природой для новых условий, задач, целей и институтов ЕС принципа разделения властей (а точнее – принципа предоставления полномочий).

В рамках правовой системы ЕС формируются уникальные механизмы защиты прав человека не только от лиц, институтов и органов, их нарушающих, но и от наднациональных институтов и органов самого Союза. Создаются демократические правовые инструменты, позволяющие согласовывать динамику процессов интеграции и глобализации с интересами государств, регионов, а главное – человека, положение которого все более становится определяющим критерием оценки прогресса нашей цивилизации.

Более половины внешнеторгового оборота России сегодня приходится на Европейский Союз, а общая граница составляет 2200 км. Торговля России даже с традиционными партнерами из Восточной и Центральной Европы уже строится в соответствии с новыми, более высокими европейскими стандартами, нормами и правилами. Следовательно, и наша собственная жизнь, и общая расстановка сил в мире все больше зависят от "европейского фактора".

Право ЕС в третьем тысячелетии превратилось в одну из наиболее динамичных, разработанных и активно развивающихся правовых систем современного мира. Изменения в праве ЕС связаны, в первую очередь, с ускоренными темпами и глубиной интеграции, которые, несомненно, требуют переосмысления и правового оформления (законодательство о введении единой валюты "евро"; регламенты, учреждающие единые для всего ЕС организационно-правовые формы юридических лиц; решения но вопросам формирования общей оборонной политики и специальных органов управления силами быстрого реагирования ЕС – Военный штаб ЕС, Военный комитет; подготовка и издание начиная с 1999 г., нормативных актов Союза в сфере уголовного права и процесса, гражданского процессуального права и др.).

Параллельно с активизацией нормотворческой деятельности надгосударственных органов власти ЕС в последние годы происходили серьезные внутренние преобразования в устройстве самой организации ЕС. Дважды – в 1997 г. в Амстердаме и в 2001 г. в Ницце – пересматривались учредительные документы Союза. В конце 2000 г. впервые в своей истории ЕС разработал и утвердил собственный полноценный "билль о правах" (Хартию Европейского Союза об основных правах от 7 декабря 2000 г.). За это время приняты многочисленные судебные решения, внесшие свой вклад в дальнейшее развитие ЕС.

Важнейшим событием в правовом развитии ЕС явилась разработка проекта первой в истории нашей планеты наднациональной Конституции – Конституции для Европы. Новый конституционный документ был призван кодифицировать существующее первичное право Союза и заменить собой действующие учредительные договоры. Конституция представляет собой попытку осуществить самую масштабную реформу правовых устоев Союза за все время его существования. И хотя к началу 2007 г. около 20 государств ратифицировали Договор о Конституции, негативные референдумы во Франции и Голландии блокировали вступление его в силу.

В результате поисков выхода из сложившегося положения к лету 2007 г. был найден компромиссный вариант – сократить объем документа, убрать из него наиболее государствоподобные черты и перенести все принципиально необходимые положения конституционного проекта в якобы "обычный" договор о поправках к действующим учредительным договорам.

Именно роль "подмены" конституционной революции договорной эволюцией и призван сыграть подписанный в конце 2007 г. Лиссабонский договор о внесении изменений в первичное право ЕС, включивший в себя, по мнению европейской прессы, 90% положений проекта Конституции[3].

Процесс ратификации этого договора был успешно завершен практически во всех странах Союза, но натолкнулся на отрицательные результаты референдума в Ирландии в июне 2008 г. Для вступления Лиссабонского договора в силу потребовался повторный референдум в Ирландии, после которого 1 декабря 2009 г. договор, наконец, вступил в силу.

Эта реформа дала новый импульс развитию права ЕС, и как следствие, стимулировала дальнейшие исследования в этой области в России и других странах СНГ.

Достоинством четвертого издания учебника является то, что он полностью подготовлен на основе положений Лиссабонского договора, что делает его сегодня самым современным и фундаментальным на рынке учебной литературы по праву ЕС. Переход российского высшего образования на болонскую систему потребовал подготовки полноценного учебника нового, магистерского уровня, что и стало главной задачей этого издания. При этом для обеспечения полноты изложения материала и удобства пользования учебником студентами было решено издать его в двух томах, что, собственно, вполне соответствует и внутренней логике предмета. Первый том раскрывает общетеоретические вопросы теории права ЕС, прежде всего конституционное, административное и институциональное право Союза, которые одновременно практически соответствуют обстоятельно изложенному курсу бакалавриата. Второй – сконцентрирован на изучении около 30 различных сфер правового регулирования и составляет вместе с первым томом максимально полный магистерский курс по праву ЕС.

Несмотря на упомянутые сложности развития, правовые достижения Союза приближаются к качественно новому – конституционному уровню. Это требует переосмысления многих теоретических положений конституционного, международного права и должно придать праву ЕС новое звучание.

Право ЕС воплощает в себе, казалось бы, несовместимые, но жизненно необходимые для его существования черты. Так, оно одновременно и вполне компромиссно, поскольку принимается государствами-членами по взаимному согласию, и в то же время обязательно, поскольку принцип верховенства права Союза направлен на обеспечение общих интересов.

В рамках права ЕС как уникальной правовой системы происходит формирование своего собственного своеобразного метода регулирования общественных отношений, отражающего его природу. Право ЕС имеет черты, более всего сходные с международным и конституционным правом. При этом для международного нрава характерен прежде всего метод координации интересов равноправных суверенных партнеров, а для конституционного права основополагающим является метод субординации, предусмотренный иерархией конституционных и иных норм. В праве ЕС эти два основополагающих метода удивительным образом переплетаются: сначала нередко с использованием международно-правовых механизмов достигается координация, согласованность позиций, а затем – посредством государствоподобных и надгосударственных средств – осуществляется подчинение и реализация согласованных ранее договоренностей. Это можно назвать методом "скоординированной субординации". Такое диалектическое единство и борьба противоположностей является одним из главных "двигателей" европейской интеграции.

Цели, которые ставит перед собой Европейский Союз, подчеркивают особую роль этой организации в формировании, формулировании и дальнейшем развитии ценностей, которые носят не только общеевропейский характер, но являются концентрированным выражением высочайших общечеловеческих цивилизационных достижений в области права. Именно в ЕС происходит формирование самых передовых правовых идей, тенденций и традиций, "кристаллизация" мировых общедемократических стандартов, которые призваны стать образцом подхода к решению правовых проблем во всех странах нашего все более единого и все более усложняющегося мира.

Право ЕС, направленное на защиту прав человека, с одной стороны, является продолжением международного гуманитарного права с его особенностями. С другой – оно имеет и наднациональный, государствоподобный характер, и в нем все более проявляется тенденция к федерализации. Это с неизбежностью приводит к добровольному ограничению суверенитета государств – членов ЕС. Учитывая усиливающееся значение гражданства Европейского Союза, гуманитарное право ЕС начинает чаще обращаться к приемам и методам, характерным для конституционного права.

На примере развития права ЕС наглядно просматривается общемировая тенденция все большего сближения и взаимодополнения конституционного права и международного права, особенно в области демократической стандартизации института прав человека и способов его защиты.

Весьма велико значение принятой в 2000 г. Хартии Европейского Союза об основных правах. Этот уникальный документ как бы подвел итог работы человечества по правовой защите прав и свобод личности за два тысячелетия и сформулировал цели и задачи гуманитарного права на третье тысячелетие. Он отчетливо отразил достижения, проблемы, тенденции и перспективы развития права ЕС в целом и правового статуса человека и гражданина на национальном, региональном, интеграционном и международном уровнях. Неудивительно, что именно Хартия стала идейной первоосновой проекта Конституции для Европы, а Лиссабонский договор придал ее положениям такую же юридическую силу, которую имеют тексты учредительных договоров.

На фоне тенденции к формированию своеобразного глобального права современности, воплощающего в себе лучшие черты и качества права демократических правовых государств планеты, именно право ЕС является сегодня наиболее близким к этому высокому идеалу. Такое глобальное право должно складываться из формирующихся на базе правового регулирования демократических региональных интеграционных группировок, которые должны постепенно соединяться в единое целое. Таким образом, демократический цивилизованный глобализм будущего должен основываться на демократическом цивилизованном регионализме настоящего, примером которого в определенной степени является Европейский Союз.

Эволюция права ЕС позволяет вывести принципиально новую тенденцию развития гуманитарного права в третьем тысячелетии. Она состоит в поиске правовых средств ограничения негативных последствий интеграции, интернационализации и глобализации. Началом этого процесса может стать предпринятая Хартией основных прав Европейского Союза попытка нового, более гармоничного сочетания прав и свобод с обязанностями и ответственностью друг перед другом, "человеческим обществом и будущими поколениями". Тем более что эта ответственность касается такого нестандартного единого комплекса субъектов, который в настоящем времени охватывает личность, государства, нации, интеграционные объединения и человечество в целом, а в будущем – обращено к еще не существующим поколениям. Эта историческая преемственность и неразрывная связь современного права с будущим, а также признание ответственности перед ним имеет, на наш взгляд, особое значение.

Развитие права ЕС отражает новое осмысление принципа ненасилия, проявляющегося в стремлении к эволюционному созиданию без разрушения, огульного отрицания и насилия, т.е. выбор объединяющейся Европой взвешенного, цивилизационного, а не революционного движения из уважаемого прошлого через толерантное настоящее к достойному будущему.

Анализ права ЕС логически подводит к выводу, что одной из его важнейших задач, хотя и не зафиксированной прямо, является создание условий для формирования на базе гражданских обществ стран-членов, посредством активной деятельности институтов и органов ЕС, основ единого гражданского общества ЕС, в рамках которого провозглашаемые права и свободы могли бы получить дальнейшее эффективное применение и развитие. Таким образом, развивающаяся нормативная база Союза, будучи результатом его деятельности, призвана одновременно осуществлять функции инструмента неуклонного самосовершенствования и саморазвития этой организации.

Необходимость адаптации учебного курса к изменениям, происходящим в праве ЕС и российского высшего образования в целом, послужила главной причиной создания новой учебной программы и подготовки четвертого, существенно переработанного издания учебника. Он направлен на совершенствование не только фактологической, но и теоретической, методологической и методической основы курса "Право Европейского Союза". Практический опыт преподавания этого предмета в МГЮА выявил как достоинства, так и недостатки существующих учебников и других учебно-методических пособий по праву ЕС, которые были учтены при подготовке настоящего издания.

Задача учебника – предоставить будущим юристам научно обоснованное, целостное, логичное и систематизированное изложение правовых основ становления, устройства и функционирования ЕС и его правовой системы. Данный курс имеет многодисциплинарный характер, поскольку входящие в его предмет вопросы являются объектом исследования различных общетеоретических, исторических и отраслевых юридических наук. Прежде всего, это конституционное право, международное право, теория государства и права, знание основополагающих понятий и категорий которых особенно необходимо для понимания всех разделов курса.

Поскольку речь идет не об одной отрасли права, а о комплексной правовой системе, аналогичной во многом правовым системам государств, система курса, как и при изучении отечественного права (как и права любой другой страны), очевидно, должна включать последовательное рассмотрение нескольких самостоятельных блоков проблем.

Вводный историко-правовой блок тома 1 знакомит с организацией ЕС. В гл. 1 рассматриваются отличия Европейского Союза от Совета Европы, анализируются экономические, политические, идеологические и культурные предпосылки его образования и этапы развития, интеграционные процессы в рамках Европейского Союза, теоретические идеи и концепции построения "единой Европы"; знакомство с историческими корнями, причинами, тенденциями эволюции западноевропейской интеграции призвано служить "фундаментом" всего курса, без чего невозможно адекватное восприятие сущности и современного положения ЕС, особенностей его правовой системы. В гл. 2 рассматриваются понятие, принципы, источники и система права ЕС, в гл. 3 – ОГЛАВЛЕНИЕ, объем, способы реализации и правовые источники компетенции ЕС в различных сферах его деятельности, в гл. 4 – институциональный механизм и функционирование основных органов Союза. Общая часть учебника завершается гл. 5, посвященной анализу правового положения человека и гражданина в Союзе. Пройдя эти ступени, читатель подходит к тому рубежу, с которого он может приступать к изучению отдельных подсистем (отраслей) в системе права ЕС.

Такая подача материала отвечает логике учебного курса "Право Европейского Союза", где в пяти главах Общей части, которая называется "Европейский Союз: устройство и правопорядок", излагаются наиболее общие концептуальные и теоретические вопросы.

В Особенной части курса (том 2), озаглавленной "Основные отрасли и сферы правового регулирования права Европейского Союза", рассматриваются конкретные отрасли права и сферы деятельности Европейского Союза. Главы, посвященные регулированию деятельности в сети Интернет, шенгенскому нраву и общей уголовной политике, а также борьбе с международным терроризмом, содержат материал, новый не только для России, но и для соответствующих учебников, издаваемых в Европе. Настоящее издание учебника содержит главы, посвященные правовому регулированию налогообложения, правовым вопросам военно-политической интеграции в рамках ЕС и т.д.

Учебник завершает раздел, посвященный правовым аспектам взаимоотношений России и ЕС, которые приобрели особую актуальность в свете подготовки нового договора, призванного заменить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 г., и глава, посвященная общеевропейским стандартам прав человека, которые рассматриваются через призму их влияния на российское право.

Прилагаемый обновленный и расширенный список литературы может оказаться полезным читателю при самостоятельном углубленном изучении различных аспектов права ЕС.

Одной из наиболее существенных трудностей при изучении зарубежного права является новизна используемых в источниках терминов, понятий, концепций, многие из которых не имеют аналогов в отечественной правовой системе и подчас не поддаются адекватному переводу на русский язык. Для обеспечения адекватности содержания используемых понятий авторы предпочли употреблять устоявшиеся в Европе их обозначения. Мы старались помочь читателю, давая подробные объяснения сущности наиболее сложных институтов европейского права, воспроизводя соответствующие термины и выражения в разных разделах книги, чтобы дать возможность привыкнуть к их восприятию в различном контексте. При цитировании текстов документов авторы иногда были вынуждены использовать (не всегда удачные) опубликованные переводы на русский язык учредительных документов ЕС. В ряде случаев новейшие документы даются в авторском переводе.

Учебник представляет собой наиболее полный и современный учебно-методический материал по изучению курса "Право Европейского Союза". В этом качестве он может использоваться для преподавания этой дисциплины в различных юридических вузах нашей страны: государственных, коммерческих, ведомственных, специализирующихся по вопросам зарубежного и международного права и т.д.

Достоинством предлагаемого учебника является его гибкий, "модульный" характер, рассчитанный на перспективу: он включает как программу-минимум для бакалавров, так и программу- максимум для магистров, которая может постепенно осваиваться по мере роста подготовленности преподавателей и студентов, а также формироваться в зависимости от особенностей вуза или специализации студентов. Он отвечает задаче подготовки как бакалавров и магистров права, так и повышению квалификации других специалистов.

Обновленное и дополненное издание учебника в двух томах призвано удовлетворить запросы и имеющих определенный опыт преподавания этого предмета кафедр, и тех, которые только начинают внедрять его в своих вузах. В нем есть и базовые основы, и обстоятельная информация для специализации в самых разнообразных сферах права ЕС. Аспиранты, ученые и практикующие юристы найдут в настоящем издании обширный ассортимент ссылок на дополнительные источники и документы, которые помогут решать возникающие теоретические и практические вопросы.

Предлагаемый читателю учебник является многоцелевым изданием: как учебно-методическая работа он раскрывает ОГЛАВЛЕНИЕ учебного курса "Право Европейского Союза" ("Европейское право") и одновременно ряд тем международного публичного права и конституционного права зарубежных стран. Он адресован, прежде всего, студентам, бакалаврам, магистрам, аспирантам, преподавателям, но по глубине раскрытия вопросов и стремлению к энциклопедизму – может заинтересовать и научных работников.

Право Европейского Союза становится все более междисциплинарным курсом с ярко выраженным сравнительно-правовым ОГЛАВЛЕНИЕм, что стимулирует конструктивное межкафедральное сотрудничество, плодотворно влияющее на развитие различных, особенно смежных, отраслей права и преподавание их в пузах. Лица, интересующиеся самыми различными сферами права, найдут в учебнике полезную информацию.

Преподаватели кафедры в качестве экспертов активно работают над совершенствованием законодательной базы отношений России и ЕС, а также участвуют в разработке правовых основ интеграционных отношений на территории бывшего СССР. Это позволило придать соответствующим разделам учебника более практически ориентированный характер.

Подготовка учебника по столь сложному и многоплановому предмету, как право ЕС – результат многолетней работы авторского коллектива и активного межкафедрального сотрудничества в рамках Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина – крупнейшего научного, методического и учебного центра. Это также продукт развивающейся координации деятельности по изучению и преподаванию права ЕС между ведущими вузами Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России, чему способствовали специальные международные и всероссийские научно-теоретические конференции, работа коллектива кафедры в рамках Европейского учебного института, организованного в целях реализации "Дорожных карт" Правительством РФ и руководством ЕС, деятельность в рамках программы TACIS и т.д.

Чрезвычайно эффективным оказалось многолетнее конструктивное сотрудничество с голландскими и бельгийскими коллегами по линии Министерства науки и образования Нидерландов при участии Центра международного правового сотрудничества (г. Лейден-Гаага, Нидерланды) и Колледжа Европы (г. Брюгге, Бельгия). С их помощью почти все авторы учебника прошли стажировку в университетах Нидерландов и Бельгии, в МГЮА им. О. Е. Кутафина созданы Информационный центр по праву Европейского Союза с адекватными библиотечными и электронными информационными ресурсами, электронный сайт кафедры в Интернете и т.д. В соответствии с программой TACIS ученые из лучших европейских университетов и научных центров читают в МГЮА им. О. Е. Кутафина лекции по праву ЕС. Члены кафедры права ЕС МГЮА им. О. Е. Кутафина приобрели опыт преподавания этого предмета вместе с ведущими зарубежными коллегами в уникальном Российско-европейском высшем учебном заведении – Европейском учебном институте. Все это позволило учесть в процессе подготовки настоящего издания как отечественный, так и зарубежный опыт преподавания и создания учебников и учебных пособий по праву ЕС.

В 2011 г. третье издание нашего фундаментального учебника, которое переросло в этот двухтомник, получило звание лауреата Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2010 г. в номинации "Юриспруденция".

Учебник написан в соответствии с федеральными образовательными стандартами Минобрнауки России 2010 г., новыми учебными программами для бакалавров и магистров 2011 г.[4] и зарубежными стандартами: в духе Болонского процесса, в том числе принципа Лиссабонской стратегии – образования в течение всей жизни, на основе учета Дублинских дескриптеров 2004 г., Программы "Настроек образовательных структур в Европе", 2006 г., Рамок квалификации для общего Европейского пространства высшего образования, утвержденных Европейским парламентом в 2008 г., Доклада Европейского Совета и Европейской Комиссии "Образование и обучение 2010".

При подготовке учебника использовались также материалы, любезно предоставленные Генеральным секретариатом Совета Европейского Союза и Представительством Европейской Комиссии в России.

Наряду с действующими законодательными актами в учебнике учтены наиболее актуальные законопроекты Европейского Союза, которые планируется утвердить в ближайшее время.

Авторы будут признательны читателям за замечания и предложения, которые можно оставить на сайте кафедры права Европейского Союза МГЮА им. О. Е. Кутафина в Интернете (eulaw.edu.ru). Некоторые новейшие документы, появившиеся уже после публикации этой книги, а также методические советы по изучению права ЕС можно также найти на этом сайте.

Это новое издание авторский коллектив хотел бы посвятить 80-летнему юбилею Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина и 15-летию родной кафедры.

Заведующий кафедрой права Европейского Союза МГЮА им. О. Е. Кутафина, доктор юридических наук, профессор кафедры Жана Монне (ЕС) С. Ю. Кашкин